Из опыта работы
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тараканова Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Опыт работы

по использованию

современных технологий

             в образовательном процессе

 В современный период развития общеобразовательной школы формирование личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Любая активность связана с индивидуальными целями  и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъективной активности.

        Отношение школьников к учению характеризуется активностью, которая определяет степень «соприкосновения»  обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

-готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- стремление повысить свой личный уровень и др.

        Управление активностью школьников в педагогике называют активизацией. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

        В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании  их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.

Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Мы переходим с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

        Я работаю учителем начальных классов  30 лет. Для меня урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ученика. А для того, чтобы обучение на самом деле имело развивающий характер, необходимо соблюдать одно важное условие – развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.

        Главной задачей для меня является  вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.

Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока.

            Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно.

С помощью компьютерных технологий решаю  следующие задачи:

  • усиливаю интенсивность  урока;
  • повышаю мотивацию учащихся;
  • провожу мониторинг их достижений;

Ещё Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но,  как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам,  нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых  - применение новых образовательных технологий.

Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно. Эта работа даёт свои положительные результаты.

Педагогике известны средства, содержащие в себе реальные возможности формирования и повышения  познавательной  активности – игровые технологии, технология проблемного обучения и др. На протяжении своей педагогической деятельности в решении данной проблемы я в системе использовала дидактическую игру, изучила  методику и возможности проблемного обучения.

В последние годы возросли требования современного общества к формированию коммуникативных навыков выпускников школы. Поэтому при поиске новых эффективных методов развития познавательной активности своих воспитанников я сделала свой выбор в пользу методики формирования коммуникативных навыков учащихся посредством использования соответствующих образовательных технологий.

Совершенствование форм и методов работы для педагога – непрерывный процесс. Работа по формированию активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования коммуникативных технологий продолжалась в течение последних лет.

Проблема активизации познавательной деятельности волновала меня с первых дней работы в школе. На протяжении всех лет педагогической деятельности накоплен обширный опыт по использованию игрового, занимательного материала в целях повышения познавательной активности школьников; изучена методика создания проблемных ситуаций. Данная  система работы  имела положительный эффект в росте качества усвоения детьми учебного материала. Но за это время многое изменилось в жизни общества, а, следовательно, и в жизни школы. Выпускник школы, который будет жить и работать в XXI веке, должен обладать теми качествами личности, в которых заинтересовано современное общество.

 В частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления,
  • грамотно работать с информацией,
  • быть коммуникабельным,
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Продолжив личные педагогические исследования по проблеме включения школьника в активный познавательный процесс, пришла к выводу, что эффективным  в данном направлении  будет использование новых форм работы, способствующих также формированию коммуникативных навыков школьников.

        Роль данных  технологий, использованных в  опыте,  заключается в активизации познавательной деятельности посредством использования групповых форм работы на уроке, а  также формировании коммуникативных навыков школьников: умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в сотрудничестве (группах, парах).

Идея личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимального благоприятных условий для  развития учащихся, выявления и использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности – основа моих педагогических взглядов.

     К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». Сегодня невозможно работать в начальной школе,  не применяя  технологию деятельностного метода обучения.  Эта новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, а самое главное – делает учёбу в школе единым образовательным процессом.

        Образование младшего школьника и его речевое развитие всё более обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный  процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям  языка как средству общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить.

Коммуникативный опыт – один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности. Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания.

        Считаю, что  достижение поставленных целей начальной школы возможно при использовании в учебном процессе  коммуникативных  образовательных технологий. Особенностью данных технологий является построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Ведущий метод – общение. Формы обучения – обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.

Дети овладевают знаниями на любом уроке (русского языка, математики, литературного чтения и др.) через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю). Составляющим компонентом интерактивного, личностно-ориентированного обучения является  учебный диалог. Под учебным диалогом следует понимать субъект-субъектное взаимодействие учащихся (учителя и учащихся), перерастающее в продуктивное учебное сотрудничество, которое возникает в ходе организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии по постановке и решению учебных задач.

