Тема самообразования:"КТД по Иванову И. П."
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Организация социально-значимой деятельности подростков посредством коллективно-творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_ktd.docx27.92 КБ
Файл ktd_po_ivanovu_i.p.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Тема моего самообразования

«Технология коллективно творческого дела по Иванову Игорю Павловичу»

На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (КТД), родившаяся в середине 60-х годов  XX века в городе Ленинграде. Её автор – известный педагог  И.П.Иванов, положивший в основу идеи А.С.Макаренко.

Как говорил Игорь Павлович: «Каждое коллективное творческое дело - это проявление практической заботы об улучшении общей жизни... Поэтому оно - дело.

Оно коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно - творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи»

2слайд

.

 Игорь Петрович Иванов- доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена,

Педагоги считают академика И. П. Иванова изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел), о которой, говорят, как о «педагогике сотрудничества», «педагогике социального творчества»

Ивановым была написана книга - "Энциклопедия коллективных творческих дел», В этой книге собраны КТД, которые были придуманы, разработаны и осуществлены в 60–70-е гг.

В наше время очень широко используется технология КТД, в воспитательном, образовательном процессе. Сотни тысяч ребят, и педагогов до сих пор с увлечением участвуют в викторинах, эстафетах, акциях, защищают проекты и тп.»

С увлечением, потому что всё это делается не по указанию со стороны, тем более не под диктовку и команду, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

3 слайд

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

  1. познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
  2. эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
  3. действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера)

4 слайд

Типы КТД.

БТД – требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило организаторы дают задание участникам.

МТД – не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление – вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

5 слайд

Виды КТД

6слайд

1.Трудовые КТД. – Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.

(трудовая атака, трудовой десант, разведка боем,  подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз.)

7 слайд

2.Познавательные КТД.- важная роль познавательных КТД — формирование потребности в познании, сознательного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у воспитанников таких качеств личности, как стремление к познанию  непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.

вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков..

8 слайд

3.Художественные КТД.- Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека.

кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий. кольцовка песен, Эстафета-«ромашка»

9 слайд

4.Общественно-политические КТД - Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни 

День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы.

10 слайд

5.Организаторские КТД. - Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, «живая газета», чередование традиционных поручений. Стенгазета.)

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

5слайд

Спортивные КТД. - Цель: пропаганда зож,  занятий физической культурой. Вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность

(Футбольный турнир, шашечный турнир, эстафеты, подвижные игры, участие в районно-городских соревнованиях, спартакиады народных игр, веселые зимние спартакиады зарница и т.д.). 

11слайд

Методика организации и проведения КТД

Стадии коллективного творческого дела. Рассмотрим подробнее общий алгоритм проведения КТД. 

12слайд

1 этап. Предварительная работа воспитателя.

На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела.

Для кого?

Когда?

Где?

С кем вместе?

 Главная задача взрослого - создать положительную мотивацию воспитанника для участия в КТД вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

13слайд

2 этап. Коллективное планирование.

: На этом этапе

 -Определяются примерные сроки проведения КТД,( от чего, и от кого они могут зависеть).

  -Определить место проведения КТД, (от чего, и от кого оно будет зависеть).

  -Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.

Также каждому предоставляется возможность участия и обсуждения предстоящего КТД.

Каким быть делу?

Как к нему готовиться?

Кто станет организатором подготовки?

Кому, что поручить?

.

Обсуждение Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива.

Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение в необходимости и пользе дела и взрослых, и воспитанников.

14слайд

3 этап. Коллективная подготовка.

Работа ведется в творческих микрогруппах по воплощению общего замысла и в конкретной его части. А в целом получается общее дело.

1 микрогруппа- Команда участников.- придумывает название, девиз, речевку, атрибутику, непосредственно участвует в мероприятии.

2. микрогруппа –подготовка, сбор необходимого инвентаря к проведению мероприятия, установка спортивного инвентаря для эстафет.

3 микрогруппа- -пресс-центр,  пишут объявление о проведении, создают и разносят приглашения другим группам, фотографируют само мероприятие, освещают в пресе.

Наиболее часто встречающиеся задачи.

1. Реклама дела.

2. Подготовка материалов для участников дела.

3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы").

4. Оформление места проведения дела.

5. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН).

6. Подготовка призов победителям.

7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту).

8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.

9. Организация прессы: фото, видео, статьи.  

()

15слайд

4 этап. Проведение КТД

Стадия проведения КТД - это итог работы , проделанной при его подготовке. На этом этапе педагогу важно обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.

