Формирование звуковой культуры речи у дошкольников
статья на тему

Нечаева Ольга Геннадьевна

В  работе описывается практикум логопедической работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_rech.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

                Формирование звуковой культуры речи у дошкольников.

Культура речи — это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами), правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Более 50% выпускников нашего ДОУ имеют нарушения речи. В этом виноваты не только родители, но и воспитатели.

Основные направления  работы стоящие перед воспитателем  по развитию звуковой культуры речи:

-  воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах;

- правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка;

- воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции);

- воспитание выразительности детской речи.

Работа  воспитателя по формированию правильной речи, по предупреждению недостатков речи у детей в наших условиях можно сравнить с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы. 

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

 1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух. Большую роль играет формирование, фонематического слуха, способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренно,  интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

2. Развивать артикуляционный аппарат. Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но сейчас речь идет о том, что у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух. В таком случае  ребенок с помощью взрослого способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык, вялый, толстый, губы не могут растянуться в улыбке), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Задачи воспитателя:

1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад вглубь рта и т. д.);

 2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков

 3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи,  дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает, говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз. 

Поэтому задачами воспитателя являются:

1) используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох;

2) путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Пример:

 4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

 5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность органов  артикуляционного аппарата, речевое дыхание, если дети умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата (расщепления твердого и мягкого неба, отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка и т. д.), недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других). Небрежное отношение к своей речи (неумение слушать себя и других), усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения. Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука, особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи (замена одной буквы другой), а искаженно произносимые и вовремя не поправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий (со стороны логопеда и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения. Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения (такими являются алалия, дизартрия и др.).

 Воспитатель должен: научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове), вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно направить их в специальные детские учреждения.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию. Хорошая дикция, т. е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка.

В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитее всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз; воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе уже с 1,5 лет, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою с развитием речевого дыхания; артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция.

 Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следите за четкостью своего произношения и произношения детей.

Пример:

 7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Неоднократно мы встречаемся с тем, что дети в своей речи употребляют местный говор; ошибки просторечия, неправильное ударение, «буквенное» произношение слов (что, чего вместо евонного, штo и чево и т. п.).

 8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

 9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

 Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например: если это нарушение произношения единичного звука, то можно работать над постановкой этого звука, а если заикание), то надо направить ребенка к специалисту-логопеду. 

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

 I этап — от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа) фонематический слух активно развивается. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением, но собственное произношение пока ещё не контролируют.

Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. Для этого этапа  характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний. Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся не с небольшим числом детей (5—6), как ранее, а с подгруппами.

II этап — от 3 до 5 лет (2-я младшая группа и средняя группа). В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

 III этап — от 5 до 7 лет (старшая группа и подготовительная к школе группа). Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались звуки, которые близки по артикуляционным (с — ш, з — ж и др.; с — сь др.). (сайка — зайка.).

В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться на протяжении всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении.  

 На каждом этапе развития звуковой культуры речи, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.

Практикум логопедической работы

по формирование звуковой культуры речи у дошкольников.

Все направления работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по развитию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы развития звуковой культуры речи.

Пример: Воспитатель подбирает картинки так, чтобы каждый изучаемый или обследуемый звук стояли в начале, в середине и в конце слов, т.к. в каждой позиции один и тот же звук произносится не одинаково.

1 группа звонкие согласные.

В – валенки, вата, вилка, сова, павлин. Б – бутылка, банка, боты, бубен. Д – дом, дождь, девочка, дедушка, лебеди. Г – гусь, голубь, вагон, иголка.

2 группа свистящие (С,Сʼ, З,Зʼ,Ц)

3 группа (шипящие Ш,Ж,Ч,Щ).

4 группа (сонорные Л,Лʼ,Р,Рʼ, Й в конце и начале слога скамейка, ягода, листья, ежик, Юра)

5 группа (заднеязычные К,Кʼ,Г,Гʼ,Х)

6 группа (мягкие Тʼ,Дʼ,Нʼ). Для проверки подбираются картинки, и ребенок называет слова, при этом учитывается, не делает ли ребенок перестановок букв, замен, пропусков  слогов. Все это воспитатель должен фиксировать в таблице

Комплекс основных ежедневных  упражнений.

1.Удерживать губы в улыбке, при этом передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивать губы вперед трубочкой..

3. Чередовать положение губ улыбка и трубочка.

4. Спокойно открывать и закрывать рот, губы в положении улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередовать положение язык широкий – узкий.

8. подъем языка за верхние зубы.

9. Чередовать движение языка вверх – вниз.

10. Чередовать движения языка (при опущенном кончике): отодвигать вглубь рта – приближать к передним нижним резцам.

Комплексы.

1.«Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю воздуха.

2. «Наказать непослушный язык»

Цель: расслаблять язык. Следить за нижней губой, за дыханием.

3. «Сделать язык широким»

4. «Почистить зубки» (удерживать  кончик языка за нижними зубами)

5. «Грибок» (растягивать уздечку)

6. «Вкусное варенье»

7. «Индюк» (для выработки подъема языка вверх)

8.  Пощелкать языком.

9. «Пароход гудит» (приоткрыть рот (кончик языки опущен и находится в глубине рта) и произносить звук Ы.

имя

Никита

Грубые видимые дефекты

Расщепление

Губы, неба

Короткая уздечка

Неправильный

прикус

строение зубного

ряда

Состояние звукопроиз.

Пропуск звука «ыба»

пропуски

Замена

колова

замены

Искажение

(есть звук, но звучит неправильно)

Звук есть, но звучит неясно

Смешение звуков

В одном слове правильно, а в другом нет.

Маша, сарф

Состояние словаря

Фразовая речь

Словами или фразами

Другие особенности

Тихо,

гормко,

быстро, невнятно, заикаится

Дифференцзвуков

Различие сходных звуков

Путает сходные звук

звукопроизношение

1 группа

начало

середина

конец

отсутствие

замена

искажение

неточности

В

неч

неч

-

+

+

Б

+

+

+

Д

+

+

+

Г

+

+

+

2 группа

свистящие

С,

неч

неч

неч

+

Сʼ

+

неч

+

З

неч

неч

неч

Зʼ

+

+

+

Ц

+

неч

+

3 группа

шипящие

Ш

-

-

-

Ш-С

Ж

Ж-з

Ж-з

Чʼ

Ч-с

неч

Щ

Щ-с

4 группа (сонорные начале и в конце слова

Л

-

Л-ы

Лʼ

-

неч

Р

кор

кор

кор

Рʼ

корт

кор

кор

[й] в конце и начале слога

йʼ[a] ягода

+

+

+

й [э] ежи, ели

неч

+

+

й[o]  клеенка, ежики

+

+

+

й [у]  юбка, Юра. юла

+

+

+

5 группа заднеязычные

К

неч

+

+

Кʼ

+

+

+

Г

неч

+

+

Гʼ

неч

+

+

Х

6 группа

мягкие

Тʼ

+

+

+

Дʼ

+

+

+

Н

+

+

+

Примечание.

1. Если произносит (+)

2. Если ребенок пропускает звук ставим ( – )

3. При замене писать звук- заменитель.

4. При искажении, указать характер искажения (нечетко)

В подготовительной к школе группе добавляются графы в графы «Дифференциация звуков»

Если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет в собственной речи в соответствующей клетке (+)

Если нет (-)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование познавательных занятий с младшими школьниками по развитию звуковой культуры речи с использование полимодальных методов обучения

В современной образовательной практике личностно-ориентированного образования актуализируется проблема учета индивидуальности каждого ребенка. Ее решение связано с учетом индивидуальных психофизически...

Проект для учащихся начальной школы " Исследование понятия "звук" для развития звуковой культуры речи"

Проектная исследовательская работа позволяет учащимся начальной школы наглядно "увидеть" как образуются звуки, как мы их слышим, на какие группы их можно разделить и использовать полученные знания в с...

Помощь семьи в формировании звуковой культуры дошкольников

Мастер- класс для  родителей " Помощь семьи в формировании звуковой культуры дошкольников" от 16.04.2019 МБДОУ №32 г.Красногорск [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...

«Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»

В рамках проекта «Школа без образовательных тупиков» 27.04.2021г. прошел семинар  «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры».В ходе семинара расс...

Консультация для родителей на тему: «Пять правил формирования звуковой культуры речи школьников»

Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее бу...