Диалог как форма речи первичен, естественен, является более простой формой общения.  Поэтому на практике при решении определенной учебной задачи совершенствую эту форму, обучая более совершенному владению языком в диалоге, и только затем перехожу к обучению детей монологической форме речи. На уроке школьники ставят и решают учебные задачи, учатся постановке вопросов учителю, сверстникам. Обучение учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа:

  1. обучение учащихся постановке вопросов;
  2. обучение учащихся работе в парах, группах;
  3. обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Эта работа проводилась мною  поэтапно с 1 по 4 класс, при этом в содержание каждого следующего этапа обучения входило содержание предыдущего, но на более высоком уровне.

1 класс

-Обучение умению задавать вопросы учителю, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия);

-работа в парах: диалог учащихся между собой при выполнении совместных действий;

-обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение.

   2 класс

- Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам;

- работа в парах: планирование совместных действий, само- и взаимооценка;

- работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя);

- обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование)                      

 3 класс

-Самостоятельная постановка вопросов по содержанию учебной проблемы;

-работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само- и взаимооценка;

-самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи;

-обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа)

 4 класс

-Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий);

- ведение групповой, общеклассной дискуссии;

- устный монолог-рассуждение, монолог-доказательство

Решение диалога как своеобразного коммуникативного навыка приходится проектировать   учителю многопланово, многовариантно.  Ход диалога непредсказуем и может не соответствовать задуманному учителем. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность учащихся, а не учителя.

Класс делится на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой  группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика.

Используя  коммуникативные технологии в работе по развитию познавательной активности у учащихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, я добилась положительных результатов. Прежде всего, на уроках  исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными участниками учебного процесса. Сильный ученик старается  сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит «слабого». Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, выполнение карточек с разноуровневыми заданиями,  самостоятельна работа с текстами, подготовка сообщений, докладов к урокам, выполнение творческих заданий. Эти изменения должным образом отразились на успеваемости школьников.

В настоящее время выпускники начальной школы 2014 года обучаются в 5 классе и  успешно выполняют образовательный минимум. По отзывам учителей, классного руководителя, родителей все они умеют общаться, высказывать своё мнение, отстаивать собственную точку зрения, осознают свою социальную значимость, обладают достаточно широким кругозором.

       

       




Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в начальной школе.

                Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Основные цели использования ЦОР в начальной школе

     Создать условия для более глубокого, качественного продуктивного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, развития интеллектуальной и познавательной деятельности;

Обеспечить развитие учебно-практической деятельности учащихся направленной на формирование соответствующих умений:

Формировать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий

Развивать способность к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить, находить ответы, используя имеющиеся знания.

            Провожу  уроки в кабинете с использованием одного компьютера в классе на рабочем месте учителя, подключенном к мультимедийному  проектору .

В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.                      В компьютер заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку, по окружающему миру и это дает возможность в повышении эффективности работы учителя и учащегося. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

лекательные виртуальные путешествия по «Этажам леса», «своими глазами» увидеть животный и растительный мир леса.

           Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствовали более прочному усвоению новых знаний у детей и вызвали у меня огромное желание создавать и применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов. Осознанность чтения проверяется при помощи разнообразных викторин, кроссвордов и тестов. На уроках русского языка мы используем возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам. На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем - задач на движение. Видя наглядно, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче. Также для уроков математики разработаны программы устного счёта, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально.

               Самыми любимыми уроками во 2 классе стали для нас уроки закрепления пройденного материала. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходили у нас и в форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр.

С уверенностью могу сказать, что применение ИКТ в учебном процессе начальной школы даёт возможность формирует мотивацию к обучению. У ребёнка развивается и познавательный интерес, и познавательная активность, и познавательная деятельность. А всё это в совокупности даёт хорошие результаты. Успеваемость в моих классах всегда была 100%. Качество во время работы в классах достигало до 80%. И как результат, мои ученики активные участники в конкурсах , где показывают неплохие результаты, получают грамоты за призовые места. А также принимают участие в международных олимпиадах «Русский медвежонок» и «Кенгуру».

Возможности ИКТ применяются нами и во внеурочной деятельности. Использование информационных технологий во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне, создаёт особую эмоциональную атмосферу. Мы часто проводим классные часы в нетрадиционных формах.

         Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся, формируют положительную мотивацию к обучению и активность во внеурочной работе.

              Интернет - гигантская Всемирная компьютерная сеть, объединяющая десятки тысяч глобальных, региональных и локальных сетей всего мира. Ее назначение - обеспечить любому желающему постоянный доступ к информации. Сегодня не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

Ориентироваться во множестве ресурсов мне помогает :

  • Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catatog.iot.ru - где собрано и классифицировано более 650 интернет- ресурсов по образованию.
  • Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru - обеспечивает открытый доступ к ресурсами для учеников, учителей и родителей.
  • Портал «Российское образование -http://www.edu.ru содержит информацию о Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность.
  • Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru - базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате - тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.
  • Электронные версии газеты «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября» находятся на сайте http://nsc.lseptember.ru.
  • На сервере «Открытый мир» http://www.openworld.ru в разделе «Мир знаний» размещены полнотекстовые версии журнала «Начальная школа».

Также я пользуюсь сайтами для учителей начальных классов:

Очень интересные сайты:

http://wwvv.interpedagogika.rU/shapka.p ... =-1 &page=l

  • Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/ Математика в начальной школе(статьи,задачник,конспекты,игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
  • Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
  • Коллекция звуковых эффектов( птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое):  http://-uww.tatarovo.ru/sound.html
  • Толковый словарь О.Даля ON-LINE: http;//www.vidahl.agava.ru/

  В своей работе я использую различные виды информационных технологий – электронные пособия,            

                                                                      презентации,  обучающие игры.  


Приложение

Сайты для учителей начальных классов:

http://www.uR.ru - сайт «Учительской газеты»; http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokurn/doc98/1235-l .html - обязательный минимум содержания начального общего образования; http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web Links&file=inde х&1 op^iewlink&cidK??? - список ресурсов по природоведению; http://9151394.ru/?r=:lib&p:=rusyaz - вся орфография и пунктуация в таблицах

http://rating.fio.ru/current.php7prograiTi_ _type=2&subject id=14&Submit=% E2%FB%E 1 %F0%E0%F2%FC - образовательные ресурсы по начальной школе;

Внеклассные мероприятия к любому празднику - http://schoollessons.narod.ru/;

Проектная деятельность в начальной школе - http://www.lotos.dtn.ru/mo m smir 03.html;

Работа с одаренными детьми в начальной школе - http ://tmn. fi о .ru/works/22x/3 08/plan.htm;

Сетевое объединение методистов (СОМ). Раздел «Начальная школа» http://center.fto.m/method/subiect.asp?id=l 0000193;

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnyshko.ее; http://www.so 1 net.ee/skazki - книга сказок;

http:// www. skazochki. narod. ru/index fl ash .html - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.

http:// www. с о fe. ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка»; http://www.km.ru - портал компании «Кирилл и Мефодий».

Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/

Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

Архив учебных программ: http://rusedu.ru/

Фед.Гос.Обр. портал Стандарт: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/

Интересный сайт для учителей начальных классов: http ://www .nachalka .com/

Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm Сайт "Лукошко сказок": http://www. 1 ukoshko.net Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm Сценарии: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/

Сайт учитель-учителю: http://uchitel.mov.su/ - Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s 15.edusite.ru/p33aal .html - Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/

Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/

Все о животных всего мира: http://www.apus.ru/site.xp/

Элементы большой науки: http://elementy.ru/email



Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход в обучении - как  средство повышения качества образования в начальной школе.

                                           Учитель: Тараканова М.А

Ключевые особенности ФГОС которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов:

Во-первых, это системно-деятельностный подход, который является методологической основой стандарта. Деятельностная парадигма образования рассматривает в качестве цели образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Деятельностный подход предполагает, что психологические способности человека есть результат последовательного преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность. Следовательно, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает:

  • изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
  • переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
  • целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
  • признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

 «Деятельность — это особая целостность» (А.Н.Леонтьев), она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия (что и как нужно сделать), результат (его соответствие поставленной цели и необходимость корректировки). Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Именно поэтому технологии проектирования урочных и внеурочных занятий и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности.

Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования — требования к результатам освоения основной образовательной программы.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, которые закладываются при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

Третья особенностью ФГОС - становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков)

В практике работы учёт перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий) можно выразить в виде следующих принципов:

  • принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции её субъекта;
  • принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;
  • принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы, могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т.д.);
  • принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.

Методические принципы современного урока.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  • Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
  • Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока

Традиционный урок

Инновационный урок

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  1. Актуализация (мобилизующий этап)
  2. Мотивация (самоопределение учащихся)
  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
  4. Открытие новых знаний, включение их в систему.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Рефлексия.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе. (Цель должна быть понятна как учителю, так и ученику, который должен научиться сам формулировать цель собственной деятельности на уроке)

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Стратегической целью современного обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

Цели, личностно значимые для ученика, мотивирующие на изучение нового материала, представляются нам системой учебных задач: написать, перечислить, выделить, продемонстрировать, выбрать, указать, соотнести и т.д.

Определение целей с позиции компетентностного подхода и включает решение задач:

1. Анализ места урока в процессе развития способности самостоятельно решать проблемы.

2. Определение вида результата образовательной деятельности учащихся.

3. Выбор глагола (словосочетания), отражающего сущность планируемой деятельности.

Предлагаем сравнение слов-ориентиров для определения целей урока.

Традиционный («знаниевый») подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цель

Знать (сформировать знание о …)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения)

Научить выбирать способы решения

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Список использованных источников.

  1. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - № 8
  2. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
  3. Чернобай Е.В. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде» (Серия «Работаем по новым стандартам») — М.: Просвещение, 2012 г.

Приложения

Примерные формулировки целей современного учебного занятия

Личностные цели.

Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Помочь осознать … (содействовать осознанию …)

  • социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
  • ценность совместной деятельности.

Метапредметные цели.

Развитие интеллектуальной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • анализировать …
  • сравнивать …
  • выделять главное ы …
  • классифицировать … .

Развитие исследовательской культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • использовать научные методы познания …
  • формулировать проблемы …
  • предлагать пути решения проблем …

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • ставить цели;
  • планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.

Развитие информационной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • структурировать информацию;
  • составлять простой и сложный план;
  • и т.д.

Развитие коммуникативной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • общаться;
  • диалогической и монологической речи;
  • сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;
  • слушать и вступать в диалог;
  • участие в коллективном обсуждении;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развитие рефлексивной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.

Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятель-ности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятель-ность учителя

Деятельность обучающихся

Познаватель-ная

Коммуника-тивная

Регулятив-ная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуа-ции. Фикса-ция новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказы-вания

Принима-ют и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследова-ние проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументи-руют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказы-вания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделиро-вание

Фикса-ция в модели сущест-венных отноше-ний изуча-емого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающих-ся

Осуществ-ляют само-контроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструи-рование нового способа действия.

Постро-ение ориенти-рованной основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществ-ляют само-контроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первич-ный контроль за правиль-ностью выпол-нения способа действия

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формули-ровать собственное мнение и позицию

Осуществ-ляют само-контроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррек-ция отработ-ки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуж-дения, понятные для собеседника. Умеют использо-вать речь для регуляции своего действия

Само-проверка. Отрабаты-вают способ в целом. Осуществ-ляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Конт-роль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференциро-ванной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществ-ляют пошаговый контроль по результату



Предварительный просмотр:

Cовременные образовательные технологии как средство повышения качества образования.

                             

   Концепция  модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

   Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.  И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

   Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

   Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

   Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: (Перечень педагогических технологий, применяемых мною)

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Проектно-исследовательская  технология
  1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Групповые технологии
  • Информационно-компьютерные технологии
  1. Технология развивающего обучения:
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Общие основы технологий развивающего обучения
  1. Здоровьесберегающая технология

   В сценарий  урока  могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (Таблица № 1)

   Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

   Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает  положительную динамику в  обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

   В моей практике уже сформировались основные направления применения  ИКТ:

  • подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
  • создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
  •  «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и  коммуникативных достижениях;
  • участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
  • электронная почта;
  • изучение основ информатики и вычислительной техники;
  • составление отчётов, графиков, диаграмм;
  • тестирование по предметам, проверка техники чтения;
  • поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной  и воспитательной работы;
  • проведение родительских собраний и лекториев;
  • воспитательные события и социальные проекты;
  • музейные уроки,  виртуальные путешествия, посещения музеев;
  • тренажёры по предметам, тестирования;
  • развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

   Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.

      Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время  курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим  кумиром  считаю педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-личностной педагогикой.

   Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества. Ориентироваться во множестве ресурсов мне помогает :

  • Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catatog.iot.ru - где собрано и классифицировано более 650 интернет- ресурсов по образованию.
  • Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru - обеспечивает открытый доступ к ресурсами для учеников, учителей и родителей.
  • Портал «Российское образование -http://www.edu.ru содержит информацию о Интернет-ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность.
  • Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru - базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате - тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.
  • Электронные версии газеты «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября» находятся на сайте http://nsc.lseptember.ru.
  • На сервере «Открытый мир» http://www.openworld.ru в разделе «Мир знаний» размещены полнотекстовые версии журнала «Начальная школа».

Также я пользуюсь сайтами для учителей начальных классов:

Очень интересные сайты:

http://wwvv.interpedagogika.rU/shapka.p ... =-1 &page=l

  • Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/ Математика в начальной школе(статьи,задачник,конспекты,игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
  • Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
  • Коллекция звуковых эффектов( птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое):  http://-uww.tatarovo.ru/sound.html
  • Толковый словарь О.Даля ON-LINE: http;//www.vidahl.agava.ru/

  В своей работе я использую различные виды информационных технологий – электронные пособия,            

                                                                      презентации,  обучающие игры.  

   В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования  индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:

  •  административных контрольных работ;
  • стабильно высокое качество знаний по предметам (89 – 93%), 100% уровень обученности учащихся в классе;
  • преобладание учебно-познавательных мотивов;

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что  все современные технологии, а  компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов. 
  2. Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.
  3. Педагогические Интернет-ресурсы.
  4. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».
  5. Программа «Перспективная начальная школа». Москва, Академкнига/Учебник, 2007 год.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 



Предварительный просмотр:

Опыт работы

по использованию

современных технологий

             в образовательном процессе

                                                                                                                                        Учитель: Тараканова М.А

 В современный период развития общеобразовательной школы формирование личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Любая активность связана с индивидуальными целями  и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъективной активности.

        Отношение школьников к учению характеризуется активностью, которая определяет степень «соприкосновения»  обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

-готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- стремление повысить свой личный уровень и др.

        Управление активностью школьников в педагогике называют активизацией. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

        В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании  их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.

Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Мы переходим с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

        Я работаю учителем начальных классов  30 лет. Для меня урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ученика. А для того, чтобы обучение на самом деле имело развивающий характер, необходимо соблюдать одно важное условие – развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.

        Главной задачей для меня является  вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.

Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока.

            Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно.

С помощью компьютерных технологий решаю  следующие задачи:

  • усиливаю интенсивность  урока;
  • повышаю мотивацию учащихся;
  • провожу мониторинг их достижений;

Ещё Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но,  как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам,  нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых  - применение новых образовательных технологий.

Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно. Эта работа даёт свои положительные результаты.

Педагогике известны средства, содержащие в себе реальные возможности формирования и повышения  познавательной  активности – игровые технологии, технология проблемного обучения и др. На протяжении своей педагогической деятельности в решении данной проблемы я в системе использовала дидактическую игру, изучила  методику и возможности проблемного обучения.

В последние годы возросли требования современного общества к формированию коммуникативных навыков выпускников школы. Поэтому при поиске новых эффективных методов развития познавательной активности своих воспитанников я сделала свой выбор в пользу методики формирования коммуникативных навыков учащихся посредством использования соответствующих образовательных технологий.

Совершенствование форм и методов работы для педагога – непрерывный процесс. Работа по формированию активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования коммуникативных технологий продолжалась в течение последних лет.

Проблема активизации познавательной деятельности волновала меня с первых дней работы в школе. На протяжении всех лет педагогической деятельности накоплен обширный опыт по использованию игрового, занимательного материала в целях повышения познавательной активности школьников; изучена методика создания проблемных ситуаций. Данная  система работы  имела положительный эффект в росте качества усвоения детьми учебного материала. Но за это время многое изменилось в жизни общества, а, следовательно, и в жизни школы. Выпускник школы, который будет жить и работать в XXI веке, должен обладать теми качествами личности, в которых заинтересовано современное общество.

 В частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления,
  • грамотно работать с информацией,
  • быть коммуникабельным,
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Продолжив личные педагогические исследования по проблеме включения школьника в активный познавательный процесс, пришла к выводу, что эффективным  в данном направлении  будет использование новых форм работы, способствующих также формированию коммуникативных навыков школьников.

        Роль данных  технологий, использованных в  опыте,  заключается в активизации познавательной деятельности посредством использования групповых форм работы на уроке, а  также формировании коммуникативных навыков школьников: умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в сотрудничестве (группах, парах).

Идея личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимального благоприятных условий для  развития учащихся, выявления и использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности – основа моих педагогических взглядов.

     К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». Сегодня невозможно работать в начальной школе,  не применяя  технологию деятельностного метода обучения.  Эта новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, а самое главное – делает учёбу в школе единым образовательным процессом.

        Образование младшего школьника и его речевое развитие всё более обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный  процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям  языка как средству общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить.

Коммуникативный опыт – один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности. Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания.

        Считаю, что  достижение поставленных целей начальной школы возможно при использовании в учебном процессе  коммуникативных  образовательных технологий. Особенностью данных технологий является построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Ведущий метод – общение. Формы обучения – обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.

Дети овладевают знаниями на любом уроке (русского языка, математики, литературного чтения и др.) через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю). Составляющим компонентом интерактивного, личностно-ориентированного обучения является  учебный диалог. Под учебным диалогом следует понимать субъект-субъектное взаимодействие учащихся (учителя и учащихся), перерастающее в продуктивное учебное сотрудничество, которое возникает в ходе организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии по постановке и решению учебных задач.

Диалог как форма речи первичен, естественен, является более простой формой общения.  Поэтому на практике при решении определенной учебной задачи совершенствую эту форму, обучая более совершенному владению языком в диалоге, и только затем перехожу к обучению детей монологической форме речи. На уроке школьники ставят и решают учебные задачи, учатся постановке вопросов учителю, сверстникам. Обучение учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа:

  1. обучение учащихся постановке вопросов;
  2. обучение учащихся работе в парах, группах;
  3. обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Эта работа проводилась мною  поэтапно с 1 по 4 класс, при этом в содержание каждого следующего этапа обучения входило содержание предыдущего, но на более высоком уровне.

1 класс

-Обучение умению задавать вопросы учителю, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия);

-работа в парах: диалог учащихся между собой при выполнении совместных действий;

-обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение.

   2 класс

- Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам;

- работа в парах: планирование совместных действий, само- и взаимооценка;

- работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя);

- обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование)                      

 3 класс

-Самостоятельная постановка вопросов по содержанию учебной проблемы;

-работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само- и взаимооценка;

-самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи;

-обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа)

 4 класс

-Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий);

- ведение групповой, общеклассной дискуссии;

- устный монолог-рассуждение, монолог-доказательство

Решение диалога как своеобразного коммуникативного навыка приходится проектировать   учителю многопланово, многовариантно.  Ход диалога непредсказуем и может не соответствовать задуманному учителем. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность учащихся, а не учителя.

Класс делится на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой  группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика.

