статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"
статья на тему

Кручинина Лариса Юрьевна

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кручинина Л.Ю.

Учитель начальных классов, руководитель ШМО,

МКОУ «Басинская ООШ»,Астраханская область.

МОЖЕТ ЛИ УЧИТЕЛЬ ИСПРАВИТЬ У РЕБЁНКА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ИЛИ ЛОГОПЕДИЯ БЕЗ ЛОГОПЕДА? 

В статье поднимается вопрос о том, как помочь  ученикам 8-10лет  с серьёзными нарушениями речи   в школе, где нет логопеда. Какую работу необходимо проводить ещё до школы с детьми, которые не посещают дошкольное учреждение.

Ключевые слова: дислексия и дисграфия, её виды, занятия с детьми ( в игровой форме), работа с родителями  таких ребят, у которых есть  с нарушение речи.

    Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Дисграфия и дислексия – неспособность (или затруднённость) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно.

         В современной логопедии существует несколько подходов к классификации дисграфий и дислексий. Общепринятой классификации нет, и на практике логопеды придерживаются различных взглядов на причины дефектов письма и чтения и проблем их освоения, чаще всего ориентируясь на работы тех специалистов, которые принадлежат к той же научной школе, что и они.

Фонематическая  дислексия и дисграфия

                 Наиболее часто встречается фонематическая дислексия  и дисграфия (по традиционной терминологии – акустическая.

 Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах, и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается.      

          А для правильного письма необходимы тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то – очень приблизительно.

          Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке.

Оптическая  дислексия и дисграфия

          Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает.

          В истории человечества буквы имеют такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, есть специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (з – э, р – ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (л – д, з – в), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (н – п – и,  т – г).  Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок.

          К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.

Кинетическая (моторная)  дислексия и дисграфия

         Как самостоятельную эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки; если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.

Дизорфография

          Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требуют владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формальным грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Вторичная (неспецифическая) 
дислексия и дисграфия

          Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухо-речевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать, что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.

          Итак, специалисты советуют передать детей с такими нарушениями логопедам и психологам, чтобы те помогли избавиться от столь серьезных нарушений, причем рекомендуется начать коррекционные занятия как можно раньше – в дошкольном или младшем школьном возрасте. Однако не в каждой школе есть логопедическая служба. И начинаются мучения ребенка, родителей и учителей. Зачастую учителя начинают обвинять дитя в лености, небрежности, невнимательности. Заканчиваются такие истории крайне печально.

          Может ли учитель начальных классов и русского языка помочь такому ребенку? Несомненно, если вооружится теми же методиками, которыми владеет логопед, а также добавит к ним собственные находки в области обучения грамотному письму.

          С чего начать? С диагностики особенностей нарушения письменной речи у каждого конкретного ребенка.

 До анализа письменной речи желательно познакомиться с документами на каждого ученика: успеваемость по предметам, педагогическая и психологическая характеристика, социальная характеристика семьи, медицинская карта.

         Вот, например, Виктория Л., ученица  3-го класса. Учится у нас с начала года. На первый взгляд интеллектуально развитый ребенок, очень общительный, открытый. Психологи не ставят ему диагноз ЗПР (задержка психического развития), однако не отрицают наличия у него таких нарушений, как дисграфия, дислексия и дизорфография. Семья у Вики не совсем благополучная, есть старший брат- с теми же проблемами, и сестра -абсолютно нет никаких речевых проблем). Речь девочки торопливая, часто нечеткая.

           Устно пересказывает правильно, сюжет рассказа понимает. На письме сливала предлоги со словами, могла пропускать буквы, добавлять лишние слоги (признаки дисграфии); стойко не умела писать безударные гласные, как проверяемые, так и не проверяемые ударением; нередко не видела сомнительных и непроизносимых согласных.

         Фонематический слух у ребенка  не развит, он неправильно повторяет отдельные звуки и слоги; читает достаточно выразительно, без затруднений, память—отличная! Очевидно, у девочки  вторичная дисграфия и дизорфография. В процессе занятий в течение года ребенок стал допускать гораздо меньше ошибок; запоминает и правильно пишет словарные слова; дифференцирует части речи; правильно производит морфемный анализ слова.

         А что делать с ребятами у которых стойкая первичная дисграфия:путает буквы д – б; и– у; не дописывает буквы в словах или пропускает слоги и буквы (торговце…, подходи…,отрывал вместо открывал, распувать вместо распутывать); путает слова: слово голубовато может услышать и записать как далековато. При написании слов с традиционным принципом орфографии пишет так, как слышит: этова, другова; часто не дифференцирует части речи, вследствие чего стойко не видит неопределенную форму глагола и форму 3-го лица настоящего времени: открываеца, показываца.

