Роль родителей как субъектов образовательного процесса в начальной школе
статья

В Настоящем материале подчёркивается необходимость сотрудничества семьи школы, участия родителей в образовательном процессе как субъектов, что является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль родителей как субъектов образовательного процесса

в начальной школе»

Сотрудничество семьи и школы – это необходимое условие для воспитания гармоничной личности и её саморазвития, дальнейшей социализации в непростой действительности.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте.

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Взаимодействие с родителями я строю на основе таких идей-принципов, как:

  1. обращение к чувству родительской любви
  2. умение разглядеть в каждом ученике положительные черты
  3. уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности
  4. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  5. участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  1. родительские лектории
  2. конференции
  3. индивидуальные или тематические консультации
  4. родительские собрания (с использованием методов сравнительного анкетирования).

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  1. дни творчества детей и их родителей
  2. открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  1. участие родителей класса в работе Совета школы
  2. участие родителей в работе родительского комитета.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями.

Не менее важными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым формам можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов.

Родительское собрание считается самой распространенной формой групповой работы с родителями.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, которые могут быть посвящены теме, которую желает и будет готово обсудить большинство родителей класса. Тематическое родительское собрание характеризуется направленностью на расширение знаний родителей в вопросах по воспитанию ребёнка.

Задачей итоговых родительских собраний является подведение результатов развития детского коллектива за конкретный промежуток времени. На итоговом родительском собрании у родителей появляется возможность дать оценку достижениям своего ребёнка и классного коллектива в целом, сравнить прошлые результаты с теми, которые получены на данном этапе. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каждую из форм можно активно использовать. В своей деятельности текущие родительские собрания непосредственно проходят с применением системы «Сетевой Город. Образование». Тематические родительские собрания провожу с использованием электронных материалов, куда входит набор демонстрационных презентаций на самые разные темы. Например: «Как приучить ребёнка делать самостоятельно?», «Чтобы учение было в радость», «Эстетическое воспитание ребёнка в семье», «Домашняя школа интеллектуального развития ребёнка» и другие.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Благодаря хорошей организации родительского комитета может быть обеспечено выполнение различных функций.

Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Ещё одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего – это организация и проведение праздников, экскурсий, поездок.

Из собственного опыта классного руководства могу сказать, что внеклассная работа посредством нашего с родителями взаимодействия позволила в 2018 – 2019 учебном году совершить 3 (три) образовательные экскурсии.

Наши дети принимают участие в мероприятиях различных уровней (школа, район, республика). Польза родительского комитета в решении вопросов по внеклассной работе огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. В завершение образовательных экскурсий, которые стали традицией в нашем классе, дети делятся своими впечатлениями об увиденном, услышанном на экскурсии. Свои мини-сочинения они пишут в классе, а читаем их уже мы, родители и классный руководитель, например, на текущих родительских собраниях.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  1. в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
  2. в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности
  3. в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей
  4. в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей
  5. в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, по моему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

Я считаю творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями важным компонентом, обеспечивающим успешный и комплексный образовательный процесс, являющийся залогом полноценного развития ребёнка.

Учитель начальных классов

МБОУ «Цивильская СОШ №2»

М.Ю. Кузьмина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место ИКТ в образовательном процессе в начальной школе

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Поэтому учитель должен педагогически грамотно применять средства информат...

Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

Доклад "Роль родителей как субъекта в процессе воспитания в начальной школе"

Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и...

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...