Профессиональный стандарт учителя начальных классов
статья на тему

Грибанова Оксана Павловна

Выступление  и презентация к педагогическому совету "профессиональный стандарт учителя начальных классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление33.78 КБ
Office presentation icon Презентация к выступлению1.79 МБ

Предварительный просмотр:

слайд 1 

Свое выступление я хотела бы начать со слов Л.Н. Толстого  «Хорошему  учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и   большое сердце».  Безусловно,  эти качества  являются очень важными, но достаточно ли этого современному учителю.  Профессиональный стандарт педагога должен дать ответ на этот вопрос.

слайд 2

При  описании образа современного педагога, думаю, каждый выделит следующие качества:

  • творческий
  •  культурный
  •  независимый
  •  разносторонний
  •  конкурентоспособный
  •  любящий работу и учеников
  •  нравственно и духовно развитый

слайд 3:

Мне удалось обнаружить уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы  по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя:

1. Знание предмета и владение методикой.

2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.

3. Умение правильно оценивать знания учащихся.

4. Создание дисциплины.

5. Внешний вид.

 Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.

слайд 4

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие:

1. уравновешенность,

2. авторитет, сильная воля,  

3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно,

4. приятная наружность, понимание своих учеников,

5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.

слайд 5

В 1992 году на базе московских школ было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети:

талантливый (85 голосов), интересный в общении (81), справедливый в требованиях (80), понимающий (75), уважающий своих учеников (53), образованный (45), обладающий чувством юмора (40), внимательный (35), готовый оказать помощь (35), красивый, добрый (23).

Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место!!! Примечательно и то, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых мест, а педагоги — 28-е!

слайд 6

Изучая  новый федеральный государственный стандарт,  основываясь на запросах родителей и детей, можно сформулировать для себя с критерии определения личности Современного учителя, которые включают в себя как личностные качества, так и профессиональные характеристики.

1. Учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками. Значит, он должен быть идеальным психологом.
        2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть
разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета.                                 

3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, правильной и грамотной речью.  Это профессионал-эрудит, знающий не только свой предмет.                                4. Он должен быть современным интеллигентным человеком, обязательно владеть новыми технологиями. Только учитель, идущий в ногу со временем, способен понять своих новых учеников и быть им интересным.
        5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Но все же, государство и общество должны обеспечить педагогам
достойные условия жизни и работы. Чтобы учитель не был нацелен на удовлетворение первичных потребностей (питание, одежда, жилье), а на первое место превознес потребности высшего порядка, т.е. социальные – это потребность в признании, в самовыражении  и самореализации.                                                                                 6. Не смущайтесь своих ошибок. Экспериментируйте, ищите и будьте самокритичны.                  7. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.  Важнейшее качество  - человечность. Воспринимайте свое учительство как способ продолжить свое детство и понять своих воспитанников.                         8. Учись сам, самосовершенствуйся. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться.
        9. Учитель должен помогать  и одобрять труд ребенка,
стимулировать его творческие идеи, готовить к будущей динамичной жизни, чтобы впоследствии он стал самостоятельным, творческим, уверенным в себе человеком!                                                                                                                                             10. Верьте в себя. Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь. Вознаграждайте себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха! Дети ценят успешных людей и стремятся быть такими же.

Проект профессионального стандарта только набирает силу, но уже сейчас темы: являются самыми дискуссионными на страничках образовательных сайтов. Я лишь обозначу несколько проблем, а каково будет ваше мнение, выбор за вами.

слайд 7

Другими словами, сущность настоящего учителя  выглядит следующим образом:

  • У - уникальный, умный, успешный, универсальный,  

               умеющий профессионально  преподносить материал. 

  • Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. 
  • И - искренний, индивидуальность. 
  • Т - тактичный, толерантный, терпеливый. 
  • Е - естественный, единомышленник. 
  • Л - любящий детей, любящий свою работу 
  • Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово! 

Таким образом, профессиональный стандарт педагога призван решить одну из главных проблем современного образования – какой должен быть учитель нашей школы.

За основу мы с коллегами приняли типовой проф. стандарт и провели обсуждение на форуме. Большинство учителей начальной школы пришли к выводу, что:

слайд 8

Необходимыми знаниями для учителя начальных классов нашей гимназии являются следующие:

  1. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание основных образовательных программ.
  3. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий.
  4. Сущность заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях.
  5. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая ООП НОО.

слайд 9

Пояснения требует последний пункт. Под этим мы понимаем:

  1. Знание истории, культуры, географических особенностей нашей республики в необходимом объеме.
  2. Знание особенностей детей , растущих в двуязычных условиях.