         Типичными признаками дизорфографии является неумение видеть безударную гласную и проверять ее путем подбора проверочного слова; неумение проверить сомнительную и непроизносимую согласную. Каковы же причины столь сложных нарушений  у детей? Видимо, здесь присутствуют как проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи), так и снижение слухо-речевой памяти.                  

          Владислав Брагинский, детский психоневролог, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, в статье «Почему не каждому дается грамота?» отмечает:

        «Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая  предрасположенность  к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте… Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения».

          Если такие нарушения, как дислексия и дисграфия, следует исправлять на занятиях с логопедом, то дизорфографию исправить по силам учителю русского языка.

         Прежде всего следует отграничить дисграфические ошибки от дизорфографических. Так, если Никита С. путает д – б, и – у, а Вика Ш. – ц – ч, то такие ошибки не учитываются при оценке, хотя и указывается на них. Если дети не дифференцируют и другие пары звуков (акустическая дисграфия  – замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: б – п; в – ф; д – т; ж – ш; с – ш; з – ж; ч – щ; ч – ть; ц – т; ц – с и др.), можно порекомендовать занятия с помощью пособия Е.П. Фуреевой, Е.В. Шипиловой О.В. Филиппова «Нарушения речи у школьников»

 (Р/Д: Феникс, 2006). Дополнительно к таким занятиям при различении букв д – б (д – крючок внизу, б – палочка наверху)  тренируемся так: сидя или стоя поднимаем руку при написании буквы б, опускаем – при написании д.  Различение ц – ч можно производить с помощью образа: цепь (петелька внизу) – чайка (крылышко наверху); (приложение №1)

          Рассказать обо всех материалах по коррекции детей с нарушениями письменной речи в формате статьи невозможно. Для каждого ребенка составляется собственная программа. Если у детей похожие нарушения, тогда часть занятий будет групповой, часть – индивидуальной.        

         Коррекционная работа по преодолению дизорфографии у детей сложна, кропотлива, не всегда сразу приносит результаты. Однако работа эта благодарная.
          И нужно больше читать, потому что в русском языке столько фонетических приколов, что мама не горюй, так зрительно будет запоминать написание слов.

          У нас в школе есть подготовительный (так называемый «нулевой» класс-по программе «Предшкольная пора») мы настраиваем родителей на то, что очень важно уделять  внимание развитию изобразительных способностей ребёнка. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской — и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! Я учу детей рисовать пальчиками, ладошкой, мы закрашиваем фон карандашами с помощью графической крошки -детям так нравится растирать по бумаге пальцами и мелкими обрывками бумаги.

Я не говорю уже про мелкую моторику! Игры , головоломки, пазлы, мозаика, конструктор-это все помимо основных предметов.

Вот таким образом мы пытаемся  корректировать логопедические проблемы  сами, без помощи логопеда, который отсутствует у нас в районе.

Я смотрела по щкольным документам, кто и как выходит из положения.

Как же оценивать работы дисграфиков?

В некоторых школах  решением МО «Начальные классы»   и учителей русского языка  утвержден такой алгоритм работы с дисграфиком: все срезовые работы по русскому языку учитель проверяет вместе с логопедом. Логопед выделяет дисграфические ошибки, учитель не учитывает их при постановке оценки. Мы сами вышли с такой инициативой, учителя нас поддержали (они, естественно, заинтересованы в качестве), подключили психолога, который подтвердил, что для психологического комфорта ребенка в период коррекционной работы нужна такого рода поддержка. 

А как быть нам???

Приложение №1

Использую разнообразные формы проведения уроков.

        Как правило, «проблемные дети» не любят выходить к доске. Чтобы эта процедура для них не стала стрессовым испытанием, можно упредить страх публичного выступления следующим предложением: «Ты можешь работать у доски самостоятельно или с помощником (другом, учителем, опорной карточкой, книгой и т.д.)». Чтобы не упасть в собственных глазах и в глазах своих сверстников, в данной ситуации школьник выбирает индивидуальную работу у доски, отказываясь от чьей-либо помощи. Ничего страшного нет в том, если ребенок выйдет к доске с другом. Когда возникнет чувство доверия к учителю, ему не придется прибегать к поддержке.

Пример из другой ситуации подчеркивает также право на выбор:

- Ты сегодня будешь работать с текстовым материалом, только определись – в роли учителя или ученика.

С такими «выборными» подходами чаще достигает намеченной цели – эффективности образовательного процесса, потому что резко возрастает мотивация, которая является благодатным материалом в «лепке» настоящего ученика.

