Главные вкладки

    «Применение пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности как средство обогащения речи и развития логического мышления у младших школьников»
    материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Османова Евгения Александровна

    Описание педагогического опыта учителя начальных классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №16

    муниципального образования город-курорт Геленджик

    Тема: «Применение пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности как средство обогащения речи и развития логического мышления у младших школьников»

    Автор педагогического опыта:

    Османова Евгения Александровна, директор,

    учитель начальных классов МБОУ НОШ № 16

    Научный руководитель:

    Окунева Яна Ивановна, тьютор,

    заместитель директора по УМР

    МАОУ СОШ № 12

    Город - курорт Геленджик

    2011-2012 учебный год


    1. Литературный обзор состояния вопроса.

    1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

    Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы 11-12 вв.: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Со второй половины 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и др. Но самым известным, труд которого считается непревзойденным, является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Он заявлял: «В образованном и просвещенном обществе пословиц нет: попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков». Больше тридцати лет Даль по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. А выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во - первых, по своей форме, во- вторых, по своему содержанию».

    Современные преподаватели, такие как, например, М. Улыбашева, учитель русского языка и литературы СОШ № 30 Апшеронского района, Зуйкова  Надежда Михайловна – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Чапаевск Самарской области, также используют в своей педагогической деятельности пословицы и поговорки, но как средство нравственного, этического, патриотического  воспитания.

    Проанализировав опыт ведущих педагогов прошлых лет и современности, автор начал работу над темой в МОУ СОШ № 20 и продолжает ее в МБОУ НОШ № 16.

    1.2.  История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

    Работая над темой, автор пришел к выводу, пословицы и поговорки можно использовать не только как средство воспитания ребёнка (как делают большинство педагогов), но и как содержание  учебного материала для обогащения речи, развития словарного запаса у младших школьников. В процессе обучения часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности ребят.

     

    1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

    Пословица - это малая форма народного поэтического творчества, обличенная в краткое ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Пословица имеет одновременно буквальное и переносное значение. «Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная  правда, своего рода судебник, никем не судимый». (В.И. Даль)

    Поговорками называют языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие только буквальное значение. Поговорка - это не идея, это образный намек на нее (вынести сор из избы), не содержащая обобщающего поучительного смысла.

    Несомненно, что в слове сосредоточен духовный и практический опыт народа и само слово - это ключ к этому опыту. В этой связи пословицы и поговорки способствуют укреплению позитивности в сознании ребёнка. Простота, ясность мысли, да ещё обличённая в доброжелательные языковые формы (из пруда - рыбка, зима - гостья, умей саночки возить) - так заботливо, ласково, нежно, ненавязчиво входит родной язык в сердца детей надолго, навсегда.

    Детское живое воображение по достоинству может оценить завораживающий мир пословиц и поговорок. Для пытливого детского ума это своего рода загадки про жизнь. Слова в них просты, понятны, а поиск отгадки автоматически включает у ребёнка поисковую активность, одну из составляющих оптимизации учебного процесса. В момент постижения смысла учитель сразу выступает в роли мастера, от которого зависит ход созидательного процесса и его результат. В этот момент каждый ученик имеет возможность включить и применить собственные творческие элементы поиска; любознательность, опыт, знания, наконец, озарения. Здесь важен и эмоциональный фактор, т.к. любые детские рассуждения сопровождаются эмоциями переживания, радости. А это уже прямая дорога к целям воспитания личности через слово, одухотворённое самим учеником.

    Таким образом, пласт пословиц и поговорок как кладезь духовного практического опыта народа, способствует осознанию учеником исторической значимости его родного языка и народа. Обращение к родному языку в различных его проявлениях воспитывает такое личностное качество ребёнка как осознание принадлежности к данному языку и народу.

