Помощь семьи в формировании звуковой культуры дошкольников
методическая разработка

Блащук Милена Владимировна

Мастер- класс для  родителей " Помощь семьи в формировании звуковой культуры дошкольников" от 16.04.2019 МБДОУ №32 г.Красногорск 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Помощь семьи в формировании звуковой культуры дошкольников»

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.

Задачи:

  1. Информировать родителей о роли ранней логопедической помощи для  развития дошкольников.
  2. Показать родителям необходимость систематических занятий в домашних условиях.
  3. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, упражнений для развития речи детей.
  4. Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер.

Стулья взрослые, столы;

Зеркала настольные на каждого участника, раздаточный материал на каждого участника (ксерокопии игровых упражнений, упражнений артикуляционной гимнастики для использования дома), ватные шарики, салфетки, круги картонные зелёного, жёлтого, красного цвета по количеству участников.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Милена Владимировна.  Сегодня первое собрание о речевом развитии детей, на котором мы поговорим о звукопроизношении.

  Роль логопедической помощи для  развития дошкольников.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию.

А сейчас мы освежим в своей памяти некоторые знания о речевом развитии детей и поиграем в игру «Светофор»   Я буду произносить утверждение, а вы поднимать сигнал: зелёный - согласие с утверждением, жёлтый-сомнение, красный - не согласие.

Вопросы:

  1. Речь ребёнка нужно развивать с 5 лет.  (к)

Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет эмоциональное общение ребёнка с момента рождения, а также максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка: недостатки в развитии мышления, памяти, внимания.

  1. Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. (з)

-Действительно, это верное высказывание.

  1. Нельзя ругать ребёнка за неправильную речь и постоянно поправлять неправильное звукопроизношение. (з)

- Почему? Излишнее дёргание ребёнка, особенно при посторонних, лишь вызовет   его негативное отношение к занятиям и заниженную самооценку.

  1. Дыхание не влияет на речевую функцию. (к)

- Почему? Речевое дыхание является основой правильного звукопроизношения. Дыхание  участвует в голосообразовании.

  1. Родители не могут повлиять на речевое развитие детей, это дело специалистов. (к)

Вывод: Действительно, родители - это главные помощники логопеда в развитии речи детей. Они могут и должны помогать ребёнку научиться правильно и красиво говорить, общаясь и развивая ребёнка с первых дней жизни.

   Уважаемые родители, возрастные нормы (Слайд)

По данным диагностики речевого развития детей 4-5 лет нашей группы выяснилось, что 85% испытывают трудности в овладении правильным звукопроизношением в разной степени.

    Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых недостатков у детей?
    Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима логопедическая работа, в которой родителям отводится значительная роль. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

Слайд - не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом

  Следует отметить, что успех логопедической работы во многом зависит от того, насколько серьезно относятся родители к выполнению «домашних заданий» логопеда. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, а так же и сложные речевые конструкции.

 Рассмотрим некоторые виды упражнений для коррекции звукопроизношения.

1Арт. гимнастика. Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий, с которыми вы можете познакомиться в памятке.

Попробуйте выполнить несколько упражнений, которые представляют наибольшие трудности у детей. (демонстрация и  выполнение родителями упражнений) «Чашечка», «Грибок».

      2Дыхательные упражнения (видео)

Очень полезны упражнения на выработку сильной струи воздуха, необходимой для произнесения шипящих и свистящих звуков. С этой целью можно предложить ребенку сильно дуть на ватные шарики, одуванчики, легкие предметы, находящиеся в тазу с водой (кораблики, рыбки), сравнить, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. Полезно также пускать мыльные пузыри. Но при выполнении упражнений на дыхание будьте внимательны и осторожны, так как они могут вызвать головокружение. Будет достаточно выполнить их 5 раз.

3.Формирование фонематического слуха. 

Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, умел «опознавать» мышку и мишку, дом и том, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.

Вывод: Только в тесном сотрудничестве семьи  и логопеда, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Таким образом, родителям рекомендуется:

  1. Уделять особое внимание речи дошкольников.
  2. Изучить нормы речевого развития детей.
  3. Ответственно относиться к домашним заданиям логопеда.
  4. Следовать рекомендациям логопеда.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

Выполнение домашних заданий является огромной помощью вашему ребенку. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.

Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

-Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед.

-Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения

-Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно Остальные задания выполняются однократно.

-Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

-Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого.

-Папку с индивидуальной  рабочей  тетрадью ребенок носит на занятия.

-Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в  школе; выработка психологической и  эмоциональной  готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

-На протяжении всего учебного года проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопункт. Во время консультации учитель – логопед  покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

Успехов в нашей с Вами совместной работе!

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Выполнение домашних заданий является огромной помощью вашему ребенку. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.

Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с детьми.

  1. Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
  1. Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по    2-3 упражнения
  2. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
  1. Время проведения занятий 10-15 минут
  1. Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
  1. Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать, несколько раз в день.
  1. Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
  1. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
  1. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  1. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  1. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
  1. Консультируйтесь с учителем-логопедом.
  1. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований.

Успехов в нашей с Вами совместной работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Игра «Светофор» Несогласие Сомнение Согласие

Слайд 3

Речь ребёнка нужно развивать с 5 лет. Несогласие Сомнение Согласие

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Несогласие Сомнение Согласие

Слайд 5

Нельзя ругать ребёнка за неправильную речь и постоянно поправлять неправильное звукопроизношение. Сомнение Согласие Несогласие

Слайд 6

Дыхание не влияет на речевую функцию. Несогласие Сомнение Согласие

Слайд 7

Родители не могут повлиять на речевое развитие детей, это дело специалистов. Несогласие Сомнение Согласие

Слайд 8

Нормы звукопроизношения Возрастребёнка Звуки 1-2 года А О Э П Б М 2-3 года И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й 3-4 года С З Ц 4-5 лет Ш Ж Ч Щ 5-5,5 лет Л Р

Слайд 9

Правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом.

Слайд 10

Домашние задания логопеда

Слайд 11

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Слайд 12

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке.

Слайд 13

Домашние задания логопеда Дыхательная гимнастика

Слайд 14

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи

Слайд 15

Советы родителям: Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Слайд 16

Выводы: Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. Ответственно относиться к домашним заданиям логопеда. Следовать рекомендациям логопеда.

Слайд 17

Учитель-логопед Блащук Милена Владимировна Телефон: +7 (915) 269-38-37 Е - mail : milenablashhuk@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована.Таким образом, целью и задачам...

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

В  работе описывается практикум логопедической работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....

Методическая разработка родительского собрания на тему «Способы формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».

Этот материал поможет родителям лучше понимать своих детей, сделать их поведение на дороге безопаснее.  ...

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....

формирование основ экологической культуры дошкольников. Из опыта работы.

Подборка конспектов в разных образовательных областях. Элементы работы с родителями....

«Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»

В рамках проекта «Школа без образовательных тупиков» 27.04.2021г. прошел семинар  «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры».В ходе семинара расс...

Консультация для родителей на тему: «Пять правил формирования звуковой культуры речи школьников»

Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее бу...