Роль педагогической диагностики в образовательном процессе
статья на тему

Мирошникова Оксана Валерьевна

Диагностическая деятельность,  в реализации системы личностно-развивающего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_miroshnikova_o.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Мирошникова О.В.

Роль педагогической диагностики в образовательном процессе

Аннотация

         Одним из важнейших  условий реализации системы личностно-развивающего образования является диагностическая деятельность, о применении которой в МБОУ СОШ № 16 Анапского района посёлка Цибанобалка пойдёт речь в данной статье.      

Ключевые слова статьи: наблюдение, диагностика.

Рождаясь, ребёнок делает первые шаги. Он падает, поднимается, но в результате научается ходить. В педагогике, как в жизни. Мы учимся, но не всегда это бывает легко. Многие сталкиваются с проблемами, пытаясь их решить, стремясь получить положительный результат. Учителям начальных классов предоставляется возможность наблюдать результат своего труда. Так как к ним дети приходят чистыми, как лист бумаги. И  именно они учат детей делать первые шаги в мире познания и приобретения учебных навыков. При этом педагоги ведут постоянное наблюдение, фиксируют результаты наблюдений, наблюдают за динамикой развития ребёнка, то есть проводят педагогическую диагностику.

В настоящее время, с введением ФГОС, особенно важно отмечать малейшие признаки, как роста, так и падения не только по учебным предметам, но и во взаимоотношениях среди детей, в умении справляться с поставленной задачей. Для современного педагога важно докопаться до истины -  почему ребёнок испытывает трудности, в чём причина этих трудностей? Только после ответа на этот вопрос можно корректировать работу и ученика и учителя, сделав обучение не только успешным, но и  интересным.

        А значит, учителю нужно отказаться от привычных контрольных работ и перейти к педагогической диагностике, так как сегодня  актуальным является не выявление уровня знаний, умений и навыков, а возможность характеристики продвижения каждого ученика в овладении учебной деятельностью.  Учебная деятельность характеризуется умением принимать учебную задачу, выполнять учебные действия, контролировать процесс работы, ставя перед собой вопросы в ходе выполнения задания, обосновывать решение, уметь вести поиск дополнительной информации, проводить самооценку выполненной работы, относиться к работе творчески. При составлении диагностических работ для выявления индивидуальных особенностей каждого ученика нужно включать в работу разноуровневые задания. А чтобы убедиться, что обучение способствует продвижению, в общем, и интеллектуальном развитии ребёнка, в диагностические работы нужно включать нестандартные задания, смысл которых должен понять ученик, находя при их решении новые способы действия, продемонстрировав процесс решения с проведением анализа, сравнения, обобщения.                          

Диагностику нужно проводить систематически, применяя комплексный подход с использованием различных форм, методов и средств проверки, для того чтобы иметь возможность контролировать учебный процесс от начального восприятия знаний  до их практического применения. В процессе диагностирования составляется рейтинг каждого ученика с целью наглядного сравнения динамики продвижения с предыдущими результатами диагностики. А для учителя подобный рейтинг является своеобразным планом ликвидации пробелов в знаниях конкретного ученика.

В нашей школе диагностика проводится в логической последовательности. При поступлении  в первый класс учителя начальных классов и школьный психолог проводят первую диагностическую работу для выявления уровня развития ребёнка. Следующая проверка осуществляется в конце учебного года.  Аналогичная контрольная диагностика проводится два раза в год: в начале года и в конце года, в каждом классе.

Но помимо контрольных диагностических работ каждым учителем проводится текущая проверка, которая является обучающей и осуществляется в процессе усвоения темы. Методы и формы текущей диагностики зависят от содержания и сложности учебного материала от возраста и уровня подготовки класса.

        Например, при изучении темы «Написание сложных слов с буквой соединительного гласного» во втором классе, можно использовать в качестве диагностики систему электронного голосования. После выполнения упражнения, в котором из слов: чёрные щёки, белые зубы, синие глаза, жёлтый рот, чёрная слива – нужно составить сложные слова, выделив букву соединительного гласного, дети на индивидуальном пульте нажимают кнопку с выбором гласной, которую они написали в сложном слове. На доске мгновенно высвечивается результат выполнения работы и каждый ученик способен провести самоанализ и самопроверку. Конечным результатом данной работы является формулирование правила правописания сложных слов.

После текущей диагностики обязательно нужно провести повторную проверку по той же теме, что и текущая проверка.
    Например, при изучении темы «Чередование согласных, которого не видно на письме» можно использовать такой вид диагностики: дети при помощи Обратного словаря составляют диктант из шести слов с основой на парную согласную для своего соседа, диктуют ему, а затем осуществляют взаимопроверку. После взаимопроверки обязательной является формулировка вывода правописания парных согласных на конце слова.

Следующим этапом является периодическая диагностика по разделу для того чтобы проверить качество усвоения взаимосвязей между элементами учебного материала данного раздела. На этом этапе можно использовать тестовые работы с выбором правильного ответа. Хорошо если дети, объединившись в группы, сами составят подобные тесты для другой группы учащихся.

        После периодической диагностики проводится итоговая проверка.

         А для того чтобы иметь возможность проверить способность учащихся применять на практике знания и умения полученные нескольких учебных предметов проводится комплексная диагностическая работа.

         Итак, приходим к выводу, что диагностика это реальный инструментарий который помогает учителю точно определить как и в каком направлении нужно строить индивидуальную работу с каждым учеником, и планировать работу с конкретным классом намечая динамику  продвижения в процессе обучения.

                                                                              Библиографический список:
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика,

1991. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе

 Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».     Права и обязанности родителей определены:– в ста...

Педагогическая диагностика в учебном процессе

В статье говорится об особенностях педагогической диагностики, её отличии от обычных контрольных работ, а также о возможностях использования результатов диагностики в учебном процессе....

Выступление на педагогический чтениях на тему "Роль воспитательной компоненты в образовательном процессе ОО"

В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Минобрнауки России раз...

Статья "Психолого-педагогическая диагностика в воспитательном процессе"

В статье обобщен опыт по организации мониторинга в воспитательном процессе...

Роль педагогической диагностики метапредметных результатов в аспекте требований обновленных ФГОС НОО

Актуальность вопроса о проведения диагностики качества сформированности универсальных учебных действий у младших школьников навряд ли вызовет сомнение. Тот акцент внимания на характеристике  спос...