Проектная деятельность
статья на тему

Торгова Надежда Вячеславовна

Пректная деятельность как способ развития учащихся специальных (коррекционных классов) Выступление на мо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ развития учащихся в специальных (коррекционных) классах.

                        Учитель МБОУ «Сосновская СШ №1»                                                    Торгова Н.В.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода не только  в плане обучения, но  и в подготовке к самостоятельной жизни.   В современном обществе основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с ОВЗ  с последующей интеграцией их в общество. Важно, чтобы дети могли быть успешными и конкурентоспособными, а для этого им необходимо освоить навыки самостоятельной деятельности.

      Наиболее эффективным способом развития социальных компетенций, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания, планирования деятельности является проектная деятельность. Здесь учащимся необходимо решить несколько интересных и полезных задач, связанных с жизнью,  проявить умение координировать свои усилия с усилиями других. При исполнении конкретной работы по добыванию необходимых знаний, появляется возможность решить и комплекс социально-значимых проблем. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности, т.к. необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук, применять теоретические и практические навыки. Тем не менее, у школьников формируется личная ответственность за свои действия, знания и умения их практического применения. Проектная деятельность даёт возможность учащимся, насколько это возможно, больше работать самостоятельно и на уроке и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества.

  Что такое проектная деятельность? Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.

  Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

  Что такое проектирование? Это – мысленное моделирование образа желаемой действительности;
– описание желаемого результата (цели) и той деятельности, которая должна к нему привести;
– целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.

   Основная задача педагога - не научить какому-то заданию, а инициировать деятельность детей, создать комфортную, творческую, свободную атмосферу для обмена мнениями, неформально снижать агрессию и конфликтность участников проекта, помогать в организации обсуждений, фиксировать процесс на бумажных и электронных носителях.

  Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач. В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности. Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни.

Задачи проектной деятельности:

В отношении обучающихся:

  • обучение планированию и контролю;
  • овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, оценка, анализ достоверности данных и др.);
  • обучение методам творческого решения проектных задач;
  • формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
  • формирование конструктивного отношения к работе;
  • создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

В отношении педагога:

  • применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы;
  • контроль за соблюдением этапов деятельности;
  • обучение приёмам и методам творческого поиска и работы с информацией;
  • разработка банка заданий, проблем;
  • владение методами организации деятельного сотрудничества;
  • повышение индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом.

Учитель координирует работу учащихся при решении указанной воспитательной или учебной проблемы.

Принципы организации проектной деятельности:

  • доступности;
  • естественности (тема должна быть интересной, настоящей, реально выполнимой; ребёнок должен сам «потрогать» проблему);
  • наглядности;
  • осмысленности (знания и навыки, полученные в ходе проекта должны стать личными ценностями ребёнка, способствовать переносу полученных знаний в новую ситуацию);
  • культуросообразности  (каждый участник проекта привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием);
  • самодеятельности (самый главный принцип, позволяющий школьнику выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами; приводит к появлению новых планов и замыслов).

   Задача проектной деятельности — создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции. Проектная деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе, это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...