Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
статья по теме

Из опыта работы в школе. Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepeshkina_elena_grigorevna.docx296.78 КБ

Предварительный просмотр:

Модель психолого-педагогического сопровождения  участников образовательных отношений в условиях введения ФГОС НОО

 обучающихся с ОВЗ

Программа в нашей школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды.

В школе созданы специальные образовательные условия:

  • Организационное обеспечение
  • Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
  • Организационно-педагогические условия
  • Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОО
  • Кадровое обеспечение

Эти условия  необходимы  для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющего развития для успешной социальной адаптации школьников с ОВЗ. Социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

В нашей школе используются следующие направления   работы с детьми, имеющими ограниченные возможности:

-     коррекционный класс (5 вида);

-дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде.

 В нашем образовательном учреждении с 1 сентября 2011 года осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов по проекту "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов";

    -  домашнее обучение - вариант обучения детей с ОВЗ, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;

- домашнее обучение + дистанционное обучение – вариант обучения, при котором преподаватель посещает ребенка по месту его жительства и еще дистанционное обучение;

-  инклюзивное образование – вариант обучения  позволяющий решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

С 2016 года дети 1-ого  класса обучаются по адаптированной программе

 (вариант 5.1, 5.2,7.1- проблемы с речью и задержка в развитии) в рамках внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ;

Организационная модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Модель основывается на принципах системного междисциплинарного подхода. Ее центральной фигурой является ребенок с неповторимостью и уникальностью его внутреннего мира, взрослые же создают условия для гармоничного всестороннего раскрытия и развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и развития учащихся осуществляется благодаря совместной работе сотрудников психологической службы и педагогического коллектива, а также посредством активного вовлечения родителей во внутри школьную жизнь.

Главной целью в работе с родителями это повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.   Для родителей проводятся консультации, которые оказывают помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста. Вся работа строиться на принципах: добровольности, компетентности, соблюдение педагогической этики.

Смысл нашей работы не в том, чтобы подготовить школу к инклюзивному образованию, а в том, чтобы создать атмосферу инклюзии, когда дети воспринимают своего сверстника с ограниченными возможностями как обычного ребенка.

 Кроме того, инклюзивная школа разрабатывает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, помогает приобрести опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы.

Примером этому могут служить НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА, утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Результаты  реализации модели

В образовательной организации создана коррекционно-развивающая среда для обучающихся  с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

  1. Обеспечено  усвоение  вариативных  адаптированных программ в соответствии с индивидуальными особенностями и учебными  возможностями обучающихся.
  2. Реализован  принцип  инклюзивного обучения в соответствии  с требования  ФГОС  НОО  обучающихся с ОВЗ.
  3. Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся показал уровень развития речи и познавательной активности обучающихся, соответствующий  их  психофизическому развитию.
  4. Выявлен значительных рост коммуникативных навыков обучающихся  и  адекватной  самооценки  достижений.
  5. Создана система работы  с  родителями,  включающая  их в деятельность  по  образованию  детей.
  6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса достаточно  для успешной мотивации обучающихся к усвоению социальных  норм  и  культурных  ценностей.
  7. Все обучающиеся  включены   в  систему дополнительного образования.
  8. Создана система школьной  личностно-ориентированной  методической  работы  педагогов  и специалистов, обеспечивающей формирование педагогических компетентностей, необходимых для реализации принципов ФГОС.
  9. В школе успешно работают два музея  «Музей имени Клюева» и « Музей Боевой Славы ». Работы,  выполненные на базе школьных музеев, ежегодно становятся победителями городских и всероссийских конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии

Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"  В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...

Психолого-педагогическая характеристика ученицы, обучающейся по специальной индивидуальной программе развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Конспект психолого-педагогического занятия с обучающимися 10-12 лет с умеренной умственной отсталостью тема: «Капель сотрудничества».

Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.Задачи:1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотруд...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс

Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....