Статья "Развитие связной письменной речи в процессе написания изложения".
статья на тему

Развитие речи - важная задача обучения родному языку.   Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_v_mou.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на  педсовете  в  МАОУ  «Гимназия  имени  Н.В.Пушкова»

Тема:  «Развитие  связной  письменной  речи  в  процессе  написания  изложения».

     Развитие речи – важная задача обучения родному языку.

     Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

     Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности.

     Логическая, чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь учащихся – показатель его умственного развития.

     Успехи учащихся в своей речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

     В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса

     В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении родному языку:

     “Развитие речи – это принцип в работе как по чтению, так и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью, выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографическим грамотным письмом – вот основное содержанием уроков по русскому языку в начальной школе”.

    Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и практическая часть уроков чтения и грамматики.

     Основными разделами программы выделяются:

     -обучение грамоте и развитие речи;
    - чтение и развитие речи;
    - грамматика, правописание и развитие речи.

     Подчёркивается, что развитие речи – та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в один учебный предмет – русский язык.

     Наличие этого связующего звена открывает начальный курс родного языка и объединяет их в один учебный предмет – русский язык.

     Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой и для уроков чтения, и для уроков грамматики и правописания.

     Так же как объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью.

     Такую связь психологи объясняют во многом тем, что в основе обеих форм речи, лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.

     Осознание этих связей позволило выделить основные положения, которые, начиная с К.Д. Ушинского, постоянно развивались в методике, на которые опирается современная практика по развитию речи в школе.

     А именно:

  • связь работы по устной и письменной речи с развитием мышления;
  • взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

     Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи, при подготовке к письменным изложениям и сочинениям:

- восстановление деформированного текста;
- восстановление текста с пропущенными словами;
- изложение текста по вопросам к каждому предложению;
- составление рассказа по серии картинок и по вопросам;
- изложение текста по составленному плану;
- редактирование текста изложения.

     Эти виды работ я смело использую на уроках развития речи, начиная с 1 класса.

     Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии.

     Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством.

     Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность.

     Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении.

     Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними.

     Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог:

    “Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная”.

     В устной речи, как речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи.

     Учителю при работе по формированию связной речи следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

     Для удачного решения этих вопросов в начальной школе мы ввели предмет "Риторика", которой помогает шире и глубже развить навыки устной речи.

     Мотивация речи – что это? Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.

     “Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои чувства и мысли”.

     “Мотив речи – ради чего я говорю” - Л.С. Выготский, возникает у детей при наличии эмоций, интереса к той работе, которую предлагает учитель.

     В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях о виденном и пережитом.

     Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение.

     Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика”, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжением вниманием слушатели…

     Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтенных оценок слушателей. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.

ТРЕБОВАНИЕ К РЕЧИ

     Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка. Планируя работу на каждый урок учителю необходимо предусматривать, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или устное сочинение, свободное высказывание или развёрнутый ответ.

     Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям содержания, построения и оформления речевого высказывания. Внимание детей должно акцентрироваться на таких сторонах рассказа, как логичность и связанность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство.

     Упражнения в устной речи, такие как ответы на вопросы после прочтения произведения, краткий или полный пересказ, выборочный пересказ по теме, выразительное чтение стихов – всё это обеспечивает хорошую подготовку для дальнейшего обучения по написанию   изложений  и  сочинений.

     При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений, осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.

     Дети знакомятся с разными видами работ, в процессе выполнения строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине; какая разница между подробным пересказом и изложением.

     Так, анализируя текст повествовательного характера (например, басню Л.Н. Толстого “Муравей и голубка”), учитель обращает внимание учащихся на последовательность событий, составляя план пересказа (что было сначала, потом, под конец).

     Текст басни.

     “Муравей спустился к ручью: захотел пить. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

     Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела”.

     Постепенно дети осознают, что в повествовании говорится о действиях и событиях, его можно отличить от других видов высказывания по вопросу “Что произошло?”

     Повествование можно проиллюстрировать серией картинок или создать по нему диафильм.

     А в описании описываются предметы, люди, животные, природа, всё, что можно определить по вопросу “Какой?” и представить лишь одной картинкой. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, показывается их временная связь. К рассуждению ставится вопросы: Почему? Зачем? Этот тип высказываний нельзя представить в виде картины.

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

     Опираясь на теорию связной речи, Н.И. Жипкина, Т.А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, и которые должны помочь говорящему или пишущему, создавая текст, реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:

  1. Умение раскрыть тему высказывания.
  2. Умение раскрыть основную мысль.
  3. Умение создать материал к высказыванию.
  4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.
  5. Умение совершенствовать написанное.
  6. Умение строить высказывания в определённой композиционной форме.
  7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

     Т.А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нём главное и собрать материал, зависит содержательность, убедительность, ясность высказывания. Умением систематизировать материал определяется логичность, последовательность высказывания.

     Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.

     Отрабатывая под руководством учителя умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознаёт её, вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает, о чём ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей.

     Формирование этих умений начинается с уроков чтения (даже с уроков обучения грамоте) и связывается прежде всего с работой над заглавием.

     В процессе работы над текстом – при обучении пересказу и работе над изложением – формируется предусмотренное программой умение соотносить содержание текста с заглавием. Отвечая на вопрос “Почему рассказ так назван?”, дети учатся обращать внимание на связь между содержанием и заглавием.

     Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей.

     Умение систематизировать материал и строить сообщения на уроках в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом.

     В построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность и эмоциональную выразительность.

     Вот почему и при анализе текстов, предназначенных для изложений, и при анализе детских работ, и особенно при выполнении восстановления деформированного текста необходимо постоянно обращать внимание на то, как в тексте связаны между собой соседние предложения. Особенно следует привлекать внимание детей к порядку слов в предложении. Ведь порядок слов – один из способов выражения логической связи.

     Анализ упорядоченного или деформированного текста со стороны построения связывается с анализом содержания, что способствует лучшему запоминанию текста и осознанию его структуры. Восстановление деформированного текста является наиболее простым видом упражнений. Эта работа является основной на первом этапе обучения связной письменной речи.

     В 1 классе – это свободные диктанты по рассказам или пересказам учащихся, составление рассказов по картинке или коллективно по вопросам. В процессе работы особое место занимает работа над образцом.

     Учащиеся анализируют художественный текст, предназначенный для пересказа или изложения, выделяют в нём главную мысль, логические связи, составляют план, обращают внимание на образные выражения, лексику, синтаксические конструкции. Но письменный текст-образец не всегда соответствует речевым возможностям детей. Большое значение имеет разбор образцов речи самого учителя. Своим рассказом учитель задаёт тон. Давая образец речи, он подсказывает детям, как легко выбрать тему, как надо развивать сюжет, какими средствами донести до слушателей свои мысли и чувства (выразительность, интонацию, образность языка, мимику). Но ещё большее значение имеют специальные обучающие упражнения, связанные со структурой и композиционными особенностями, с исправлением недочётов речи и построением предложений на какую-либо тему.

     Воспитательное значение имеет самостоятельное редактирование текстов. В жизни детям понадобится умение самостоятельно решать поставленную задачу, доводить дело до конца, пересматривать и улучшать свой вариант выполнения задания. Оценивать успехи другого человека и радоваться этим успехам. В то же время редактирование раскрывает процессуальную сторону написания детьми сочинений, приоткрывает ход их мыслей, объём охвата своего текста, отношение к данному заданию и плодам своего труда.

     Таким образом, на уроках развития речи мы выполняем три главных цели предмета:

  1. обучающая;
  2. развивающая;
  3. воспитывающая.

     Детям эти уроки очень нравятся, значит, труд полезный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся  к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...

Образовательная программа обучающегося 2 «б» класса МКОУ Большечапурниковской СОШ Майгатова Семёна при изучении темы «Развитие связной письменной речи»

Образовательная программа обучающегося 2 «б» класса МКОУ Большечапурниковской СОШ Майгатова Семёна при изучении темы  «Развитие связной письменной речи»...

Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала....

Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала....

Методические рекомендации по формирования связной письменной речи у младших школьников с ОВЗ.

Методические рекомендации по формированию связной письменной речи у учащихся начальной школы как с ОВЗ, так и общеобразовательной....

Приёмы развития связной письменной речи при работе над изложением в начальной школе.

Развитие речи – это  умение работать с текстом, умение отвечать на вопросы, уС изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования....

Дидактическая разработка "Приемы развития умений связной письменной речи при работе над изложением в начальной школе"

Главным фактором для развития связной речи обучающихся является сформированность у младших школьников умений и навыков грамотного построения самостоятельного связного письменного высказывания, опираяс...