ПК 4.3 Технологии обучения
план-конспект по теме

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

Урок окружающего мира 3 класс ПНШ. Тема: «Твердые вещества, жидкости, газы». 

Актуализация знаний

   5 мин.

Внимание на экран.

Мир, который окружает человека, очень разнообразен.

Каждый день, каждый час, каждую минуту нас окружает бесчисленное множество разнообразных веществ.

В настоящее время известно более 27 млн. веществ.

Одни вещества встречаются в природе. Они разнообразны и необходимы.

Другие придумал и создал человек.

И каждый год он открывает все новые и новые вещества.

А сколько разных тел можно изготовить из одного и того же вещества!

Без них жизнедеятельность окружающего мира просто невозможна.

Они играют важную роль в нашей жизни.

Рассмотрите предметы у вас на столе. Как вы думаете, а для чего я все это поставила? С какой целью?

 А вы можете сказать, что это за вещества? Назовите их. (Может кто-то знает, что это за вещества?)Что вы знаете про эти вещества?

(В каком состоянии бывают вещества?)


Кто сможет сформулировать тему нашей исследовательской работы? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?)

Сегодня на уроке мы с вами будет исследовать твердые, жидкие и газообразные вещества. Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать? О чем хотели бы узнать?

Восприятие учебного материала.

Будем исследовать, проводить опыты.

Пластмасса, вода, газ

Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состоянии

Мы будем исследовать твердые вещества, жидкости, газы.

Почему одно вещество бывает твердое, другое вещество – жидкое, третье - газообразное.


Регулятивные УУД: контролирование и оценивание своих действий в процессе коллективного обсуждения.

Коммуникативный УУД: коллективное обсуждение возникшего вопроса.

Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи.


Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Реки и озера». Школа 2100.

Актуализация знаний

   5 мин.

Учитель к доске вызывает  двух учеников подготовленных к диалогу.

-Я видел ее, она мне понравилась, такая тихая, медленная, ленивая, прозрачная, в одном месте она была очень узкая, а в другом – широкая…

-Я тоже ездил к ней с родителями, она далеко находится от наших мест, только она была шумная, пенистая, мутная, быстрая… (предъявление двух противоречивых мнений).

- Ребята говорят об одном предмете?

- Как вы думаете, о чем разговаривают ребята ?

-Какие вопросы у вас возникают?

- Какова тема урока? -Реки и озера.

Слушают диалог одноклассников.

Ученики испытывают удивление, возникновение проблемной ситуации.

Они говорят о реках-

Почему реки такие разные?                                               Где река берет воду? Откуда и куда течет река?

Высказывают свои мнения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Урок: Окружающий мир (УМК «Школа России» 2 класс). Тема: Красная книга.

Актуализация знаний

  7 мин.

А начнём мы с мультфильма. Посмотрите фрагмент мультфильма «Смешарики» и определите тему урока.

(Просмотр мультфильма).

Кто может назвать тему урока? (Красная книга).

Кар - Карыч сказал, что бизоны занесены в красную книгу, а кто такие бизоны?

Почему они занесены в Красную книгу?

А почему они исчезают?

И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше.

Так что же такое Красная книга?

Давайте теперь подумаем, почему назвали именно «Красная книга», а не жёлтая, например. Вспомните, что обозначает красный цвет светофора?

Так почему книгу назвали красной?

Формулируют тему урока.

(животные).

(их мало, они исчезают).(нечего есть, негде жить).

(Это книга, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений)

 (Стоп. Это сигнал опасности, тревоги).(Тревога за тех животных, которые исчезают).

Регулятивные УУД: - умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока.

Коммуникативные УУД: умение вести диалог.



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

Урок литературного чтения в 1 классе,УМК «Начальная школа 21 века».

Тема урока: Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора.

I этап – Работа с текстом до чтения. 

II этап – Работа с текстом во время чтения.

III этап – Работа с текстом после чтения.

