ПК 4.3 Технологии обучения
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии проблемно- диалогического обучения | 40.5 КБ |
tekhnologija_ocenivanija_obrazovatelnykh_dostizhen.doc | 475 КБ |
dlya_glaz.ppt | 471 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технология оценивания учебных успехов
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты − предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика − это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в 5-балльной системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Для реализации этого правила учащиеся осваивают порядок действий по самооценке.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?
Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований
(см. 4-е правило), к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг.
5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах.
6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?
– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)
– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)
– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)
7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Разрабатываются три группы таблиц:
таблицы предметных результатов;
таблицы метапредметных результатов;
таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов.
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
По признакам трёх уровней успешности.
Согласно уровневому подходу к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им или ею требований ФГОС. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».
Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана также с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки − «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) − решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка − «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по традиционной 5-балльной шкале (переосмысленной и доработанной с помощью плюсов):
Уровни успешности | 5-тибальная шкала |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» – ниже нормы, неудовлетворительно |
Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания | «3» − норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
«4» − хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | |
Повышенный (программный) уровень(«отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4+» − близко к отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
«5» − отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | |
Максимальный (необязательный) уровень («превосходно») Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно у-военные умения | «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
«5 и 5» − превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) |
Технологии формирующего оценивания
Индекс карточки для обобщения или для вопросов | Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы | ||
Сигналы рукой | Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов: Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. | ||
Светофор | У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. | ||
Одноминутное эссе | Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке. | ||
Речевые образцы (подсказки) | Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д. | ||
Проверка ошибочности понимания | Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения. | ||
Индивидуальные беседы с учащимися | Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания. | ||
Трехминутная пауза | Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты. Я изменил свое отношение к………. Я узнал больше о …………. Я удивился тому, что…… Я почувствовал … Я относился к ………… | ||
Измерение температуры | Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать. | ||
Минитест | Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. Это тесты, предполагающие выбор:
| ||
Элективный (выборочный) тест | Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее. | ||
Формативный тест | Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется. | ||
Дневники / журналы по самооценке | Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса. | ||
Упражнение на проверку усвоения нового материала | Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?» | ||
Внутренний и внешний круг | Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. | ||
Обобщение в одном предложении | Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?». | ||
Обобщение в одном слове | Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему». | ||
Письменные комментарии (письменная обратная связь) | Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры | ||
Словесная оценка (устная обратная связь) | Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока. Этапы стратегии позитивного оценивания: положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»), указания на ошибки («Но сегодня …. у тебя не получилось»), анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»), обсуждение, выражение уверенности («Но в следующий раз я уверена, ты поступишь»). | ||
Самооценивание | Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. | ||
Две звезды и желание (взаимооценивание) | Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки |
«Взаимооценивание в парах» - учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.
«Взаимооценивание в группе» с помощью «Оценочного листа», при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной.
- Лист достижений отражает этапы работы на уроке.
№ | ФИО ученика | отвечал | грамотность | Давал идею | диктант | проверка | оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся приобретают навык взаимооценивания, без труда ориентируются в определении доли участия в работе каждого ученика, проявляя принципиальность и в то же время дружеское участие. Но иногда мотивом у детей служит личная симпатия или неприязнь, не думая о том, что придется аргументировать свой выбор. Нужно проводить работу, направленную на отработку объективного взаимооценивания. Для этого ввести критериальное оценивание групповых работ, результатом которого может быть не обязательно отметочное оценивание, а поощрение.
«Самооценивание» в различных видах:
а) самооценивание при помощи целей, которые они сформулировали в начале урока;
б) самооценивание как обзор группы;
в) самооценивание при помощи образцов ответов.
Лист самооценки - с целью, чтобы знать, какой вопрос хорошо усвоен, над чем еще поработать.
ФИО ученика | Выполнил сам | С помощью товарища | Не знаю |
Самооценка - это важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например,
На уроке мне было важно и интересно…
Сегодня на уроке я понял…
Хотелось бы узнать…
Этот вид работы можно использовать на этапе урока «Рефлексия» как в устной, так и письменной форме.
Эту технику можно сделать не только в форме таблицы, но и форме руки, где на каждом «пальце» написано начало предложения, которое необходимо продолжить
Анкетирование с целью узнать о мотивации учащихся. Это могут быть:
Закрытые вопросы с ответами в виде смайликов (да, нет, иногда);
Открытые вопросы или строчки для рефлексии, где дети пишут своё мнение о процессе обучения и что хотели бы изменить.
- «Диалог на стикерах». Отзывы, мнение; дети выражают свои мысли, чувства.
«Оценивание смайлом» или «Обратная связь с учащимися»
Основная функция проверочного листа – отслеживание и устранение недостатков, контроль качества на определенных этапах. Проверочный лист является для ученика планом действий при изучении темы. Приведу пример проверочного листа для контрольной работы в 5классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» (Приложение 3). Проверочный лист заполняется учеником трижды:
Я раздаю детям проверочные листы на уроке в начале изучения темы. Они заполняют первую колонку листа, по мере изучения темы, тем самым демонстрируя первичное знакомство с данным понятием.
На уроке повторения и обобщения изученного материала учащиеся заполняют вторую колонку листа, используя знаки: “+” – если учащийся уверен в своих знаниях по этому вопросу; “+” – если знает, но не очень точно; “–” – если вовсе не знает данный материал. Далее ученик берет этот лист домой и использует его для домашней подготовки к контрольной работе. В 3-4 классах рекомендуется проверять знания понятий дома родителям и оценивать своего ребёнка самостоятельно, подтверждая оценивание подписью родителей.
Последняя третья колонка заполняется на уроке за урок до контрольной работы. Раздел “уметь” оценивается учителем в результате проверки самостоятельных и срезовых работ.
А если я хочу оценить работу ученика на протяжении всего урока. Здесь мне помогают оценочные листы (Приложение 4).
Систематическая работа, с проверочными и оценочными листами, привлекая всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) позволяет повысить мотивацию к учёбе за счёт снижения тревожности, чёткого понимания требований, предъявляемых учителем, повышает прозрачность оценивания (т.е. понимание родителями и учащимися проблем и путей их решения), что приводит к повышению качества знаний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вращение Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.
Во все стороны Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз, вправо – влево. По 10 – 15 раз.
Пальчик Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.
Кто там? Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите это еще раз.
Моргание Поморгай, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.
Сон А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь очень приятном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....