слайд 10

Учитель начальных классов нашей гимназии должен уметь:

  1. Реагировать  на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы.
  2. Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной и групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.
  3. Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов, выходящими за рамки программы НОО.

Слайд 11

Здесь возможно возникновение следующих проблем:

  • Недостаточно психологических знаний, чтобы правильно оценить проявления психологических проблем у ребенка.
  • Отсутствие или недостаточный объем помощи психологической службы гимназии.
  • Отсутствие заинтересованности и поддержки родителей в реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося.
  • Недостаточно возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Слайд 12

Трудовые действия, выполняемые нашими педагогами:

  1. Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС НОО с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника.
  2. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на протяжении всего обучения в начальной школе.
  3. Формирование метапредметных компетенций,  умения учиться,  УУД до уровня, необходимого для освоения программ основного общего образования.
  4. Объективная оценка успехов и его возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
  5. Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассников.
  6. Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
  7. Проведение мероприятий по профилактике возможных трудностей в адаптации детей к обучению в основной школе.

Слайд 13

Возможные противоречия, требующие разрешения:

  1. Несогласованность требований педагогов  основной и начальной школы. Завышенные ожидания педагогов основной школы.
  2. Поддержка и адаптация  пятиклассников со стороны педагогов основной школы .
  3. Оценка индивидуального роста обучающегося и  нормы оценивания КИМов,  предусматривающие выявление абсолютного уровня достижения результатов обучения, и не учитывающие относительный рост.
  4. Отсутствие качественного и своевременного мониторинга психического  развития.

Слайды 14-15

Другие характеристики 

  • Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Этот пункт оценивает личностные качества педагога, которые заключаются в следующем:

  1. Педагогический такт
  2. Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность.
  3. Организаторские способности
  4. Увлеченность педагогической деятельностью.
  5. Интерес и любовь к детям.
  • Главной проблемой по этому пункту  мы считаем то, как и кем будут отслеживаться эти характеристики, чем они будут измеряться.

Первая:  Какой выпускник ВУЗа нужен сегодня, будет востребован государством? Способна ли система высшего образования подготовить подобного педагога? Какие меры предполагаются  для того, чтобы все педагоги «дотянули» до этого уровня?  Есть ли  методисты, способные помочь учителю в достижении данного стандарта?

Вторая:  Готовы ли учителя войти в Стандарт? Что их там ждет?  Проект подразумевает совсем иную организацию труда учителей, самого процесса обучения, а главное  -  переделку образа мышления педагога.  "Базовые" знания превращаются в безразмерные. Из учителя хотят сделать продавца услуг, менеджера, управленца.  Не все учителя способны (может по причине психологической, может – финансовой возможности) стать ИКТ-компетентными уже сегодня.

Третья:  Насколько реально довести проект до логического завершения? В целом были озвучены лишь общие положения стандарта, который на сегодняшний день требует конкретного содержательного наполнения.  В российских школах нет «ни инфраструктуры, ни соответствующих бюджетов» для того чтобы внедрить озвученные властью начинания.  Чем является стандарт – минимумом для педагога или максимумом профессионального совершенствования и развития?

Четвертая:  Профессия учителя по-прежнему не престижная и малооплачиваемая, поэтому в школу часто идут не самые лучшие кадры страны.  Каким образом мотивировать учителя на соответствие стандарту? Кто будет работать в школе, если останутся только соответствующие стандарту на 100%?

Какое бы ни было общественное мнение, ясно одно, стране нужны новые педагогические кадры и новые специалисты,  способные реализовать себя в педагогической деятельности.

А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:

У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально  преподносить материал.                                                                                                      Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.                                                                      И - искренний, индивидуальность.                                                                                    Т - тактичный, толерантный, терпеливый.                                                                          Е - естественный, единомышленник.                                                                                 Л - любящий детей, любящий свою работу.                                                                            Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!                                                        … и эта истина будет неподвластной времени.

