ПК 4.4.
статья на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
(по материалам курсового исследования)
Связева Анна Александровна
Научный руководитель - Городцва Е. С., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории
Проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны [2, с. 115].
Поэтому появилась необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Вопросы духовно–нравственного воспитания и гражданского становлению личности подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей. Они поднимались в трудах выдающихся деятелей нашей культуры в прошлом А.Н. Радищева, В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. В. Ломоносова, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, Н.Г. Чернышевского.
Актуальность данной проблемы связана, по крайней мере, с тремя положениями:
- Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- Во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
- В-третьих, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
Средства массовой информации являются мощным фактором социализации младших школьников. Многие родители и педагоги обеспокоены качеством продукции для детей, с которой они сталкиваются в телепрограммах и интернете. Введен закон о возрастных ограничениях к просмотру некоторых передач, спектаклей и т.д. Для многих детей, выросших на мультиках и компьютерных играх происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Проблемы влияния СМИ на формирование личности младшего школьника изучали: А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Н.П. Дубинин, Р. Кеттелла, Ю.Н. Шевченко. На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Влияние СМИ на формирование нравственной культуры личности младшего школьника» [1, с.16].
Целью нашего курсового исследования было изучение теоретической основы формирования нравственной культуры младших школьников и влияние СМИ как фактора социализации.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
- Отобрать необходимую литературу по проблеме исследования;
- Изучить и провести теоретический анализ литературы;
- Обобщить результаты теоретического исследования и представить в тексте курсовой работы;
- Оформить выводы и заключение.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- Анализ методической литературы;
- Составление библиографии;
- Индуктивный метод;
- Дедуктивный метод;
- Конспектирование;
- Аннотирование;
- Цитирование;
- Систематизация и обобщение информации;
- Классифицирование представленной информации.
Наше курсовое исследование состояло из двух глав. В первой главе мы выявили, что социализация-это развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни.
Социализация ребёнка осуществляется в результате его взаимодействия в экологической среде, которую он понимал как систему концентрических структур микро-, мезо-, и макросистем. Ведущими институтами социализации являются: родители, семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации.
Становление личности школьника происходит под влиянием отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в систему коллективов. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное – авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.[3, с.143].
Во второй главе мы изучили, что духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.
Основное направление нашей деятельности формирование нравственной культуры. Нравственная культура личности как совокупность усвоенных моральных норм, нравственных установок, принципов и соответствующего им поведения включает в себя: эмоциональную культуру, культуру поведения, общения и этикет.
Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного.
Большое влияние на формировании личности оказывают средства массовой информации, цифровые технологии и прочие новшества современности. Они не только усложняют процесс восприятия духовных ценностей, но и порой противоречат принятым морально-этическим нормам.
Для формирования нравственной культуры младших школьников в педагогической теории и практики существуют формы внеклассной воспитательной работы: индивидуальная, массовая, групповая [2, с.74].
А также существуют методы современного воспитания: метод убеждения в воспитания, рассказ на этическую тему, разъяснение, этическая беседа, пример, поручения, требование, поощрение, наказание, приучение, соревнование.
Таким образом, обобщив материалы нашего курсового исследования мы выяснили, что основы формирования нравственной культуры личности, а именно: воспитание, нравственно-этическое воспитание личности в младшем школьном возрасте, нравственная культура личности, ценности, их классификация и ценностные ориентации. В большей мере нами было рассмотрено влияние СМИ на формирование системы ценностей ребёнка и методические подходы к формированию нравственной культуры личности младшего школьника.
Также мы составили анкету для начальной школы, провели социальный опрос в школе №5, в 4 «б» классе.
Курсовое исследование продолжено в 2016-2017 учебном году в виде выпускного квалификационного исследования на тему: «Формирование способности к действию у младших школьников на основе морального выбора».
Список литературы
- А.М.Столяренко.Общая педагогика: учеб.пособие для студентов вузов,обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/А.М.Столяренко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.
- Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок и др.]; под ред. А. Я. Данилюк. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с.
- Педагогический энциклопедический словарь, / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – с. 169 – 171.