Качество образования в начальной школе
статья на тему

Яковлева Наталья Ивановна

Выступление на августовском педагогическом совете "Качество образования в начальной школе. Анализ результатов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 29.08.16 г.

Пути повышения качества образования в начальной школе

(анализ результатов за  2014-2015,  2015-2016 учебный год)

Идеология ФГОС НОО отражает принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию начального образования. Это диктует нам необходимость отбора педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации и реализации образовательного процесса.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать преобразовывать и использовать в практической деятельности огромный объем информации.

      Использование современных педагогических технологий, учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения учителями начальных классов в образовательной практике, систематическая работа по анализу результатов освоения общеобразовательных программ дали свои положительные результаты.

По итогам учебного года во 2-4-х классах (обучение в 1-х классах безотметочное) успевают:

Показатели

2 классы

3 классы

4 класс

Всего

на «5»

6 чел. (6,8%)

2  чел. (2,1%)

2 чел. (2,1%

10 чел. (11%) 

на «4-5»

22 чел. (26%)

7  чел. (8%)

8 чел. (9%)

37 чел. (43%)

с одной «4»

2 чел. (1,5%)  

0 чел., (4,6%)   

1 чел. (0,8%)     

3 чел. (2,3%)

с одной «3»

3 чел. (3,4%)    

4 чел., (4,6%)   

1 чел. (1%

8 чел. (9%) 

Показатели

2-а

 

2-б  

3-а

 

4-а

 

Всего

Средний балл класса

4,5

4,4

4,2

4,1

4,3

% качества знаний

93

94

81,5

79

86,87

% успеваемости

100

100

100

100

100

Таким образом, во 2-4 классах успевают только на «4-5»  37 обучающихся, качественный показатель 43 % (в прошлом году 30 %).

       Показатели

2014-2015

2015-2016

Изменения

кол-во

     %

кол-во

     %

Количество учащихся на конец года

93

71

91

68

Уменьшение количества и %

Количество отличников

10

7

10

11

Сохранение количества

Увеличение %

Количество учащихся на "5" и "4"

29

22

37

43

Увеличение количества и %

Количество учащихся с одной "4»

3

3

3

3

Сохранение количество и %

Показатель качества

-

81

-

87

Увеличение %

Количество учащихся с одной "3»

6

9

8

6

Увеличение количества

Уменьшение %

Сравнительная диаграмма качества успеваемости (%) обучающихся 2-4 классов

 за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы

        

     

Качество образования в начальных классах повысилось на  6,12%. Увеличилось количество обучающихся, освоивших основную образовательную программу на «хорошо» и «отлично».  Сохранено количество обучающихся с одной «4». Незначительно снизилось количество обучающихся с одной «3».

Сравнительные диаграммы по 2-4 классам по итогам 2015-2016 учебного года

                  Средний  балл                                                                      % качества

Средний балл и процент качества  по учебным предметам во 2-4 классах

за 2015-2016 учебный год

Учебные предметы, модули

Ср.

Кач.

Ср.

Кач.

Ср.

Кач.

Ср.

Кач.

Русский язык

4,8

86

4,0

87

3,6

58

3,6

52

Литературное чтение

4,5

90

4,3

100

4,3

91

3,7

88

Английский язык

4,2

81

4,0

75

3,9

71

4,0

70

Математика

4,0

81

4,1

87

3,4

38

3,7

56

Окружающий мир

4,6

100

4,6

100

4,4

96

3,6

52

Музыка

4,8

100

4,8

100

4,7

96

5,0

100

Изо

4,8

100

4,7

100

4,8

96

4,4

96

Физическая культура

4,9

100

4,7

100

4,7

91

4,6

96

Технология

4,9

100

4,8

100

4,7

96

4,6

100

Итого

4,5

93

4,4

94

4,2

82

4,1

79

Анализ качества по предметам за учебный год

2014-2015

2015-2016

Класс, учитель

% качества

Класс, учитель

% качества

Русский язык

2-а,  

50%

3-а,  

58%  

3-а,  

36%

4-а,  

52%

4-а,  

45%

2-а,  

86%

4-б,  

64%

2-б,  

87%

Математика

2-а,  

50%

3-а,  

38%

3-а,  

44%

4-а,  

56%

4-а,  

55%

2-а,  

81%

4-б,  

64%

2-б,  

87%

Литературное чтение

2-а,  

83%

3-а,  

91%

3-а,  

84%

4-а,  

88%

4-а,  

82%

2-а,  

90%

4-б,  

89%

2-б,  

100%

Окружающий мир

2-а,  

70%

3-а,  

96%

3-а,  

76%

4-а,  

52%

4-а,  

73%

2-а,  

100%

4-б,  

93%

2-б,  

100%


В ходе анализа видно, что процент качества не высок: по русскому языку от 52% до 87% (был  от 36% до 64%), по математике от 38% до 87% (был от 44% до 58%). Это говорит о том, что есть ряд вопросов по повышению качества образования, которые требуют решения.

Сравнительная диаграмма % качества

на примере 4-а класса (за период обучения со 2 по 4  класс)

Предметы, класс

2 класс

2013-14

3 класс

2014-15

4 класс

2015-16

Русский язык

42%

36%

52%

Математика

50%

44%

56%

Литературное чтение

88%

84%

88%

Окружающий мир

75%

76%

52%

Сравнительные диаграммы по учебным предметам во 2-4 классах

по итогам 2015-2016 учебного года

                 Русский язык  (средний  балл)                         Русский язык (% качества)

 

Литературное чтение (средний  балл)                     Литературное чтение (% качества)

     

Математика  (средний  балл)                         Математика (% качества)

     

Окружающий мир  (средний  балл)                        Окружающий мир (% качества)

2013-2014 учебный год

Анализ контрольных работ в 4-а классе   продемонстрировал следующие результаты:

Русский язык

Математика

Количество учащихся в классе

29-100%

29-100%

Количество учащихся, выполнявших работу

29-100%

29-100%

Количество учащихся, выполнивших работу без ошибок

9-31%

7-24%

Получили:

«5»

«4» 1-2 ошибки

«3» 3-5 ошибок

«2» 6 и более ошибок

9-31%

11-7%

7-24%

2-6%

7-24%

10-34%

12-41%

-

Средний балл

3,9

3,8

% качества знаний

68%

52%

% успеваемости

93%

100%

Впервые в 2015-2016 учебном году обучающиеся 4-а класса выполняли Всероссийские проверочные работы (ВПР) по русскому языку, математике, окружающему миру по итогам обучения в начальной школе.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в т.ч. уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

 Основной целью работ является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения предмета знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера.

В итоге получены следующие результаты:

Русский язык

Статистика по группам баллов

Максимальный первичный балл: 43

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1184506

2.9

14.9

38.1

44.2

Калининградская обл.

9211

1.8

15.5

39.5

43.2

Балтийский муниципальный район

261

0

19.2

42.9

37.9

(sch390050) МБОУ СОШ № 6    

21

0

33.3

38.1

28.6

Общая гистограмма групп баллов по русскому языку

Математика 

Максимальный первичный балл: 18

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1180357

2.6

15.9

26.3

55.2

Калининградская обл.

9357

2

16.2

26.8

55

Балтийский муниципальный район

261

0.38

19.2

32.2

48.3

(sch390050) МБОУ СОШ № 6    

20

0

30

30

40

Общая гистограмма групп баллов по математике

Окружающий мир

Статистика по группам баллов

Максимальный первичный балл: 30

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1179427

1.6

24.1

53.2

21.2

Калининградская обл.

9275

0.65

17.1

52.5

29.8

Балтийский муниципальный район

256

0

16.4

48.8

34.8

(sch390050) МБОУ СОШ № 6    

19

0

26.3

57.9

15.8

Общая гистограмма групп баллов

Анализируя полученные  результаты, можно говорить о том, что обучающиеся 4-а класса на достаточно прочном уровне освоили программу начальной школы.

Результаты обучения  учащихся 4-х классов говорят о том, что в этих классах педагогами велась целенаправленная систематическая работа по улучшению качества образования по основным предметам.

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:

• целеполаганием учащихся;

• мотивацией их деятельности;

• формированием умений учащихся;

• созданием обратных связей «учитель – ученик»;

• созданием проблемных ситуаций;

• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Методическая работа в начальной школе должна быть направлена на:

  • следование традициям и внедрение новации;
  • повышение компетентности учителя;
  • освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;
  • определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;
  • выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;
  • накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;
  • организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

Целевые направления:

  • совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
  • создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
  • обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
  • обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
  • совершенствование материально-технической базы школы. 

Задачи:

  • обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
  • формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
  • создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
  • организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

Таким образом, для повышения качества образования необходимо:

  • использовать   на   уроках   и   во   внеурочное   время  современные  инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
  • продолжать методическое совершенствование  учителей  для повышения их профессионализма;
  • активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.

Руководитель МО учителей начальных классов                        Н. И. Яковлева


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Яковлева Н. И., руководитель МО учителей начальных классов «Реализация образовательной политики школы в условиях совершенствования качества образования» 29.08.16 ПЕДСОВЕТ «Качество образования в начальной школе»

Слайд 2

По итогам учебного года во 2-4-х классах (обучение в 1-х классах безотметочное) успевают:

Слайд 3

Сравнительная таблица показателей за 2014-15, 2015-16 уч. г.

Слайд 4

Сравнительная диаграмма качества успеваемости (%) обучающихся 2-4 классов за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы

Слайд 5

Сравнительные диаграммы по 2-4 классам по итогам 2015-2016 учебного года Средний балл % качества

Слайд 6

Предметные результаты

Слайд 7

Средний балл и процент качества по учебным предметам во 2-4 классах за 2015-2016 учебный год Предметы 2а 2б 3а 4а Ср. б % кач. Ср. б. % кач. Ср. б. % кач. Ср. б. % кач Рус. яз. 4,8 86 4,0 87 3,6 58 3,6 52 Чтение 4,5 90 4,3 100 4,3 91 3,7 88 Матем. 4,0 81 4,1 87 3,4 38 3,7 56 Окр. м. 4,6 100 4,6 100 4,4 96 3,6 52

Слайд 8

Сравнительные диаграммы по учебным предметам во 2-4 классах по итогам 2015-2016 учебного года Русский язык (средний балл) (% качества)

Слайд 9

Сравнительные диаграммы по учебным предметам во 2-4 классах по итогам 2015-2016 учебного года Литературное чтение (средний балл) (% качества)

Слайд 10

Сравнительные диаграммы по учебным предметам во 2-4 классах по итогам 2015-2016 учебного года Математика (средний балл) (% качества)

Слайд 11

Сравнительные диаграммы по учебным предметам во 2-4 классах по итогам 2015-2016 учебного года Окружающий мир (средний балл) (% качества)

Слайд 12

Сравнительный анализ качества по предметам по классам за учебный год 2014-2015 2015-2016 Класс, учитель % кач. Класс, учитель % кач. Русский язык 2-а, Ткаченко О. В. 50% 3-а, Ткаченко О. В. 58% 3-а, Тихонова Е. В. 36% 4-а, Тихонова Е. В. 52% 4-а, Воробьева Л. Н. 45% 2-а, Ступчик Е. А. 86% 4-б, Яковлева Н. И.. 64% 2-б, Пейчева Н. С. 87%

Слайд 13

Анализ качества по предметам по классам за учебный год 2014-2015 2015-2016 Класс, учитель % кач. Класс, учитель % кач. Математика 2-а, Тихонова Е. В. 50% 3-а, Воробьева Л. Н. 38% 3-а, Тихонова Е. В. 44% 4-а, Тихонова Е. В. 56% 4-а, Воробьева Л. Н. 55% 2-а, Ступчик Е. А. 81% 4-б, Яковлева Н. И.. 64% 2-б, Пейчева Н. С. 87%

Слайд 14

Анализ качества по предметам по классам за учебный год 2014-2015 2015-2016 Класс, учитель % кач. Класс, учитель % кач. Литературное чтение 2-а, Тихонова Е. В. 83% 3-а, Ткаченко О. В. 91% 3-а, Тихонова Е. В. 84% 4-а, Тихонова Е. В. 88% 4-а, Воробьева Л. Н. 82% 2-а, Ступчик Е. А. 90% 4-б, Яковлева Н. И.. 89% 2-б, Пейчева Н. С. 100%

Слайд 15

Анализ качества по предметам по классам за учебный год 2014-2015 2015-2016 Класс, учитель % кач. Класс, учитель % кач. Окружающий мир 2-а, Тихонова Е. В. 70% 3-а, Цигас Е. А. 96% 3-а, Тихонова Е. В. 76% 4-а, Тихонова Е. В. 52% 4-а, Воробьева Л. Н. 73% 2-а, Ступчик Е. А. 100% 4-б, Яковлева Н. И.. 93% 2-б, Пейчева Н. С. 100%

Слайд 16

Основные направления и виды деятельности педагога: выявление возможных причин снижения успеваемости принятие комплексных мер точное оценивание сильных и слабых сторон ученика повышение мотивации к обучению следование принципу: «быть учителем – значит, помогать детям учиться»

Слайд 17

Сравнительная диаграмма % качества на примере 4-а класса (за период обучения со 2 по 4 класс) Предметы, класс 2 класс 2013-14 3 класс 2014-15 4 класс 2015-16 Русский язык 42% 36% 52% Математика 50% 44% 56% Чтение 88% 84% 88% Окр. мир 75% 76% 52%

Слайд 18

Всероссийские проверочные работы Русский язык «5» «4» «3» «2» Декабрь 2015 23,8 33,3 42,9 0 Май 2016 28,6 38,1 33,3 0 БМР 37,9 42,9 19,2 0 Калин. обл. 43,2 39,5 15,5 1,8

Слайд 19

Всероссийские проверочные работы Математика «5» «4» «3» «2» Декабрь 2015 13,0 47,8 34,8 4,3 Май 2016 40,0 30,0 30,0 0 БМР 48,3 32,2 19,2 0,38 Калин. обл. 55,0 26,8 16,2 2,0

Слайд 20

Всероссийские проверочные работы Окружающий мир «5» «4» «3» «2» Май 2016 15,8 57,9 26,3 0 БМР 34,8 48,8 16,4 0 Калин. обл. 29,8 52,5 17,1 0,65

Слайд 21

Таким образом, для повышения качества образования необходимо: технологий, сети Интернет. использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий; продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма; использовать функцию контроля и анализа успеваемости учащихся; активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования в начальной школе.

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управл...

"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

От чего зависит качество образования в начальной школе?

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного ...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отн...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка.  Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...

Управление качеством образования в начальной школе. Из опыта работы ШМО начальных классов.

Качество образования, управление качеством образования, начальная школа, доклад...