Используя  коммуникативные технологии в работе по развитию познавательной активности у учащихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, я добилась положительных результатов. Прежде всего, на уроках  исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными участниками учебного процесса. Сильный ученик старается  сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит «слабого». Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, выполнение карточек с разноуровневыми заданиями,  самостоятельна работа с текстами, подготовка сообщений, докладов к урокам, выполнение творческих заданий. Эти изменения должным образом отразились на успеваемости школьников.

В настоящее время выпускники начальной школы 2014 года обучаются в 5 классе и  успешно выполняют образовательный минимум. По отзывам учителей, классного руководителя, родителей все они умеют общаться, высказывать своё мнение, отстаивать собственную точку зрения, осознают свою социальную значимость, обладают достаточно широким кругозором.

       

       




Предварительный просмотр:

 

  Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление на МО

Подготовила: Тараканова М.А

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

 

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Аннотация

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются  бережное  отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей  в обществе.

Что должен сделать учитель для сохранения здоровья детей?

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии  включают  формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры  здоровья. 

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в  деятельности учителя,  работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Работа по формированию здорового образа жизни  может реализовываться  через : проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями. 

 «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне.

Сохранение   здоровья  детей - главное, на что я обращаю особое внимание при  проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма, а  также проведение оздоровительных минут во время урока,  повышение интереса к предметам.

Русский язык и литературное чтение  считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно нужно проводить гимнастику для глаз.

Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые  задания на  развитие фантазии,  распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Хороший эффект дают задания на  расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся),  формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Чтобы эффективнее  реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности,  необходимо применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Вне урока организовывать веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам:  “Формирование у детей младшего школьного возраста  основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии. Спортивные мероприятия.  Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

 «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Использованная литература

1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.

2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« C овременные образовательные технологии как средство повышения качества образования в начальной школе» Тараканова Марина Анатольевна

Слайд 2

… .Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)

Слайд 3

Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира

Слайд 4

Мастер создает особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме. Здесь нет... Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или желания увернуться от нее ЗДЕСЬ... Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Слайд 5

Четыре основания образования

Слайд 6

Современные образовательные технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

Слайд 7

Причины выбора инновационных технологий Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Слайд 8

Образовательные технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Гуманно-личностная технология

Слайд 9

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Слайд 10

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова ) Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Групповые технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Слайд 11

Частнопредметные технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

Слайд 12

Технология развивающего обучения

Слайд 13

Слайд 14

Этап урока Варианты использования образовательных технологий Метод и приёмы Актуализация знаний Игровые технологии Создание игровой ситуации. Педагогика сотрудничества Совместная деятельность. Эвристическая беседа. Здоровьесберегающая технология Психофизическая тренировка (настрой на урок). Алгоритмическая разминка. Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах. Эвристическая беседа. Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация) Работа по теме урока Индивидуальный и дифференцированный подход Индивидуальная, групповая, парная работа. Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха. Компетентностно-ориентированное обучение Исследовательская работа в группах, парах. Информационно-коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания. Развивающее обучение Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения. Игровые технологии Игровая ситуация. Проблемное обучение Создание проблемной ситуации. Физминутка Здоровьесберегающая технология Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж. Индивидуальная (самостоя-тельная) работа Индивидуальный и дифференцированный подход Разноуровневые задания. Информационно-коммуникативные технологии Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК. Подведение итогов урока Педагогика сотрудничества Коллективный вывод. Подведение итогов в паре. Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха. Рефлексия Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха. Здоровьесберегающая Тренинг «Я смог…Что получилось?»

Слайд 15

И НФОРМАТИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ХХI ВЕКА. Отсюда следуют цели использования ИКТ: • Повысить мотивацию обучения; • Повысить эффективность процесса обучения; • Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; • Совершенствовать методики проведения уроков; • Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; • Планировать и систематизировать свою работу; • Использовать как средство самообразования; • Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Слайд 16

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИТ: владеть основами работы на компьютере иметь навыки работы с мультимедийными программами владеть основами работы в Интернете

Слайд 17

ХХІ век- век информационных технологий Электронные учебники Тренинговые компьютерные программы Компьютерные лабораторные практикумы Контрольно-тестирующие комплексы…

Слайд 18

Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...