Следует помочь ребятам правильно выдержать время и силы, не подменять, пусть каждый действует так, как намечено, делает то, что ему поручено. Пусть каждый воспитанник прочувствует всю меру ответственности и силу организации. Задача педагога на этом этапе - находиться там, где он нужнее :

16слайд

5 этап. Подведение итогов. Коллективный анализ дела.

После проведения мероприятия необходимо проанализировать ДЕЛО ,  Потому что анализ помогает осмыслить как удачи, так и ошибки, осознать накопленный опыт, а главное - извлечь уроки на будущее.

Воспитатель ставит на общем сборе - задачи для размышления:

  1. что у нас было хорошо и почему? 
  2. Что не удалось и почему? 
  3. Что предлагаем на будущее? 

Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

17слайд

6 этап. Ближайшее (Важнейшее)последствие.

Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.

18слайд

Основные условия успешного использования КТД И.П. Ивановсчитал следующее:

Iусловие: «Творческое содружество воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе».

IIусловие: Развитие отношений «творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений».

IIIусловие: Развитие отношений «творческого содружества между самими воспитателями».

Свое выступление хочу закончить словами И.П.Иванова.

Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?

Каждое дело — людям, иначе — зачем?

Каждое дело — творчески, иначе — зачем?

Задание группам. 

Выбрать по одной карточке из каждого ряда. Разработать совершенно новое КТД (на выбор). При защите необходимо отразить следующее:

  1. назвать тип КТД.
  2. Назвать вид КТД
  3. Назвать форму КТД,
  4. Дать название делу.
  5. указать его временные границы;
  6. - изложить примерное содержание дела;
  7. - охарактеризовать план подготовки.

Время на подготовку – 10-15 мин.

По истечении отведенного времени ведущий объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую (или какие) группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники могут задавать вопросы, а потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее.

Задание группам.

Выбрать по одной карточке из каждого ряда. Разработать совершенно новое КТД (на выбор). При защите необходимо отразить следующее:

1)        назвать тип КТД.

2)        Назвать вид КТД

3)        Назвать форму КТД,

4)        Дать название делу

5)        указать его временные границы;

6)        - изложить примерное содержание дела;

7)        - охарактеризовать план подготовки.

Время на подготовку – 10-15 мин.

По истечении отведенного времени ведущий объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую (или какие) группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники могут задавать вопросы, а потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

оллективно ворческое ело КГКОУ «Назаровский детский дом №1» 2016год Выполнила воспитатель Группы «Следопыты» Иванова Н.С.

Слайд 2

Игорь Петрович Иванов (1923-1992 )

Слайд 3

Основные задачи КТД: Формирование и развитие коллектива; Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей.

Слайд 4

БТД – «КВН», кукольный театр, диспуты. МТД – викторины, турниры, квесты , эстафеты. Представление – игры, коллективные песни , концерты, беседы с залом, (лекции ). Типы КТД:

Слайд 5

Виды КТД Виды КТД Формы проведения КТД 1.Трудовые КТД - трудовая атака, разведка боем, подарок далеким друзьям, трудовой сюрприз. 2.Познавательные КТД вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-знатоков. 3.Художественные КТД. кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, кольцовка песен, Эстафета-«ромашка » 4.Общественно-политические КТД . День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы . 5.Организаторские КТД. газета-"молния", день рождения коллектива, «живая газета»,. Стенгазета 6. Спортивные КТД. турниры,, эстафеты, подвижные игры, спартакиады, веселые зимние спартакиады,

Слайд 6

Методика организации и проведения КТД Первая стадия –Стартовая беседа. Вторая стадия – Коллективное планирование . Третья стадия - Коллективная подготовка. Четвертая стадия - Проведение КТД Пятая стадия - Коллективное подведение итогов . Шестая стадия -Важнейшее последействие .

Слайд 7

Коллективное подведение итогов. Задачи для размышления: Ч то у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

Слайд 8

Важнейшее последействие . Расширение круга добрых дел

Слайд 9

Основные условия успешного использования КТД I. «Творческое содружество воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе». II. Развитие отношений «творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений». III. Развитие отношений «творческого содружества между самими воспитателями».

Слайд 10

Каждое дело — с пользой, иначе — зачем? Каждое дело — людям, иначе — зачем? Каждое дело — творчески, иначе — зачем? И.П. Иванов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"

Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать  других тот, кто не является сам развиты...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми...