Педагогическая диагностика в учебном процессе
статья

Рудакова Светлана Пантелеевна

В статье говорится об особенностях педагогической диагностики, её отличии от обычных контрольных работ, а также о возможностях использования результатов диагностики в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

     В период перехода на новый образовательный стандарт особенно актуальным становится вопрос о том, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе.

     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в период обучения в начальной школе осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

     Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

     Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня учитель должен понять, что, во-первых, нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания.
    В системе учебников «Начальная школа XXI века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая диагностика.

     Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

        – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,  умений и навыков;

        – выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

        – установить уровень овладения учебной деятельностью;

        – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

     Как видно, в определении указывается на четыре задачи, которые решает педагогическая диагностика. Остановимся на них подробнее.

1. Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала.   Под качественным усвоением понимается не репродуктивный уровень, а умение учащегося применять полученные знания в новых ситуациях; использовать приобретённые знания самостоятельно и творчески; осуществлять поиск дополнительной информации в соответствии с поставленной учебной задачей.

2. Диагностика позволяет выявить характер трудностей  ученика и установить их причины. Это обеспечивает поступательность процесса обучения, которая предусматривает корректировку деятельности, как школьника, так и учителя.

3. Задания педагогической диагностики, построенные на содержании  учебных предметов - русского языка и математики, дают возможность характеризировать продвижение каждого ученика в овладении учебной деятельностью.

4. Педагогическая диагностика позволяет выяснить, насколько удается реализовать основную цель начального образования - развитие младшего школьника в процессе овладения им учебной деятельностью. Педагог может, используя педагогическую диагностику, определить развивающий эффект проводимого им процесса обучения.

     Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных  контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, то есть их предметную подготовку. Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка, может проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения. Это невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.

     При оценивании выполнения заданий в педагогической диагностике используется не две оценки («верно» - «неверно»), а четыре – от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика.

     Например, в конце 2 класса в диагностической работе по математике учащиеся выполняют задание, направленное на выявление умения применить в необычной ситуации усвоенные способы сравнения двузначных чисел:  

    Сравни двузначные числа, в записи которых вместо некоторых цифр поставлен знак      . Допиши слова «больше», «меньше», «равно».  

 4     ________________4                            3  ___________________        4


5      _______________ 3                                  __________________        0  

     Учитель ставит 0 баллов , если есть попытка выполнить задание, но все сравнения проведены неверно; 1 балл – если верно выполнено только одно сравнение или задание выполнено верно в полном объёме после того, как учащийся вместо знаков поставил цифры (это говорит о том, что учащийся не может пока работать на обобщённом уровне); 2 балла – если верно выполнены два-три сравнения (это говорит о том, что учащийся понял принцип выполнения задания и может выполнять сравнение на обобщённом уровне).  

      В педагогической диагностике с каждым годом всё чаще встречаются задания, имеющие несколько вариантов правильного решения. Поэтому в случае, когда ученик находит все правильные варианты, выполнение задания оценивается высшим баллом; если найден один из верных вариантов, ученик получает два балла из трёх возможных. Особенность диагностической работы и состоит в том, чтобы не только проверить, выполнено или не выполнено задание, но и выяснить, в чём причина невыполнения или частичного выполнения. Часто это свидетельствует о недостаточной степени сформированности самоконтроля: ученик ограничивается нахождением одного верного ответа и не проверяет иных возможных вариантов решения.

     Одним из заявленных в стандарте результатов является «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям».

     Достижение этого результата тоже можно проверить с помощью диагностики. В ней довольно много заданий направлено на выявление уровня овладения детьми этими универсальными учебными действиями. Для успешного выполнения заданий на обобщение, выявление общего существенного признака ученик должен перебрать несколько возможных вариантов основания для объединения слов в группу, проверить, каким общим признаком обладает та или иная группа слов. Например, в конце 1 класса в диагностической работе по русскому языку учащиеся выполняют следующее задание.

     В каждой группе найди «лишнее» слово и подчеркни его.

     1) твёрдый, мягкий, ударный, звонкий

     2) заглавная, печатная, письменная, вопросительная

     3) точка, вопросительный знак, запятая, восклицательный знак
    Ученик читает каждую группу слов, выбирает из каждой по три слова, которые могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово, не соответствующее этим требованиям, подчёркивает. В первой группе общим признаком для объединения является то, что три слова представляют собой характеристики согласных звуков (
твёрдый, мягкий, звонкий), «лишним « словом оказывается слово ударный (как характеристика гласного звука). Причём в каждой группе меняется признак, по которому происходит выбор «лишнего» слова. Это даёт возможность обнаружить умение ученика быстро переключать внимание с одного существенного признака на другой, применяя знания то о звуках русского языка, то  о буквах, то о знаках препинания в конце предложения. Каждый раз ученик должен, выполняя сравнение слов, постоянно контролировать свои действия.

          Проведение диагностической работы.

     Педагогическая диагностика проводится с первого по четвёртый класс. Три раза в год. Конкретные сроки определяет сам учитель. Я провожу такие работы на второй неделе сентября, в двадцатых числах декабря и до майских праздников (20-30 апреля).

     Тексты исследовательских работ  разработаны авторами программы XXI век. Они предполагают исследования детей в двух предметных областях: русский язык и математика.

     Данные педагогической диагностики, проводимой в начале учебного года, послужат надёжной основой для выработки индивидуальных траекторий развития каждого учащегося, составления программы коррекционно-развивающей работы для всего класса и для отдельных групп учащихся. Диагностические работы в начале учебного года совпадают  с работами, проводимыми в конце учебного года в предыдущем классе. Сделано это намеренно: сравнение результатов позволит оценить прочность усвоения предметных и универсальных действий. Это даёт возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребёнка или они были поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно двигаться дальше.      
    В середине года педагогическая диагностика позволяет увидеть, каково продвижение каждого ученика и что нужно изменить в его обучении в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.

     Диагностика, проводимая в конце года, даёт возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает школьное обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

     Только в начале первого класса проводится единое исследование, нацеленное, как уже говорилось, на выявление интеллектуальной и личностной готовности ребёнка к обучению. Это объясняется тем, что успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия,  зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определённого уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребёнка.

     Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координаций, определённый уровень дочисловых представлений.

     Следовательно, выявляется много общего в готовности детей к овладению языком и математикой.

     Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1-м классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности шестилетних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у первоклассников реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

    В ходе педагогической диагностики проверяется:

  • состояние пространственного восприятия;
  • состояние зрительного восприятия;
  • состояние моторики и  зрительно-моторных координаций;
  • умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
  • наличие интуитивных  дочисловых представлений;
  • овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах шести), представлениями об операциях сложения и вычитания;
  • умение сравнивать два множества по числу элементов;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • сформированность  предпосылок  к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

     Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя  с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.

 

     Проведенный анализ выполнения первоклассниками заданий, определяющих уровень их готовности к школьному обучению, позволяет сделать общий вывод о том, на что именно учитель  в обучении должен обратить внимание в первую очередь, что должен  не упустить в ходе предметной подготовки.  

     Методика проведения диагностического исследования проста. Эта работа осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. После анализа результатов, я беседую с отдельными учениками индивидуально, уточняя полученные результаты, выясняя причины допущенных ошибок. Педагогическая диагностика в первом классе отличается от всех последующих тем, что диагностические задания вслух читает учитель. Это необходимо для того, чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты выполнения заданий.

     Перед каждым заданием я даю необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Переходить к следующему заданию можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего.

     Во время выполнения детьми диагностических заданий, как ни велико искушение, нельзя помогать тому или иному ребёнку, подсказывать, отвечать на вопросы: в ходе диагностической работы мои ученики всё должны выполнять самостоятельно.

Анализ первого диагностического обследования.

     Это единственная диагностическая работа, которую ребёнок выполняет 30-35 минут. Данные диагностики заносятся учителем в таблицу. Оценивание каждого задания происходит по 4-х балльной шкале (0, 1, 2, 3).

     Проанализировав результаты класса после первого диагностического исследования, я сделала следующие выводы. 11 человек из 28 смогли выполнить первую работу на 90 и более процентов. Это достаточно высокий уровень готовности к обучению. Выявились и такие ребята, которые затруднялись в выполнении заданий. Низкий уровень готовности показали 4 человека. Следовательно, при построении учебного процесса я буду ориентироваться на достаточно высокий уровень учеников в классе, но необходимо также предусмотреть систему компенсирующих и вспомогательных упражнений и заданий для отдельной группы ребят.

     После общего анализа результатов, я приступаю к работе над итогами каждого задания. В этом мне помогает таблица.

№ задания

Выполнение в %

Направленность задания

1.

70%

Зрительное восприятие.

2.

91%

Пространственное восприятие.

3.

87%

Представление об операциях сложения и вычитания.

4.

87%

Понимание терминов «внутри», «вне».

5.

57%

Сравнение множеств.

6.

92%

Классификация.

7.

74%

Фонематический слух.

8.

77%

Предпосылки к звуковому анализу.

Самый низкий процент выполнения у ребят класса  показало задание № 5. Его целью было выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыков счёта). Кроме того, задание позволяло судить об умении ребёнка точно следовать инструкции.  В результате индивидуального обследования учеников, не справившихся с этим заданием, проведённого на следующий день после групповой диагностики, выяснилось, что  по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, неумением направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе учителя. Значит, необходимо развивать у школьников слуховое внимание, подбирать упражнения, развивающие способность к сосредоточению, концентрации, повышающие устойчивость внимания, умение переключаться.  

     Кроме того, по результатам выполнения задания № 1 видно, что в классе необходимы упражнения на тренировку зрительного восприятия (различные зрительные, слуховые графические диктанты, рисование по клеточкам, штриховка и т.д.).
     Внимания также заслуживают такие направления в работе, как развитие фонематического слуха и работа над звуковым анализом слов. Таким образом, диагностическое обследование класса уже на первой неделе обучения может стать хорошим помощником  в проектировании работы педагога с классом, учитывая его не только общие, но и индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны.

Анализ последующих диагностических работ.

Все остальные диагностические работы обрабатываются по схожей схеме. Начинаю с составления сводной таблицы по классу. По таблице сразу можно увидеть 3 группы детей: с высоким уровнем, средним и низким выполнения работы. Например, выполняя задания по русскому языку (диагностическая работа в середине учебного года 1 класс), 5 человек показали высокий уровень овладения учебными умениями и знаниями. Для этих ребят на последующие уроки мне необходимо было подобрать задания повышенного уровня сложности, носящие обобщающий, систематизирующий характер, а также задания, погружающие в мир русского языка, особенности его строения. 7 человек в классе выполнили работу менее чем на 60%. Это достаточно низкий уровень. Он требует более тщательной отработки практических умений и навыков в изучаемых темах русского языка. Весь необходимый материал для развития как сильного, так и слабого ребёнка учитель может найти в рабочих тетрадях на печатной основе по русскому языку и математике, которых в программе «XXI век» предусмотрено несколько видов.

     Проведение педагогической диагностики и её анализ – дело, безусловно, достаточно трудоёмкое, но, если учитель задумывается об эффективности своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определённых в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии в учебном процессе

Доклад для  выступления  на методическом объединении....

Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...

Современные педагогические технологии в учебном процессе.

Статья об опыте работы учителя на тему: " Современные педагогические технологии в учебном процессе "...

Роль педагогической диагностики в образовательном процессе

Диагностическая деятельность,  в реализации системы личностно-развивающего образования...

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов путём использования педагогических технологий в учебном процессе

Выступление на заседании школьного методического объединения в рамках обмена и обобщения опыта работы в начальных классах общеобразовательной школы....

Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом  итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностны...

Статья "Психолого-педагогическая диагностика в воспитательном процессе"

В статье обобщен опыт по организации мониторинга в воспитательном процессе...