Из опыта работы "Деятельностный метод обучения, последовательность шагов"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тамонкина Наталья Пантелеевна

Последовательность шагов деятельностного метода обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Деятельностный метод обучения в начальной школе»

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в  решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие  человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться? что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя это означает, что в процесс е обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность.  Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения  определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.

Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Критерий знания также неотделим от действий. Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание – понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. 

Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Технология деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельных шагов:

  1.     Мотивация. Самоопределение к деятельности.

На этом этапе я организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: Создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяю содержательную область («могу»).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Этот этап предполагает, во-первых, подготовку детей к проектировочной деятельности; актуализацию знаний, умений и навыков; тренировку соответствующих мыслительных операций.

  1. Выявление места и причины затруднения. (Постановка учебной задачи).

На этом этапе я помотаю детям соотносить действия с используемым способом  действий. Это: алгоритмом, понятием и т.д. Я организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми новых знаний).

На этом этапе предлагаю учащимся самим выбрать метод разрешения проблемной ситуации, используя: коллективную деятельность детей в форме: подводящий диалог, побуждающий диалог. В завершении устанавливается, что учебная задача решена


   

5. Реализация построенного проекта.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На этом этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Использую индивидуальные формы работы: самостоятельное выполнение заданий, осуществляя самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Я считаю, что на этом этапе развивается познавательная деятельность учащихся.

8.Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости включаю задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

9.Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе я организую самооценки учеников, их деятельности на уроке. Фиксирую степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаю цели последующей деятельности.

Исходя, из выше сказанного я могу сделать вывод, что дети, переходя в среднее звено, умеют переходить от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности, распознанию и решению встающих в ней задач.

Моделирование урока  с позиции системно – деятельностного подхода:

 1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.

 2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.

 3. Совместная с обучающимися постановка цели.

 4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).

 5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).

 6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

 7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).

 8. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме "Интерактивные методы обучения"

В материале  представлен опыт работы  и презентация по теме "Интерактивные  методы обучения"....

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...

"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...