Главные вкладки

    ПК 4.3 Технологии обучения
    методическая разработка по теме

    Макарова Татьяна Алексеевна МТА

    Образовательные технологии в области начального общего образования

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология продуктивного чтения

    До чтения

    Во время чтения

    После чтения

    Цель: прогнозирование будущего чтения.

    Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

    • Названию
    • Имени автора
    • Иллюстрациям (перед текстом)
    • Выделенным словам (просмотровое чтение)
    • Привлекая предшествующий читательский опыт

    Результат— мотивирование чтения.

    Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

    Задания: 

    • самостоятельно читать текст про себя (в классе, дома) с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
    • Читать вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
    • Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
    • Прогнозировать ответы на эти вопросы
    • Проверять свои прогнозы по ходу чтения
    • Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения (мотивированной и интересная работа, ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании).
    • Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

    Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

    1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

    2. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

    3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

    Задания:

    • Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
    • Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
    • Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
    • Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, чтение по ролям, инсценирование).

    Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту.

    - Ответы детей и беседа (понимание авторского смысла).

    - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    Вопросы по иллюстрации:

    - Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (эта иллюстрация ко всему тексту)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

    Фрагмент урока по литературному чтению

    И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». (3 класс)

    Работа с текстом ДО чтения

    Решение частных задач на основе анализа текста

    Посмотрите внимательно на заголовок и предположите о чём это произведение ?

    -Какое время года описывается?

    -С чем у вас ассоциируется слово листопадничек?

    - Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? Какое оно?

    -Посмотрите на иллюстрацию, что видите?

    -Как вы думаете правильно ли мы определили время года произведения?

    - Чему мы будем учиться, работая над произведением? ().

    -Мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать своё отношение к происходящему.

    Рассказ об авторе

     -о листьях, о листопаде

    -осень

    -с маленьким листопадом

    -Да, хорошее, так как автор назвал поласковому . Это доброе произведение, т.к. название у него доброе).

    -Зайчиков, пенёк, листья жёлтые и красные

    -Правильно

    -Надо понять о ком или о чём произведение. Выяснить, как автор относится к героям, к их поступкам

    Работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения

    1. Первичное чтение.

    Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Продолжают читающие ученики.

    -Откройте учебник на стр. 60

    Нам встретится слово настлана, что это?

    Настлана - настелена

    Ходко - быстро

    - Я читаю, а вы следите за чтением только глазами. Во время моего чтения определите к какому жанру оно относится.

    Настлана – призвана, заставлена…

    Ходко – шустро, незаметно…

    Работа с текстом ПОСЛЕ чтения

    2. Выявление первичного восприятия.

    К какому жанру относится данное произведение?

    - Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с  указания времени рождения Листопадничка?

    - Почему зайчат называют листопадничками?

    - Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края?

    -Что могло произойти с листопадничком?

    Сказка, потому что животные разговаривают, Зайчонок попадает в разные ситуации

    -автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев

    -он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям

    -потеряться, погибнуть

    - Прочитай, как описал автор побег зайчонка?

    - Как автор относится к этому поступку героя?

    - А вы?

    - Почему Листопадничек попросился в хатку бобра?

    - Чем питались бобры?

    - Чему зайчонку следовало поучиться убобров?

    - Что не понравилось Листопадничку у бобров?

    -Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим?

     - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал?

    - Какова тема произведения?

    - Главная мысль?

     - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

    « В гостях хорошо, а дома лучше» ; « Жить вдали от близких-трудно».

    (карточки с пословицами)

    - Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

    - Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант.

    Чтение стр. 60

    -Автор осуждает Листопадничка

    -Жаль зайчонка, он не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома, он ещё маленький, наивный

    -бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно

    -у них в хатке темно и сыро

    -надёжен. Вода-среда их обитания

    -боялся холодной воды, не умел плавать и нырять

    -одиночество, кто оказался вдали от своего дома, близких

    -надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни

    Слушаться маму, не убегать в неизвестность, ведь это может быть опасно



    Предварительный просмотр:

    Технологии проблемно-диалогического обучения

    Название технологии

    Тема

    Фрагмент урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

    Сообщение темы с мотивирующим приёмом

    «Яркое пятно»

    «Что такое кровь?»

    -Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

    Разных групп у нас она,

    На цвет у всех одна.

    -Кто догадался, что это?

    -Какая же тема нашего урока? И что узнаем сегодня?

    -Кровь

    -Тема урока «Кровь». Узнаем из чего состоит, для чего нужна.

    Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

    Сообщение темы с мотивирующим приёмом

    «Актуальность»

    «Что такое кровь?»

    -Кто знает, что является очень важной составляющей человеческого организма?

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите фрагмент фильма (видеоролик)

    -Так что же за важная жидкость без которой невозможна жизнедеятельность организма?

    -О чём же сегодня будем говорить?

    -Кровь

    -Узнаем что такое кровь, для чего нужна.

    Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

    Подводящий к теме диалог

    «Что такое кровь?»

    -Давайте прочитаем, что же изображено на слайде?

    -Объединяясь в одно целое, что же получается, кто догадался?

    (если не догадались)

    -Какие клетки увидели?

    -Предположите, что составляют эти клетки?

    -Как вы думаете, на какой главный вопрос мы сегодня должны ответить?

    Читать хором (плазма, красные кровяные клетки..)

    -Кровь

    -Красные кровяные, белые кровяные

    -Кровь, т.к. увидели прилагательное «кровяные»

    -Что же такое кровь и из чего она состоит.



    Предварительный просмотр:

    Технологии оценивания

    Самооценка - это важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

    Лист самооценки - с целью, чтобы знать, какой вопрос хорошо усвоен,  над чем еще поработать. 

    ФИО ученика

    Выполнил сам

    С помощью товарища

    Не знаю

     «Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение

    На уроке мне было важно и интересно…

    Сегодня на уроке я понял…

    Хотелось бы узнать…

    Анкетирование с целью узнать о мотивации учащихся. Это могут быть:

    Закрытые вопросы с ответами в виде смайликов (да, нет, иногда);

    Открытые вопросы или строчки для рефлексии, где дети пишут своё мнение о процессе обучения и что хотели бы изменить.

     «Оценивание смайлом» или «Обратная связь с учащимися»


    «Взаимооценивание в парах» - учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

    «Взаимооценивание в группе» с помощью «Оценочного листа», при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 4.3 Технологии обучения

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятел...

    ПК 4.3. Технологии обучения

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятел...

    ПК 4.3. Технологии обучения

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятел...

    ПК 4.3 Технологии обучения

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятел...

    ПК 4.3. Образовательные технологии в области начального общего образования

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятел...

    ПК 4.3. Образовательные технологии в области начального общего образования

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятел...

    ПК 4.3. Образовательные технологии в области начального общего образования

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятел...