ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Переход из начальной ступени обучения в среднее звено школы.
статья на тему

В школьные годы ребёнок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособление к новым условиям. Переход из начальной школы в среднее звено, адаптация детей в 5-м классе традиционно считается одной из сложных школьных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Переход из начальной ступени обучения в среднее звено школы.

                                                                                 Пуленко Елена Владимировна

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Сегодня они актуальны в условиях введения ФГОС. Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы позволит создать целостную систему непрерывного образования,  удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

В школьные  годы  ребенок переживает  несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвероклассники – это выпускники начальной школы. У большинства  детей  уже  складывается  индивидуальный стиль учебной работы. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение. Одни приступают к урокам сразу после прихода из  школы, другим  требуется отдых (разной продолжительности). К  4  классу  у  большинства школьников  намечается  дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни нравятся больше, другие – меньше. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуальными особенностями  детей, их работоспособностью, типом восприятия и переработки информации.

        Какие же трудности испытывают дети при переходе из 4 в 5 класс.

В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  ко многим предметникам, отношения  которых с учеником и его родителями касаются в основном успеваемости и поведения на уроках. В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей  будет  столько  же, и у каждого – свои требования. Каждый предмет изучается в своём кабинете. Зачастую дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту. В итоге повышается тревожность. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения.

        Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.

Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы.  Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

        В начальной школе пробелы в усвоении материала сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, объём незнаний увеличивается, появляются двойки.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью в начале года является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

        Переход из начальной ступени обучения в среднюю  – переломный момент в жизни ребёнка. Осуществляется переход к новому образу жизни, к условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в  тесном сотрудничестве.