          Для предупреждения нарушений в пропуске букв, слогов применяем разнообразные фонематические игры.

          Кстати, игровой момент на начальном этапе должен быть основным. Если говорим ребенку: «Давай поиграем», – сразу меняется психологическая установка. Устоявшийся стресс при письме, сопровождающий работу ребенка, снимается. Что это за игры? Например, «Убери одну фонему». 

Задание: из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы получилось новое слово. Я начинаю: горсть – гость; продолжайте: полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

«Добавь фонему». Задание: к каждому слову добавьте одну фонему, чтобы получилось новое слово, например, шар – шарф; продолжайте: рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус. 

«Замени фонему». Задание: замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово, например, корж – морж; продолжайте: ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка, дочка, палка, чашка.

Помогают развивать внимание к буквенному составу слова метаграммы, анаграммы и логогрифы.

В метаграммах загаданное слово узнается с помощью замены одного звука другим. Вот несколько метаграмм.

Мне недолго измениться:
С 
с – я рыба, с ф – я птица. (Сазан – фазан.)

Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна:
Я с 
у – далекая планета,
А с 
и – я в Азии страна. (Уран – Иран.)

С ч – летаю над волною,
С 
л – не дам волкам покою,
С 
м – рубашка-безрукавка,
С 
з – скачу в лесу по травке,
С 
г – меня крепи к детали
Из железа или стали. 
(Чайка – лайка – майка – зайка – гайка.)

В анаграммах слова разгадываются путем перестановки звуков или букв.

Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. 
(Карп – парк.)

В логогрифах загаданное слово узнается путем прибавления или отбрасывания звука или слога.

Несет меня с трудом старик,
Но если 
ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет. 
(Ноша – юноша.)

(Игры приведены по книге И.Р. Калмыковой «Таинственный мир звуков». Ярославль: Академия развития, 1998.)

           Часто у детей с нарушениями письма не выработан навык постановки ударения в слове, нет чувства ритмической модели. Для того чтобы выработать этот навык, пользуемся материалами из «Орфографической тетради» (см.: Столбунова С.В. Орфографическая тетрадь. Для 5–9-х классов. Ч. 1. Ярославль: НОУ «Гуманитарный колледж», 2006.)

1. Отгадай  слово, двигаясь по стрелочкам.

Н                              Б

               А

Б                               Р

2. Раскрась отгадку. Какая буква встречается трижды в этом слове?

         3. Из толкового словаря.

БАРАБАН- это ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.        

4. Напиши слово, поставь ударение, подчеркни безударные гласные  _____________ .

5. Допиши поговорку.

Белые бараны били в   ______________ .

6. Запиши однокоренные слова к слову барабан.

Играет на барабане (кто?)_____________

По барабану  (что делают?)____________

Палочки (какие?) ____________________

Дробь (какая?)_______________________

7. Восстанови  ребус.

8. Ты знаешь кто такой БАРАБАШКА?  А почему его так называют? Подумай, можно ли считать слова барабан и барабашка однокоренными? Почему?

1. Отгадай загадку и запиши слово. ________________

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Только завитком рога.

2. Из толкового словаря.

БАРАН - домашнее животное с рогами, от которого получают мясо, молоко и шерсть.

3.Восстанови ребус.

4. Когда так говорят?

Уставился как баран на новые ворота.

5.Читай скороговорку целыми словами.

   Утром спозаранку купил баран баранку.

6. Нарисуй  слово.

Для работы со словарными словами, для запоминания которых требуется произвольное внимание, выясняем этимологию (происхождение) слов.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Ход игры. Задание: найдите все слова на букву к, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова kalopodium, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского camisia – рубаха), турецкие каблук (а – у) от арабского kab – пятка, камыш (а – ы) – «тростник»; русские канарейка (от названия Канарских островов)  образовано с помощью русского суффикса - ейк(а),  коряга,  образовано от слова кора (корень) с помощью суффикса -яг(а). Побеждает та команда (тот ученик), которая (который) нашла больше слов и правильно их написала.

Материал для работы: этимологический словарь.

            Игра «Орфографическое лото»

Описание игры. Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и объявляет их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски. Примеры карточек.

11 к_рпич
8 б_тарея
7 г_рань
13 г_рох

5 б_тон
10 в_трина
6 г_рбарий
9 г_рчица

С помощью тематических групп слов проводим ассоциативные беседы, разворачивающие детям кусочек картины мира. Допустим, беседуем о театре. На доске представлены слова: партер, амфитеатр, балкон, сцена, занавес, актер, артист, театр. Из этимологии слова партер (буквально «на земле») выясняем, что самые первые представления происходили на улице, на площади, под открытым небом. Театры (дети часто вставляют в этом слове лишнюю букву о) стали строить гораздо позже. Говорим о том, что родиной первого театра на Руси стал город Ярославль (основатель – Федор Волков). Почти все слова в этом списке греческого происхождения, так как первые театральные действа начались именно в Греции. И только слово занавес русского происхождения, родственное обыкновенной занавеске, которую мы видим на нашем окне.

