Практикум "Образовательный веб-квест" для методического портфеля учителя начальной школы", как одна из форм работы ШМО.
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс) на тему

Сидорова Евгения Анатольевна

Формирование навыков информационной деятельности – задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Таких современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами Web-технологий.

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_-_veb-kvest.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум "Образовательный веб-квест"http://i.myenglish2012.ru/u/48/f8e7b2aac59baa9cf218ebe7970622/-/webquest1.gif

для методического портфеля учителя начальной школы", как одна из форм работы ШМО.

  1. Вступление.

Методические объединения, методический совет, методическая тема, … словосочетания хорошо знакомые всем учителям, работающим в школе. Все это составляющие методической работы, но ее структура и содержание для каждого образовательного учреждения имеют свои особенности. Одно из ключевых направлений развития общего образования и часть методической работы – “развитие учительского потенциала”. Это одно из пяти направлений рассмотренных в проекте Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа». «….Такая “Наша новая школа»  требует и новых учителей: чутких, внимательных и восприимчивых к интересам школьников, открытых ко всему новому”. Направление  «развитие учительского потенциала»  неразрывно связано с методической работой. В нашей школе задача методической работы – это создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива. Соответственно методическая работа построена в системе со всем образовательным процессом, и учитель постоянно находится в творческом поиске и в необходимости повышения своего профессионального мастерства. Методическая  тема нашей школы:  «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС»

         В школе сложилась устойчивая, работоспособная система методической работы.       Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников.

      Формы организации заседаний ШМО могут быть самыми разнообразными в зависимость от цели заседания, подготовленности педагогов, традиций общеобразовательного учреждений.

Теоретический семинар

Семинар-практикум

Дискуссия

Круглый стол

Конференция

Деловая игра

Творческие отчеты

Мастер-класс

Методический ринг

 Сегодня я хочу подробнее остановиться на форме «практикум», в процессе которого мы с вами познакомимся с новой технологией.

  1. Подведение к теме.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной  школе.

Формирование навыков информационной деятельности – задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Таких современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами Web-технологий.

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Особенностью образовательных Веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.

  1. Практикум.

Делимся на 2 группы:

«Учителя», которые хотят познакомиться с новой технологией

«Ученики», которые на уроке самостоятельно получают знания с использованием этой технологии

(Тема: «  Путешествие в Арктику»,          4 класс)

В каждой группе определяем ПРОБЛЕМУ:

Проблема: познакомиться с новой технологией, с целью внедрения в образовательный процесс.

Проблема: подготовиться к экспедиции в зону арктических пустынь.

В каждой группе распределяем роли:

Историки:

  1. Найти информацию о том, кто является разработчиком веб-квеста как учебного задания? Какие виды заданий им определены для веб-квеста?

Форма отчета –СЛАЙД презентации

Ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/513088/

Метеорологи:

  1. Изучить климатические условия данной природной зоны

Форма отчета –СЛАЙД презентации

Ресурсы:

http://www.librero.ru/phenology/klimat_arktiki

Аналитики:

  1. Изучите структуру веб-квеста, требования к его отдельным элементам.

Форма отчета –СЛАЙД презентации

Ресурсы:

http://www.informio.ru/publications/id2002/veb-kvest-kak-sposob-aktivizacii-uchebnoi-dejatelnosti-studenta

Ботаники:

  1. Изучить растительный мир арктической пустыни

Форма отчета –СЛАЙД презентации

Ресурсы:

http://сезоны-года.рф/растения%20арктических%20пустынь.html 

Знатоки:

  1. Познакомьтесь с этапами работы над веб-квестом.

Форма отчета –СЛАЙД презентации

Ресурсы:

http://lanasvet1991.blogspot.ru/2014/04/blog-post_13.html

Зоологи:

  1. Изучить животный мир Арктики

Форма отчета –СЛАЙД презентации

Ресурсы:

http://www.tepid.ru/arctic's-animals.html

Оптимисты:

  1. Выясните, какие преимущества имеет технология веб-квест при условии её внедрения?

Форма отчета –СЛАЙД презентации

Ресурсы:

https://infourok.ru/primenenie-tehnologii-vebkvest-ebuest-v-nachalnoy-shkole-699695.html

Самостоятельная работа в группах.

Группы отчитываются.

ВЫВОДЫ: Основное отличие Веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:

  • наличие проблемы
  • поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете
  • решение проблемы принимается всей группой

Таким образом, Веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это очень интересный и перспективный вид деятельности и ролевая игра.

При выполнении веб-квестов учащиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную перед ними задачу.

Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как Веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опыт принесет свои плоды в будущем.

 При  работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций:

•         использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;

•        самообучение и самоорганизация;

•        работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

•        умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

•        навык публичных выступлений.

Таким образом, можно сказать, что в технологии веб-квеста заложен деятельностный подход.

 Результат работы с Веб-квестом - публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов. В начальной школе это могут быть отдельные странички на сайте учителя.

4.Рефлексия.

Каждое заседание методического объединения предполагает варианты обратной связи с учителями по изученной теме (рефлексия, домашние задания). Это помогает определить эффективность заседания ШМО, более качественно строить работу методического объединения в целом.  Что бы вы положили в свой методический портфель по завершению практикума? (спрашиваю 2-3 человека)

5. Домашнее задание.

О критериях оценки веб-квеста

 Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Берни Додж рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:  исследовательской и творческой работы,  качества аргументации, оригинальности работы,  навыков работы в микрогруппе,  устного выступления,  мультимедийной презентации,  письменного текста и т.п.

С критериями оценки работ учащихся познакомитесь дома. (раздаю)

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Ученик просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Примечание: надо будет 7 компьютеров для работы в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы методического объединения учителей начальной школы

Содержит основные направления методической работы...

Материалы для работы в МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Данные материалы выбраны, как самые действенные и удачные....

план работы методического обьединения учителей начальной школы

План работы методического обьединения учителей начальных классов План работы методического объединения начальных классов на 2010-2011гг. Основные направления работы МО начальных классов на 2010/1...

план работы методического обьединения учителей начальной школы

План работы методического обьединения учителей начальных классов План работы методического объединения начальных классов на 2010-2011гг. Основные направления работы МО начальных классов на 2010/1...

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,               которые реально позволили бы решать проб...

Дидактический портфель учителя начальной школы

Дидактический портфель учителя начальной школы...