Главные вкладки

    Методический семинар
    методическая разработка на тему

    Суворова Ирина Дмитриевна

    Методическая работа на тему " Формирование РУУД на уроке математика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskiy_seminar.docx35.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование регулятивных учебных действий

    средствами математики»

     Слайд 2. Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Школа сегодня стремительно меняется, пытается шагать в ногу со временем. Поэтому, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». УУД - это то, что останется после школы. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер. Универсальные учебные действия обеспечивают школьникам возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, создают условия для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию, влияют на успешность достижения образовательных результатов.

     Слайд 3.  Входная диагностика моих первоклассников и диагностика по окончанию 1 класса показали недостаточный уровень развития универсальных учебных действий, в том числе регулятивных. Среди всех видов УУД именно регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. К ним относятся (версия ОС «Школа 2100») Слайд 4:

    • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

    того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    • планирование - составление плана и последовательности действий;
    • самооценка - сличение с заданным эталоном:

    -способа действия;

    -результата действия;

    • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

    РУУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая её компоненты: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка.

      Я думаю, что если ученик будет обладать  соответствующим его возрасту уровнем развития регулятивных универсальных учебных действий, то и другие виды УУД получат хороший толчок для формирования и развития.

    Развитие  логического  мышления  учащихся  при обучении  математике, использование алгоритмизации  в большей степени способствует возможности формирования  регулятивных УУД у младших школьников.

    Слайд 5. Я предположила, что  специальная педагогическая работа по формированию регулятивных УУД  на уроках математики позволит мне повысить эффективность организации учащимися своей учебной деятельности.  Таким образом,была определена тема моей методической работы: «Формирование регулятивных учебных действий средствами математики».

    Слайд 6. Цель методической работы: получить ученика, умеющего полностью организовать успешное решение любой из обязательных предметных задач.

         Перед собой поставила следующие задачи:

    - изучить вопрос формирования регулятивных УУД средствами ОС «Школа 2100»;

    -изучить вопрос формирования регулятивных УУД средствами предмета «математика»;

    - изучить опыт учителей начальной школы по формированию РУУД у младших школьников;

    - определить способы диагностирования уровня развития регулятивных УУД у младших школьников;

    - создать методическую копилку приемов формирования РУУД.

    Слайд 7.  Научно-методической основой в моей практике стали труды Гальперина П.Я., Давыдова В.В., Леонтьева А.Н.,  Выготского Л.С., Асмолова А.Г., а так же :

    - ФГОС;

    - требования к результатам освоения основной образовательной  программы начальногообщего образования;

    -программа формирования универсальных учебных действий (раздел «Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД»);

    - методические рекомендации ОС «Школа 2100» (сайт ОС «Школа 2100» http://school2100.com/)

    В первую очередь были изучены материалы ФГОС НОО.

    Во вторую -определены педагогические средства формирования РУУД.

    Слайд 8.  С первых уроков в ОС «школа 2100» предполагается поэтапное развитие совокупности регулятивных УУД. В начальной школе формирование  регулятивных УУД осуществляется при совместной работе учеников и учителя.  Сравнивая РУУД, которыми должен обладать ученик 1 класса и ученик 4 класса, можно  наблюдать их развитие: вначале педагогический процесс взаимодействия разворачивается преимущественно относительно одного задания, а в 4 классе - относительно системы заданий, работа с которыми приводит к осознанному формулированию и применению нового.

      Слайд 9. В ОС «Школа 2100» общим для всех учебников является дидактический принцип минимакса. Этот принцип распространяется не только на содержание предметов, но и на формирование УУД, в том числе и регулятивных (прямой шрифт - необходимый уровень для 3-4 кл.,курсив - повышенный уровень для 3-4 кл.):

    -определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно;

    -выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;

    -планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;

    -работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя исамостоятельно;

    -оценивать степень успешности достижения цели по критериям, определятьпричины успеха или неуспеха.

    Слайд 10. Технологии ОС «Школа 2100» - проблемный диалог, оценивание учебных достижений, - выступают как средства формирования и развития РУУД.

    Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Проблемно-диалогическая технология позволяет формировать РУУД на всех этапах урока.

    Слайд 10. Известно, что чем младше ребёнок, тем больше решение интеллектуальной задачи требует организации коммуникации на уроках, поэтому в учебном процессе присутствуют три вида диалога:

    - учитель-ученики (фронтальная работа с большой группой детей);

    - ученик-ученики (парно-групповая работа);

    - ученик-ученик (работа в парах).

    Слайд 11.Технология оценивания учебных достижений развивает контрольно-оценочную самостоятельность. Вот так выглядит схема технологии оценивания учебных успехов, применяемая на практике:

    что  - решение задач: оценка + отметка;

    кто -   ученик (самооценка) и учитель в диалоге.

    На уроках применяю  стандартный алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

    -  Какова была цель задания?

    - Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    - Справился сам или с помощью других? (кто помогал)

    В ходе учебно-воспитательного процесса использую Дневник школьника, входящий в учебно-методический комплект  ОС «Школа 2100» - помощник  в саморазвитии школьника.  Этот дневник выступает как средство развития самооценки.

            В третью очередь изучила вопрос формирования регулятивных действий  средствами учебного предмета   математики.

    ФормированиеРУУД  при изучении математики  обеспечивается:

    • логикой развёртывания содержания и его структурой,
    • системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,
    • системой математических жизненных ситуаций,
    • системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебно-дидактическом материале по математике.

    Слайд 12. Создавая методическую копилку методов и приёмов по формированию РУУД, составила перечень методов формирования регулятивных УУД:

    1. Упражнения на постановку целей в учебной и внеурочной деятельности.

    - Что должно получиться в результате?

    - Формирование культуры постановки целей.

    2. Задания на освоение готовых алгоритмов, использование технологии «опорных сигналов», «опорных точек», выделение ключевых слов в вопросе задачи, с помощью которых можно отнести задачу к определённому типу, использование готовых ориентировочных основ действия (ООД), задания на построение плана действия.

    3. Обобщение способа решения (выполнения) действий, самостоятельное осознанное построение алгоритма выполнения действий, вывод правил, формул для их последующего использования.

    4. Анализ ошибок (в динамике, есть ли повторяющиеся ошибки).

    5. Задачи с недостатком или избытком условий, задания на определение необходимых и достаточных условий и их обеспечение.

    6. Задания на поиск необходимых и дополнительных источников информации, правил, закономерностей, формул, образцов, алгоритмов и т.п, необходимых для выполнения действия и деятельности в целом.

    7. Создание мотивации, использование постановки целей, выбора средств и построения алгоритма действия как условий, необходимых для начала действия.

    8. Задачи на упорядочивание приоритетов с точки зрения актуальности действия и степени готовности к его выполнению.

    Реализация технологий ОС «Школа 2100» заложена в учебниках, что существенно облегчает деятельность как учителя, так и ученика. Кроме этого использую различные приёмы, которые почерпнула из различных источников.

    Слайд 13.        На уроках  в  полной мере использую возможности учебника математики Козловой С. А.,  Демидовой  Т. Е., который  разработан по принципу минимакса.  И сам по себе уже представляет технологическую карту урока, ориентироваться в которой помогают плашки оранжевого цвета:

    -«Вспоминаем то, что важно для урока» (актуализация знаний);

    - «Знакомимся с основными вопросами» Задание № 1 позволяет поставить  проблемный вопрос,  сделать прогнозирование;

    - «Узнаём новое» Задание № 2. Составление алгоритма, правила выхода из проблемной ситуации, вывод, сличение с эталоном;

    - «Применяем новые знания» Задание № 3 позволяет провести контроль, коррекция, оценка. До этой плашки включительно  приведены задания необходимого уровня, которые должны освоить все дети.

    -«Выбираем задания и тренируемся» (задания повышенного и максимального уровня)

    Кроме плашек оранжевого цвета, имеются и другие условные обозначения, которые помогают спланировать деятельность на уроке и понятны не только учителю, но и детям.

     Для повышения мотивации учащихся, активизации их познавательной деятельности использую иные методы и приемы, выходя за рамки учебника, но ориентируясь на типовые задачи формирования РУУД.

    Слайд 14. Рассмотрим часть технологической карты по теме « Доли».

    Этап целеполагания

    Чтобы этап целеполагания прошёл наиболее ярко,  начинаю  урок с кратких энциклопедических сведений об апельсине. Затем, используя приём яркого пятна,  просмотра мультфильма « Апельсин», создаю проблемную ситуацию. Далее, в ходе подводящего диалога, формулируем тему и ставим цели урока.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    2.Погружение в тему. Создание проблемной ситуации

    Отгадайте, о каком фрукте я вам расскажу. Это удивительно вкусный и полезный фрукт, богатый витаминами и микроэлементами.

    В нем есть витамины А, В, С, Р, калий, кальций, магний и железо, а также органические кислоты. Ароматная польза этого фрукта заключается в ценном эфирном масле, содержащемся в его цедре. Его используют в косметических целях и в кондитерском производстве.

    - Ребята, а при чём тут апельсин, когда у нас урок математики?

    - Это слово поможет нам определить тему урока. Предлагаю посмотреть  мультфильм «Апельсин».

     Апельсин.

    Предположения детей.

    Дети смотрят мультфильм

    3.Формулирование темы и цели урока

    - Как в песенке, животные называют равные части?  

    – Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? 

    – Сколько долек поучил каждый?  

    - Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин?  

    - Как по – другому, можно назвать эти равные части? 

    - Сформулируйте тему урока. 

    - Какие учебные цели мы поставим перед собой?

    -Долька.

    -5.

    -1.

    -да.

    -Доли.

    4. Планирование

    Прогнозирование.

    Что вы хотите конкретно узнать на уроке по этой теме? Составим вопросный план.

    1. Что такое ….?

    2. Как …… доли?

    3. Как …… доли?

    4. Как ……. доли?

    5. Где……..?

    - Что мы должны сделать, чтобы вы справлялись с заданиями?

    1. Что такое доли?

    2. Как образуются доли?

    3. Как называются доли?

    4. Как записываются доли?

    5. Где в жизни встречаемся с долями?

    -Выучить правило.

    - Научиться применять его в заданиях на уроках.

    Слайд 15. Кроме этого приёма  использую  следующие приёмы:

    - группировка;

    - лови ошибку;

    - яркое пятно;

    - верные и неверные утверждения.

    Слайд 16. Этап планирования.

    Формирование действий планирования провожу в процессе выполнения заданий и установок учителя на составление плана деятельности, плана урока, плана решения задания. В такой работе младшие школьники учатся составлять план и подчинять свои действия определенному порядку.

    Для формирования действия планирования использую следующие методы и приемы:

    -работа с деформированным планом урока;

    -планом урока в виде рисунков,

    -моделей действий;

    -планирование по опорным словам;

    -планирование урока по странице учебника;

    -использование ключевых слов темы.

    Слайд 17. Этап коррекции

    Действие коррекции  это действие по внесению необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

    На этапе коррекции использую следующие приёмы:

    -найди ошибку;

    -кто прав;

    -выполни по алгоритму;

    -составь аналогичные задания;

    - составь примеры с взаимообратными действиями;

    -составь задачу обратную данной.

    Слайд 18. Этап оценки.

    Важность формирования действия оценки обусловлена и тем, что оно тесно связано с другими регулятивными действиями: целеполагания, прогнозирования, контроля, коррекции. Знание о незнании ученые относят к действию оценки.  В своей работе использую следующие методы и приемы формирования действия оценки:

    -сопоставление своих действий и результата с образцом;

    -лесенка успеха;

    - приём светофор;

    - умные вопросы;

    - карта знаний.

    Слайд 18. Этап рефлексии

     Рефлексия  предполагает  осмысление, анализ и корректировку собственной деятельности, что обеспечивает саморазвитие и самовоспитание.

    Приёмы рефлексии:

    - облако « тегов»;

    - анкета;

    -каким было общение на уроке;

    -благодарю;

    - плюс-минус-интересно;

    -слон;

    -пятёрочка;

    - для меня было интересно.

    Слайд 19.  Комплект ОС « Школа 2100» предусматривает диагностику метапредметных и личностных результатов. Часть диагностики по формированию РУУД за 1 полугодие 3 класса, представлена на слайде.  

    Слайд 20. Если сравнить результаты 2 класса и результаты 1 полугодия 3 класса, можно увидеть рост количества детей с высоким и среднем уровнем развития РУУД.

    Слайд 21.  Совместно с педагогом-психологом был подобрали диагностический материал и составили план мониторинговых исследований. Применялись эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, включающий в себя методики представленные в таблице:

    Оценка сформированности УУД

     

    1класс

     

    2 класс

     

    3 класс

     

    4 класс

    Регулятивные

    Образец и правило,

    Оценка сформированности целеполагания, контроля, оценки

    Образец и правило

    Оценка сформированности целеполагания, контроля, оценки

    Оценка сформированности целеполагания, контроля, оценки

    Слайд 22. Результаты данной диагностики представлены в приложениях.

             По результатам проведенной диагностической  работы (Приложение) можно сделать вывод о положительной динамике количества обучающихся с высоким уровнем сформированности регулятивных УУД. Параллельно с этим выросло количество учащихся со средним и высоким уровнем  метапредметных и предметных результатов.

    Слайд 23. В своей работе опираюсь на следующие документы:

    -методы психолого-педагогического обследования детей рекомендованные в соответствии с ФГОС;

    -памятку по формированию РУУД;

    -операции в составе РУУД;

    - технологическую карту формирования РУУД.

    Слайд 24.  Несмотря на то что авторами концепции определено значение регулятивных универсальных учебных действий в процессе развития у школьников умения учиться, вопрос о формировании данных учебных действий исследован не в полной мере, о  чём свидетельствуют диссертационные работы выпускников последних лет педагогических университетов, ссылка на одну из работ имеется в списке использованной литературы к моему методическому семинару.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический семинар по теме «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС»

    Презентация к  методическому семинару по теме «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

    Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

    …Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

    Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

    Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

    Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

    Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

    Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

    Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

    АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...