После такой работы дети допускают гораздо меньше ошибок в словарных написаниях.

     При работе с корнем слова выстраиваем однокоренные ряды, дифференцируем синонимические и омонимические ряды. Детям очень нравится эта работа, они начинают вдумываться в смысл слов, легче образуют однокоренной ряд, графически выделяя корень и подчеркивая единство в написании корней. Иногда встречаются слова с  чередованием согласных в корне.

     При изучении словарных слов использую приём сочинения рассказов из них (с требованием четкого орфографического проговаривания). Дети могут сами скомпоновать слова для рассказа. Наиболее удачный рассказ записываем и запоминаем наизусть (проговаривая его орфографически).  

     Эффективен приём проверки с закрытой тетрадью по словам, написанным на доске. "Прочтите слова, написанные правильно, вспомните, какие слова вы написали не так".    

     Ещё для заучивания слов, в которых ребёнок делает постоянные ошибки, можно использовать такой приём: "Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге. Назови его по буквам. Заставь замигать третью букву. Какая буква мигает? Прочти медленно, нажимая на этот звук (всё с закрытыми глазами). Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривая вслух, то, что пишешь. Обведи опасную букву ещё раз".    

    Действенен приём запоминания по картинке, на которой спрятана опасная буква.

Общеизвестно, что если ребенок не видит морфемной структуры слова, не ассоциирует одинаковые приставки, корни, суффиксы (то есть в данном случае у него недостаточно развито отвлеченное мышление), то орфографических ошибок будет бесконечное множество. Именно с таким нарушением пришёл к нам Юсуп в 4-й класс. Обычный путь членения слова на морфемы не помогал. С помощью учителя она могла разделить слово на значимые части, самостоятельно – нет. Помог один прием. Мы стали играть в игру «Собери слово». Заранее были заготовлены слова, разрезанные на значимые части. Надо было собрать из перемешанных приставок, корней, суффиксов и окончаний «правильные» слова. Мальчик  с удовольствием это сделал. На следующем этапе задание было противоположным: «разобрать» слово. Надо было с помощью ножниц «разрезать» слово на значимые части, начиная с окончания. В процессе «разрезания» проговаривалось, какая это часть речи (до этих занятий ученик ничего не мог сказать о классификации частей речи), что у этого слова «отрезается» и почему. В результате ребенок начал видеть морфемный состав слова. Уровень грамотности существенно повысился.

А вот такие советы я стараюсь дать детям моих будущих учеников:

ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ… 15 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательносопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша. 

Консультация по расширению представлений родителей о способах формирования мелкой моторики у детей в домашней среде 

Игры для развития мелкой моторики из подручных материалов

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности. 
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективного развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент.

2. Шнурование. Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и шнурок.(игра "Шнуровки").

3. Застегивание пуговиц. Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").

4. Выкладывание, перебирание косточек.

5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.

6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.

7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.

8. Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

9. Обводка трафаретов. Потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.

Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции. 

Литература:

1.Агафонов В. В. «Неправильные правила" для словарных слов - и не только"/ Ассоциативный орфографический словарик,- Агафонов В.В.,2007.

2  Брагинский В., статья«Почему не каждому дается грамота?»/Брагинский В.   -Газета «Здоровье детей» - М:1999 г. №09-10

3. Зегебарт Г. М."Учение без мучения. Коррекция дисграфии"/ Зегебарт Г. М.
 - Издательство Генезис М. - 2007 г.

4.Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков»/ Калмыкова И.Р.- Ярославль: Академия развития, 1998.)

5. Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппов «Нарушения речи у школьников»/ Фуреева E.П. -(Р/Д: Феникс, 2006).

6. Столбунова С.В «Орфографической тетради» (Столбунова С.В. Орфографическая тетрадь. Для 5–9-х классов. Ч. 1.- Ярославль: НОУ «Гуманитарный колледж», 2006.)

7.  Иншакова О.Б."Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях , Иншакова О.Б./ Изд. ВЛАДОС.2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Статья: "Нарушение письменной речи с точки зрения современной логопедии у воспитанников детских домов".

Статья о необходимости оказания своевременной логопедической помощи воспитанникам, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть проф...

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».

Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, ко...

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи....