Создание новой модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи
статья (2 класс) на тему

Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание новой модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи  

       Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность». Новые организации  (центры помощи семье, семейные консультации, центры материнства и детства, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа.

Многолетнее пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к обострению отношений  школы  и семьи, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка, как школы, так и семьи.

 Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов, касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия  семьи  и школы не всегда отвечает актуальным потребностям двух сторон  в сфере воспитания.

В нашем образовательном учреждении проблемами взаимодействия с семьей занимается в соответствии со своими должностными обязанностями весь педагогический коллектив. В задачу работы школы, входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания обучающихся.

   Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс?

 Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровне социального партнерства.

«Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Процесс  установления партнёрства  взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс.

   В практике современной школы рассматриваются традиционные  формы  работы  с родителями.

Основные направления организации работы  с семьей является:

  • Составление характеристик семей обучающихся.
  • Организация диагностической работы по изучению семей.
  • Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
  • Организация  психолого – педагогического просвещения родителей.
  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
  • Активное включение в работу с семьей психолога.

                                         Родительские собрания.

Организационные собрания. 
Выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п. Заполняют анкету.

Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация   усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся .Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. 
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.

 Комбинированные собрания. 
Включают в себя задачи всех предыдущих видов собраний. 
Одним из необычных моментов на таких собраниях является “Волшебная шкатулка.” Суть заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята пишут письмо родителям со своими мечтами, пожеланиями, опускают в «волшебную шкатулку», которая открывается и читается во время собрания. Предварительно эти письма просматривает психолог ,анализирует ,а потом даёт советы родителям. 
Следующим интересным моментом на собрании является «Телемост».

Учитель  записывает  видео, где дети высказывают свои просьбы, пожелания родителям и наоборот - родители говорят какие-либо тёплые высказывания, пожелания своим детям.

Индивидуальная работа 
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого есть все необходимые условия.

Итоговые собрания. 
Направлены на подведение итогов работы класса за определенный период времени: год. Родители с огромным интересом просматривают наши «Странички    журнала» 

                    Модель взаимодействия школы и семьи

Структурно-функциональная модель партнерского взаимодействия

информационно- просветительское

  • Сайт ОУ
  • Информационные стенды
  • Электронный дневник
  • Оформление выставок творческих работ
  • Индивидуальные беседы с родителями
  • Письмо родителям
  • образовательное
  • Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых им будет предоставляться информация о возможностях и способностях ребенка.
  • Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся.
  • Коллективные творческие дела;
  • Участие в выставках и конкурсах.
  • хозяйственно-трудовое
  • Организация совместных с родителями субботников;
  • Благотворительность, спонсорство, ремонт.
  • профориентационное

• организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;

• проведение родителями встреч с интересными людьми;

• создание семейных проектов.

спортивно-оздоровительное

• проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;

• обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий обучения

Итоги работы

Вовлечение родителей в информационное пространство школы ведется постоянно. В учреждении работают  психолог   и   логопед. Для родителей проводятся родительские собрания и  индивидуальные беседы с родителями. В школе функционирует электронный дневник, по которому родители могут самостоятельно отслеживать успеваемость детей. Работает  сайт школы. Но не все родители  проявляют  активную жизненную позицию; мало  принимают участие в мероприятиях школы и во всей школьной жизни.
       И  родители нужны школе и школа нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт.

   Для гармонического развития личности необходимо и то и другое. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Календарный план реализации I этапа (2013год) проекта «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений»

Планирование работы по «Профилактике приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учрежде...

Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей в условиях реализация ФГОС

Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей...

"Взаимодействие образовательного учреждения с семьей"

VII Международная научно – практическая интернет – конференция «Образование: вчера, сегодня, завтра»...

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

В статье говорится о роли учителя и семьи в развитии ребенка в современном обществе....

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребёнка

Для успешного прохождения процесса обучения и формирования личности необходим благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, ко...

Взаимодействие образовательных учреждений с родителями. Использование опыта семейного воспитания в организации взаимодействия

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание....