ПК 4.3.
учебно-методический материал по теме

Котельникова Галина Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии оценивания

Самооценка - это важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Лист самооценки - с целью, чтобы знать, какой вопрос хорошо усвоен,  над чем еще поработать. 

ФИО ученика

Выполнил сам

С помощью товарища

Не знаю

 «Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение

На уроке мне было важно и интересно…

Сегодня на уроке я понял…

Хотелось бы узнать…

Анкетирование с целью узнать о мотивации учащихся. Это могут быть:

Закрытые вопросы с ответами в виде смайликов (да, нет, иногда);

Открытые вопросы или строчки для рефлексии, где дети пишут своё мнение о процессе обучения и что хотели бы изменить.

 «Оценивание смайлом» или «Обратная связь с учащимися»

«Взаимооценивание в парах» - учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

«Взаимооценивание в группе» с помощью «Оценочного листа», при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной.



Предварительный просмотр:

Заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 27 февраля 2017 г.

Присутствовало: 10 человек

Тема: Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников. (круглый стол)

Повестка заседания.

1. 1. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса;

2. Место ИКТ в образовательном процессе;

3. Формы использования информационных технологий в образовательном процессе;

4. Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся.

Заседание проходило в форме круглого стола.

Слушали:

1. По первому вопросу руководителя МО Кропотову М.Ю., которая напомнила, что с введением новых образовательных стандартов одной из ключевых  компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность. Затем она разъяснила, что же обозначает понятие: ИКТ-компетентность. Это приобретение  умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. Далее она отметила, что каждый учитель должен помнить, что использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

2. По второму вопросу слушали Лебединец Е.С., которая рассказала о месте ИКТ в образовательном процессе. Так как ведущей формой учебного процесса остаётся урок, она привела примеры, на каких этапах урока могут быть использованы мультимедийные средства. Это:

•        Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса

•        Как сопровождение объяснения учителя

•        Как информационно-обучающее пособие

•        Как интерактивная лаборатория

•        Для контроля знаний

•        Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.

•        Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.

•        Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)

•        Для сопровождения интерактивных игр

3. По третьему вопросу слушали Ромашкина Н.В., которая рассказала о формах использования информационных технологий в образовательном процессе. Затем прошёл обмен опытом по использованию информационных технологий в образовательном процессе. («Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»)

Решение:

Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами обучения.

Активизировать работу МО по внедрению информационных технологий в поурочную и внеклассную работу.

Создать коллекцию цифровых ресурсов.



Предварительный просмотр:

Технологии проблемно-диалогического обучения

Название технологии

Тема

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Яркое пятно»

«Что такое кровь?»

-Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Разных групп у нас она,

На цвет у всех одна.

-Кто догадался, что это?

-Какая же тема нашего урока? И что узнаем сегодня?

-Кровь

-Тема урока «Кровь». Узнаем из чего состоит, для чего нужна.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Актуальность»

«Что такое кровь?»

-Кто знает, что является очень важной составляющей человеческого организма?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите фрагмент фильма (видеоролик)

-Так что же за важная жидкость без которой невозможна жизнедеятельность организма?

-О чём же сегодня будем говорить?

-Кровь

-Узнаем что такое кровь, для чего нужна.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Подводящий к теме диалог

«Что такое кровь?»

-Давайте прочитаем, что же изображено на слайде?

-Объединяясь в одно целое, что же получается, кто догадался?

(если не догадались)

-Какие клетки увидели?

-Предположите, что составляют эти клетки?

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы сегодня должны ответить?

Читать хором (плазма, красные кровяные клетки..)

-Кровь

-Красные кровяные, белые кровяные

-Кровь, т.к. увидели прилагательное «кровяные»

-Что же такое кровь и из чего она состоит.



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения (формирование правильного типа читательской деятельности) учит:

  • Умению вычитывать все виды текстовой информации           ( фактуальную, концептуальную, подтекстовую); 
  • Самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения.
  • Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации.

  • до чтения

Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.

  • во время чтения

«Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. 

  • После чтения

Беседуем и уточняем позицию автора.

1-й этап. Работа с текстом до чтения

Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • названию имени автора
  • иллюстрациям (перед текстом)
  • выделенным словам (просмотровое чтение)
  • привлекая предшествующий читательский опыт

2-й этап. Работа с текстом во время чтения

Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

ПРИЕМ: диалог с автором, видеть в тексте прямые и скрытые попросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать Ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы, по ходу чтения.

3-й этап. Работа с текстом после чтения

-Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту;

2. Знакомство с писателем;

 3. Работа с заглавием; иллюстрациями;

 4. Творческие задания.

Фрагмент урока по литературному чтению

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». (3 класс)

Работа с текстом ДО чтения

Решение частных задач на основе анализа текста

Посмотрите внимательно на заголовок и предположите о чём это произведение ?

-Какое время года описывается?

-С чем у вас ассоциируется слово листопадничек?

- Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? Какое оно?

-Посмотрите на иллюстрацию, что видите?

-Как вы думаете правильно ли мы определили время года произведения?

- Чему мы будем учиться, работая над произведением? ().

-Мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать своё отношение к происходящему.

Рассказ об авторе

 -о листьях, о листопаде

-осень

-с маленьким листопадом

-Да, хорошее, так как автор назвал поласковому . Это доброе произведение, т.к. название у него доброе).

-Зайчиков, пенёк, листья жёлтые и красные

-Правильно

-Надо понять о ком или о чём произведение. Выяснить, как автор относится к героям, к их поступкам

Работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения

1. Первичное чтение.

Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Продолжают читающие ученики.

-Откройте учебник на стр. 60

Нам встретится слово настлана, что это?

Настлана - настелена

Ходко - быстро

- Я читаю, а вы следите за чтением только глазами. Во время моего чтения определите к какому жанру оно относится.

Настлана – призвана, заставлена…

Ходко – шустро, незаметно…

Работа с текстом ПОСЛЕ чтения

2. Выявление первичного восприятия.

К какому жанру относится данное произведение?

- Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с  указания времени рождения Листопадничка?

- Почему зайчат называют листопадничками?

- Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края?

-Что могло произойти с листопадничком?

Сказка, потому что животные разговаривают, Зайчонок попадает в разные ситуации

-автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев

-он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям

-потеряться, погибнуть

- Прочитай, как описал автор побег зайчонка?

- Как автор относится к этому поступку героя?

- А вы?

- Почему Листопадничек попросился в хатку бобра?

- Чем питались бобры?

- Чему зайчонку следовало поучиться убобров?

- Что не понравилось Листопадничку у бобров?

-Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим?

 - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал?

- Какова тема произведения?

- Главная мысль?

 - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

« В гостях хорошо, а дома лучше» ; « Жить вдали от близких-трудно».

(карточки с пословицами)

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант.

Чтение стр. 60

-Автор осуждает Листопадничка

-Жаль зайчонка, он не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома, он ещё маленький, наивный

-бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно

-у них в хатке темно и сыро

-надёжен. Вода-среда их обитания

-боялся холодной воды, не умел плавать и нырять

-одиночество, кто оказался вдали от своего дома, близких

-надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни

Слушаться маму, не убегать в неизвестность, ведь это может быть опасно