5 мин.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

(Работа с заголовком)

Прочитайте имя автора и название текста. Можно по нему определить, кто будут герой нашего рассказа?

Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.

Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете?

 Прочитайте ключевые словосочетания, записанные на доске?

Трубочка для прослушивания.

Нацепил очки на нос.

Градусник под мышку.

Пропишу лекарство.

Хвостиком - обрубком постукивает.

Как вы думаете, те предметы, которые были в волшебном мешочке, они как – то относятся к этим словам?

Значение каких словосочетаний вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это словосочетание?

Предположите, о чем будет текст?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, тогда мы увидим, насколько точны были наши предположения.

1)Первичное чтение текста.

Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей?

(Учитель читает первую часть)

Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

Прочитаем 2 часть рассказа (читают хорошо читающий ученик вслух).

Приём «Дерево предсказаний»

Посмотрите на изображение дерева на доске (рисунок дерева), на стволе написано название нашего рассказа. Ветви – предположения.

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Чтение самостоятельно 3 – й части.

Оправдались ваши предположения?

2)Перечитывание текста, более осознанное.

Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем  4 часть.

Приём «Чтение вслух с остановками».

(После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий)

3) Анализ текста

Что мы узнали нового о наших героях?

Какие вопросы у вас возникли к автору?

Как бы вы ответили на них?

Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше.

Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали?

Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?

Появились ли у вас новые вопросы?

4) Беседа по содержанию.

Каким вы представляете Никиту?

Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

Прочитайте 4 часть.

Чем закончилась эта история?

- Прав ли Никита, можно ли так играть с собакой? Если нет, то почему?

- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они?

- Ожидали ли вы такого развития действия?

- Что вас удивило в рассказе?

- Что было самым интересным?

Знакомятся с новым произведением.

Высказывают свои мнения.

Рассматривают иллюстрацию и высказывают свои мнения .

Высказывают свои мнения.

Высказывают свои мнения и предположения.

Высказывают свои предположения.

Читают текст вслух.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

 Высказывают свои предположения.

Познавательные УУД: находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий, строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию; формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Личностные:

- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.





Предварительный просмотр:

 Технология оценивания обучающихся по окружающему миру.

Оценочная деятельно может осуществлять не только педагогом, но и самими учащимися -  самооценка, взаимооценка. Для этого необходимо, чтоб ы дети знали, понимали и умели применять критерии оценивания. В отношении уроков окружающего мира это может быть:

- качество и количество правильно выполненных практических заданий;

- степень участия в решении ключевой проблемы урока;

- степень самостоятельности при выполнении заданий на закрепление нового материала.

В своей работе я применяю следующие виды оценивания:

1. Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;
  • рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере кроки;
  • создавать портфолио.

Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда. Выполнение этих несложных рекомендаций помогает учителю чётко оценить учебную ситуацию в классе. Это отнимает много времени, но стоит того.

Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

2. Самооценивание  это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.

Цели самооценивания следующие:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Некоторые учителя считают, что ученики в начальной школе слишком малы, для того чтобы оценить свой прогресс, но на самом деле у них есть хорошие механизмы самооценки. Учителю только необходимо обсудить с учеником критерии оценивания, внести их в список и начать работать - результат не заставит долго ждать, самооценка будет точна и адекватна.

 3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • начинают доверять друг другу;
  • чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

4. Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.

Рано или поздно, но детям придётся познакомиться с формальной системой оценивания. Цель учителя – сделать это осторожно, играя и обсуждая школьные оценки. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово.

Постепенно переходя от неформального оценивания к самооцениванию с использованием шкал самооценки, а далее к групповому оцениванию, каждый учитель сможет подвести ребёнка к правильному пониманию системы формального оценивания. Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи. Последняя может быть проведена разными способами:

  • индивидуально с каждым ребёнком;
  • с группой детей;
  • с целым классом;
  • в краткой письменной форме;
  • в доброжелательной беседе.Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.
  • Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....