    Эти краткие изречения помогают ощутить, услышать мелодику родной речи, ведь произносим мы пословицы со свойственным нашей речи темпоритмом. Не тараторим, как «телевизионщики», не безразличным голосом произносим, а включаем особые интонации, как бы играем звуком, интонируем, словно хотим придать ему оттенок сказочно - загадочного смысла. Пословицы и поговорки - это, прежде всего, устное народное творчество, поэтому они должны звучать из уст учителя. Дети должны знать голос языка как голос отца и матери. Через него они учатся чувствовать правду, добро, доверие. Таким образом, языковой пласт пословиц и поговорок реализует возможность становления, укрепления, и сохранения одухотворенного слова родной речи.

    Пословицам и поговоркам присуща метафоричность. Для учителя это прекрасная возможность совершенствовать в детском сознании операции логического мышления: сравнения, обобщения, соотнесения, перенос или объединения по сходству, различения по признакам и всё это в эмоциональном сопровождении живого детского восприятия. А если «подогреть» ещё и воображение ребёнка, то память его будет уже наготове. Умение увидеть в словах картинку, событие, ситуацию и соотнести их между собой не только раздвигает границы детского сознания, но и формирует в детском представлении своеобразную целостность мира.

    Пословицей и поговоркой ученик может выразить своё отношение к явлениям жизни и установить, таким образом, свои личные взаимоотношения с окружающей его действительностью, формируя адекватную психологическую оценку, критерий которой в мудром народном языке. Простые житейские суждения вновь и вновь возрождаются в новом качестве не в одном пространстве и времени, не теряя своей актуальности. Почему? Потому что это краткая народная мудрость содержит в себе оттенок притчи, пусть самой короткой, самой обобщенной, но притчи: без конкретного лица, без времени, но с житейским опытом- залогом мудрого поступка. Притчевый характер пословиц помогает ребёнку уже в раннем возрасте усвоить нормы правила оценки, ощутить жизненную силу и правдивость слова в конкретном деле.


    2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

    В  третьем   классе  МБОУ СОШ № 20 с. Пшада  г-к Геленджик учатся 27 человек. Из них 18  девочек и 9 мальчиков. По своему развитию класс можно разделить на 3 группы.

    I группа (13  учеников) – дети уравновешенны, быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Любят рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Дети любознательны, развиты познавательные процессы. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им.

    II группа (12 учеников) – эти дети не сразу усваивают материал. Процесс торможения преобладает над процессом возбуждения. Им требуется несколько раз повторить нужное определение, правила, рассуждение, выводы.  Они требуют постоянного внимания и контроля со стороны учителя и родителей. Читают мало, но умеют отвечать на поставленные вопросы, рассказывать. Рассуждают и делают выводы с помощью учителя или сильных учащихся.

    III группа (2 ученика) – эти дети из неблагополучных семей. Они плохо читают, затрудняются рассказывать. Они медленно усваивают учебный материал, затрудняются делать выводы, рассуждать, обобщать. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и контроле учителя, т. к. со стороны родителей контроля и помощи нет. У них слабо развита речь, небольшой словарный запас. Они не могут объяснить свой выбор решения, не могут и затрудняются выражать свои мысли. Задания выполняют только по образцу.


    3. Педагогический опыт.

    3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

    В процессе применения педагогического опыта автор использует разнообразные методы и педагогические технологии. Это, в первую очередь, интерактивные коммуникационные технологии.

    Форма учебных занятий может быть разнообразной. В основном, это урок - игра, урок - путешествие, урок - экскурсия по памятным местам малой Родины. Детям нравится самим получать из разрозненных слов осмысленные пословицы и поговорки.

    Виды деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

     Идет стимулирование учеников добрым словом, отличительным знаком (эмблема). При работе в парах и группах применяю взаимоконтроль.

    Алгоритм работы на занятиях:

    Что делает ученик

    Что делает учитель

    Осмысливает, обсуждает

    Задаёт побуждающий к действию вопрос

    Формулирует проблему

    Обнаруживает проблему

    Предлагает свои пути решения

    Предлагает пути решения

    Находят противоречия, комментируют

    Записывает все варианты ответа на доске

    Рефлексируют

    Подводит итог

    3.2 Актуальность педагогического опыта

    С момента, когда компьютер, Интернет и различные игры вошли в жизнь семьи, ребёнок практически потерял интерес к чтению. Многие дети перестали читать книги, дополнительную литературу для того, чтобы открыть для себя что-то новое, неизведанное. Читая с учащимися произведение, часто приходится дополнительно проводить словарную работу. Занимаясь с учащимися на уроках русского языка и чтения, автор выяснил, что дети не понимают значения многих слов родного языка, не могут выразить свою мысль. Всё это говорит о скудности современной детской речи.

    Применяя пословицы и поговорки на уроках и во внеурочной деятельности, было замечено, что учащиеся стали использовать их в и повседневной жизни, детский обогащенный словарный запас позволил им выражаться более точно. Ведь пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство для учителя. Именно в начальных классах очень важно широко использовать произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки и рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь и черты народного характера.

    3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.

    Проанализировав все выше сказанное, автор выдвинул гипотезу, что применение половиц и поговорок на уроках и внеурочной деятельности даст возможность младшим школьникам развивать логическое мышление и речь, делая ее образной и нестандартной.

    Целью педагогического опыта стало формирование культуры речи и логического мышления у младших школьников.

    Задачи:

    • привитие культуры родного языка;
    • развитие логического мышления;
    • формирование основ нравственности.

    3.4. Результативность педагогического опыта.

    Для определения уровня развития культуры речи, а также  логического мышления до применения технологии был проведен мониторинг уровня умственного развития детей 7-9 лет, предложенный Э. Ф. Замбицявичене. Первая диагностика проводилась в сентябре.

    -7-

    Таблица 1.

    Уровень развития культуры речи, логического мышления  учащихся  3 класса

     Анализ показал, что из 27 человек:

    1 уровень прошли 5 человек, что составило 15% из всего числа учащихся;

    2 уровень прошли 16 человек – 59%;

    3 уровень 6 человек – 20%;

    4 уровень не преодолен,  так как у детей слабо сформирована культура речи и развито логическое мышление.

               По опросу детей они редко читают книги, а больше времени проводят за компьютером. С героями литературных произведений знакомятся через просмотр мультфильмов.

               По результатам диагностики можно сделать вывод, что, в целом, показатели выше у детей, у которых развиты речь и логическое мышление.

    На протяжении нескольких месяцев автор, как классный руководитель и учитель начальных классов, в своей работе использовала поговорки и пословицы. Одной из основных целей работы являлось развитие культуры речи и логического мышления  младших школьников.

    Проведя повторную диагностику была выявлена положительная динамика.

    Таблица 2.

    Сравнительный мониторинг уровня развития культуры речи, словарного запаса

    Проведя повторно диагностику уровня развития культуры речи, логического мышления, мы получили совсем иные данные, чем получили ранее.

    Анализ проведения повторного мониторинга говорит о том, что уровень успешности детей вырос по сравнению с предыдущим мониторингом, но не достаточно, чтобы отвечать требованиям 4 уровня.

    Таблица 3.

    Сравнивая результаты до и после использования пословиц и поговорок на уроках и во внеурочной деятельности, мы наблюдаем положительную динамику в увеличении уровня развития культуры речи, логического мышления учащихся.

    3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

    Проанализировав опыт ведущих педагогов прошлых лет и современности, автор использует пословицы и поговорки не только как средство воспитания ребёнка (как делают большинство педагогов), но и как содержание учебного материала для обогащения речи, развития словарного запаса у младших школьников. В процессе обучения часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности ребят.

    3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

    В процессе применения педагогического опыта автор использует разнообразные методы и педагогические технологии. Это, в первую очередь, интерактивные коммуникационные технологии.

    Форма учебных занятий может быть разнообразной. В основном, это урок - игра, урок - путешествие, урок - экскурсия по памятным местам малой Родины. Детям нравится самим получать из разрозненных слов осмысленные пословицы и поговорки.

    Виды деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

     Идет стимулирование учеников добрым словом, отличительным знаком (эмблема). При работе в парах и группах применяю взаимоконтроль.

    Для реализации проекта необходимы следующие средства и условия: наличие библиотеки, возможность выхода в Интернет для учителя, взаимодействие с родителями.

    3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

    Русским народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении. Эти пословицы вполне подходят в качестве девиза урока технологии, настраивают детей на работу, воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение и аккуратность.

    Пословицы и поговорки я использую при изучении сезонных изменений в природе на уроках окружающего мира. Причём большой интерес у ребят вызывает задание не просто объяснить смысл пословицы и поговорки, а самим подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.

    При изучении литературных произведений различных жанров на уроках чтения заранее составляю «набор» пословиц и предлагаю ребятам выбрать наиболее близкие к основной мысли произведения, более точно характеризующие того или иного героя. При чтении произведений, посвящённых 8 Марта, о домашних и диких животных и др. организую тематический подбор пословиц. Например, на итоговом уроке по теме «Снег летает и сверкает…» можно предложить учащимся следующие пословицы и поговорки: «мороз не велик, да стоять не велит»; «снегу много- хлеба много»; «мороз и железо рвёт, и птицу на лету бьёт»; «в зимний холод всякий молод»; «готовь сани летом, а телегу- зимой». При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать то, что учащиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводят пословицы иногда только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключённый в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

    На уроках математики даётся математический диктант следующим образом. Я читаю пословицы и поговорки, а дети должны услышать в них числа и записать в тетрадь через запятую. Сложность заключается в том, что нужно соотнести слова «семеро» и «семь» с числом 7, «второй» и «два»- с числом 2.  Использую игры «Магическое число»,  «Найдите пословицу».

    Темы глав учебного материала по кубановедению даются под следующими названиями: «Нет в мире краше Родины нашей», «Без прошлого нет настоящего», «Казачьему роду нет переводу», «Береги землю родимую как мать любимую», «Земля  отцов - моя земля», «Жизнь дана на добрые дела». При изучении нового раздела дети охотно читают название и обсуждают его смысл.

    При подготовке к проведению классных часов я использую пословицы в названии мероприятия, а также мы с детьми  обыгрываем, обсуждаем их в ходе занятия. Например, мною были подготовлены и проведены: урок мужества «Наша Армия сильна - ею гордится вся страна», мероприятие, посвящённое Дню 8 Марта «При солнышке тепло, при матери добро», выступление агитбригады по правилам дорожного движения «Предупреждён- значит, вооружен!»


    4. Выводы

    Применение половиц и поговорок на уроках и внеурочной деятельности дает возможность младшим школьникам развивать логическое мышление и формирует культуру речи, делая ее образной и нестандартной.

    От учителя начальных классов зависит успех учащихся в приобщении к  языковой культуре родного языка. Детское сознание открыто для новых ощущений. Ребёнку нравится и хочется переживать тайны, искать отгадки, постигать истины в живом общении с учителем.

    Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок.

    Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.

    Задача учителя - показать учащимся, что «Пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

    В настоящий момент  данный опыт работы используют учителя: Хмелёва Т.Ю. (МБОУ ООШ № 19 МО г-к Геленджик), Кухарь Д.В. (МБОУ СОШ № 20 МО г-к Геленджик), Никифорёнок Л.К. (г. Хабаровск).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие логического мышления у младших школьников.

    В разные возрастные периоды  ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов...

    Развитие логического мышления у младших школьников.

    Статья посвящена развитию логического мышления у младших школьников....

    Развитие логического мышления у младших школьников на уроках математики.

    Статья посвящена развитию логического мышления у младших школьников на уроках математики....


     

    Комментарии

    Анишина Наталья Николаевна

    Спасибо за интересный материал.