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный стандарт учителя начальных классов Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Л.Н. Толстой

Слайд 2

Каким должен быть учитель? XXI век 30-е гг. 60-е гг. 90-е гг. результаты анкетирования… творческий культурный независимый разносторонний конкурентоспособный любящий работу и учеников нравственно и духовно развитый

Слайд 3

30-е годы : «Современный учитель». Внешний вид Хорошие взаимоотношения с учащимися Умение правильно оценивать знания учащихся Создание дисциплины Знание предмета и владение методикой 5 4 3 2 1

Слайд 4

60-е годы : «Современный учитель». Приятная наружность Авторитет, сильная воля Знание предмета, умение говорить логично и выразительно Требовательность самостоятельности и понимание своих учеников Уравновешенность 5 4 3 2 1

Слайд 5

90-е годы : «Современный учитель». Интересный в общении Справедливый в требованиях Готовый оказать помощь Внимательный Уважающий своих учеников Понимающий 45 53 75 80 81 85 голосов * Из 58 качеств ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ школьники отдали 1 место, а педагоги –28-е!!! Талантливый Образованный Обладающий чувством юмора 40 35 35 23 Красивый, добрый

Слайд 6

Современный учитель: 1 2 3 10 9 9) стимулирующий и готовящий ребенка к будущему 10) уверенный в себе и успешный 1 ) идеальный психолог 2 ) творческая разносторонняя личность 3 ) профессионал, эрудит 4 4) владеющий новыми технологиями 5 6 7 8 5) достойный лучшей жизни и условий труда 6) экспериментатор 8) способный самосовер-шенствоваться 7) внимательный, человечный, нежный

Слайд 7

Необходимые знания: Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание основных образовательных программ. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий. Сущность заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая ООП НОО.

Слайд 8

Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая ООП НОО. Знание истории, культуры, географических особенностей нашей республики. Знание особенностей детей , растущих в условиях двуязычной семьи .

Слайд 9

Необходимые умения: Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы. Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной и групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания. Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов, выходящими за рамки программы НОО.

Слайд 10

Недостаточно психологических знаний, чтобы правильно оценить проявления психологических проблем у ребенка. Отсутствие или недостаточный объем помощи психологической службы гимназии. Отсутствие заинтересованности и поддержки родителей в реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося. Недостаточно возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Слайд 11

Трудовые действия: Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС НОО с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на протяжении всего обучения в начальной школе. Формирование метапредметных компетенций, умения учиться, УУД до уровня, необходимого для освоения программ основного общего образования. Объективная оценка успехов и его возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассников. Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. Проведение мероприятий по профилактике возможных трудностей в адаптации детей к обучению в основной школе.

Слайд 12

Несогласованность требований педагогов основной и начальной школы. Завышенные ожидания педагогов основной школы. Поддержка и адаптация пятиклассников со стороны педагогов основной школы . Оценка индивидуального роста обучающегося и нормы оценивания КИМов, предусматривающие выявление абсолютного уровня достижения результатов обучения, и не учитывающие относительный рост. Отсутствие качественного и своевременного мониторинга психического развития.

Слайд 13

Другие характеристики: Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Слайд 14

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА Интерес и любовь к детям Увлеченность педагогической деятельностью Организаторские способности Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность Педагогический такт

Слайд 15

Быть упорным и стойким перед трудностями Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами Создание ситуации выбора и успеха Организация учебного сотрудничества учащихся Получение и обработка информации Использование проектных форм работы Обращение к различным источникам данных и их использование Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей Дискутировать и защищать свою точку зрения Профессиональные компетенции Учебные компетенции Коммуникативные компетенции Информационные компетенции Личностные компетенции

Слайд 16

Способы совершенствования профессиональной компетентности Обмен опытом Разработка программ Повышение квалификации Систематическое прохождение курсов повышения квалификации Дистанционное обучение Проблемные семинары Производственная учёба в школе Самообразование Изучение информационно-компьютерных технологий Мониторинг развития личности и индивидуальности младшего школьника Воспитательная система класса Помещение своих разработок на сайтах в Интернете Конкурсы профессионального мастерства муниципального, регионального и федерального уровней Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете;

Слайд 17

Сущность НАСТОЯЩЕГО Учителя: У - у никальный, у мный, у спешный, у ниверсальный, у меющий профессионально преподносить материал. Ч - ч естный, ч еловечный, ч уткий, с ч увством юмора. И - и скренний, и ндивидуальность. Т - т актичный, т олерантный, т ерпеливый. Е - е стественный, е диномышленник. Л - л юбящий детей, л юбящий свою работу Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!

Слайд 19

Благодарю за внимание! Использованные источники: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ http://oblasov13.ucoz.ru/ http://openedu.kspu.ru/forum/ http://www.koipkro.kostroma.ru/ http://www.uchportal.ru http://childpsy.ru/lib/articles http://www.baltinfo.ru/Pedagogicheskii-forum http://www.liberty.ru/Themes/Proekt-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности

Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Профессиональный стандарт учителя начальных классов"

Данный профессиональный стандарт призван повысить  ответственность педагога за результаты своего труда...

Стандарт учителя начальных классов

Выступление на педсовете "Стандарт учителя начальных классов"...