Главные вкладки

    Формирование читательской самостоятельности младшего школьника - залог успешного обучения
    методическая разработка на тему

    Формирование читательской самостоятельности младшего школьника - залог успешного обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx34.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ ЖЮРИ!

    Я, Шиншалиева Г.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 26.

    ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Черный ящик.

    - перед вами черный ящик, вы можете задать вопросы, на которые я постараюсь дать ответ, чтобы  угадать предмет, который находится в ящике.

    КНИГА.

    Я книгу в руки бережно беру,

    И  смысл разгадать ее стараюсь.

    Я тайны книги детям донести хочу,

    Чтобы вопросов у ребят не оставалось.

    Хочу, чтоб в классе каждый ученик

    Старался сам постичь азы науки,

    Чтоб научился видеть этот мир,

    Я кладезь мудрости даю им в  руки!!!

    Вашему вниманию я представляю МО по теме «Формирование читательской самостоятельности младшего школьника - залог успешного обучения»

      В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

    Основным источником познания является книга.

    К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению.

    В рейтинге стран-участниц Программы международной оценки образовательных достижений (PISA) средний балл российских учащихся по уровню грамотности чтения составил 459 баллов по 1000 балльной шкале.

     По уровню функциональной грамотности Россия занимает  41 место среди 65 государств участников.

    Недостаточный читательский уровень отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения».

    Это свидетельствует о том, что значительная доля школьников не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя и интереса к чтению, и как результат, оказывается не готовой к требованиям мирового информационного сообщества и возможности самоопределиться в жизни.

    Ответы учащихся  на вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» среди учащихся 4 класса нашей школы распределились следующим образом:
         читать –34%
         гулять на улице – 58%
         играть на компьютере, телефоне – 65%
         заниматься спортом –44 %
     К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, З.И. Романовская.

    Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Наталья Николаевна Светловская.

    По ее определению читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом.

    В этой связи актуальной становится задача разработки концепции школьного филологического образования в Российской Федерации,

    созданной с целью определения стратегий развития современного школьного филологического образования в области русского языка

    и литературы.

    Согласно Указу Президента России В.В. Путина 2015 год объявлен Годом литературы, для привлечения внимания общества к литературе и чтению, стимулирование интереса россиян к печатному слову, к книгам.

    Исходя из этого, возникла педагогическая проблема:

    -снижение интереса к чтению у молодого поколения

    • уменьшение количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы -  (3 часа) по литературному чтению
    • В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения.
    • Сам предмет "Внеклассное чтение" исчез из базового учебного плана.

    Исходя из этого, я поставила  цель: 

    заложить основы грамотного чтения, воспитать человека, который на протяжении всей своей жизни будет обращаться к книге.

    На протяжении обучения необходимо реализовать следующие задачи:

    1. Повысить влияние книг на формирование читательской

     самостоятельности и развития интересов читателей,

    направить их в нужное русло,

    2. выработать у младших школьников привычку искать ответы в книге, удовлетворять читательские потребности,

    3. подготовить к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении,

    4. выработать умение ориентироваться в читательском кругу.

    Каков же будет Планируемый результат?

    • Сформируется развитие мыслительных способностей обучающихся, их учебной самостоятельности, повышение  мотивации детей и воспитание грамотного читателя,
    • Наладится контакт с родителями,  позволяющий обрести в их лице необходимых и надежных помощников, воспитывающих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.
    • Наметится перспектива развития читательской самостоятельности обучающихся на 1 и на 2 ступенях обучения.
    • Приведет к успешному написанию итогового сочинения в 11 классе
    • Позволит успешно сдать мониторинг в 4 классе, написать  комплексную работу на основе единого текста,
    • Эффективно подготовит к сдачи ЕГЭ.

    Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер. В моей работе деятельность  реализовывается в определенном направлении, так называемом ключе:

    Представляю структуру «КЛЮЧа» 

    (класс любознательных юных читателей)

    1. Учебная деятельность
    2. Внеурочная деятельность
    3. Социальное партнерство
    4. Работа с родителями. Семейное чтение.
    5. МЭС (мотивационно- электронная среда)

    Предлагаю рассмотреть работу в данных направлениях.

    1.  В учебной деятельности.

    С  первого дня прихода первоклассников в школу, я стараюсь строить уроки, так, чтобы дети в совершенстве овладели всеми качествами чтения и при этом, не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить.

    На уроках применяю упражнения:

    - для увеличения темпа чтения

    - для развития фонематического слуха

    -  словарного запаса

    -  грамматических навыков

    Использую Приемы:

    активного чтения

    активизации ранее полученных знаний

    графической организации учебного материала

    Приемы, требующие творчества учащихся

     

    Рассмотрим подробнее Прием  «Волшебный чемодан».

    Показ приема

    Перед детьми чемодан с определенными предметами, в данном случае волк, …

    Задание «перед вами книги, найдите и прочитайте сказку, с героями из чемодана, назовите автора»

    Я предполагаю, что уроки, основанные на современных и инновационных методах и приемах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников,                                                                                                                                                           повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.

    1. Внеурочная деятельность

         Во внеурочной деятельности проходит обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников.

    Объявляются конкурсы творческих идей.

    Особенно ценной является возможность общения с интересными людьми, писателями, журналистами.

     В класс приходит корреспондент «Балаковские вести» Анна Кистрица, например, весной мы с ребятами участвовали в проекте «Подснежник», очень много прочитали и узнали, в результате вышла статья в журнале  о подснежниках с мнениями, стихами моих учащихся.

    Также мы приглашаем родителей, которые сами пишут стихи и песни.

       Цель внеурочной работы в данном направлении:

    появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность,

    желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.

        Участие детей во внеурочных формах работы с детской книгой – показатель формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.

         Все учащиеся участвуют

    в постоянно действующих классных проектах «Дарите чтение друг другу»

     «Сказки народов мира»

     «Красная книга Саратовской области»

    Являются активными участниками конкурсов и олимпиад различного уровня.

    !!! Полянский Антон занял 3 место в мун. Конкурсе «Лит. беседка»

    Готовя учащихся к литературным утренникам, конкурсам, рекомендую книги с учетом индивидуальных возможностей, с учетом интересов. Это немалая возможность пробудить и проявить желание прочитать книгу.

    Например, в ноябре в 1 классе была проведена «Картофельная вечеринка», где дети сами нашли и выучили загадки, стихи, узнали все о картофеле.

    1. Направление «Социальное партнерство»

        Обязательно стоит познакомить детей с библиотекой, объяснить, какое богатство там находится, и каждая книга содержит в себе много интересного, ценного, чудесного.

    Мы взаимодействуем  много лет с филиалом ГЦБ № 7, центральным звеном в работе библиотекарей  по формированию читательской самостоятельности является организация литературных игр и праздников. Таким образом, читательский интерес - важнейший стимул к обучению, к познанию нового. Под его влиянием развивается познавательная читательская самостоятельность.

     Так же посещаем музеи и выставки, предварительно прочитав о них необходимую информацию.

    Все учащихся записаны в библиотеках города. По представленным данным библиотекарем школы, мои ученики являются самыми активными читателями и это радует. (Диаграмма)

    4.        Работа с родителями. Семейное чтение.

           Огромную помощь  в приобщении моего класса к самостоятельному чтению оказывают родители, которые осознают, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.

         Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности. Для родителей  использую подсказки, памятки, провожу родительские собрания, лектории.

    Обязательно проводим годовой конкурс «Папа, мама, я- читающая семья»

    Силами родителей создана классная библиотечка, а на дни рождения каждому ребенка мы дарим книгу.

    Ожидаемый результат взаимодействия школы и семьи – становление школьника как активного творческого читателя, со своими сформированными представлениями о книге как ценности, улучшение их отношений с детьми.

            5 направление –это использование         МЭС (мотивационная электронная среда)

          Многие считают, что сегодня компьютер и современные гаджеты вытесняют книгу, однако наоборот — сейчас, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение.

    В области МЭС  работаем  по следующим направлениям: ДО, ЭУ, ВБ

    1. Успешно проходит работа на Региональном портале дистанционного обучения обучающихся Саратовской области. Благодаря системе дистанционных заданий курса «Волшебный мир книг» можно глубже знакомить детей с творчеством детских писателей, с историей создания литературных произведений, проверить, насколько внимательно прочитано произведение.

    1. В этом году мы с ребятами принимаем участие в широкомасштабной апробации электронных форм учебников издательства «Академкнига/Учебник» 

    Апробация дает возможность оценить преимущества электронной формы учебника и заранее продумать способы адаптации этой формы к сложившимся практикам проведения урока.

    1. Виртуальная библиотека, бесплатная мобильная библиотека. (материально- техническое обеспечение, полученное по модернизации образования, позволяет это реализовывать, т.к имеются ноутбуки, локальная сеть, интерактивная доска.

    Заключение      

    Результаты работы есть и будут:

    1. Повышение уровня успеваемости и качества знаний
    2. Повышение уровня сформированности техники чтения
    3. Повышение интереса учащихся к чтению
    4. Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг
    5. Возросло значение книги в досуговой деятельности.

    И возвращаясь к началу моего выступления, я вновь хочу обратить ваше внимание на три вопроса            Что? Где? Когда?

    Я хочу, чтобы каждый мой ученик мог найти ответ на любой вопрос, потому что он - Грамотный человек, вдумчивый читатель, ответственный гражданин своей Родины.

    Звучит музыка, беру в руки книгу

    Шелест книжных страниц

    Нам сопутствует в жизни повсюду,

    От бурлящих столиц

    До посёлка у тихой запруды,

    От горячих низин

    До просторов Полярного круга,

    Для меня, для него и для них

    Нет на свете лучшего друга!

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников

    В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

    Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе"

    Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе" проведено после первой учебной недели. Цель собрания: выявить представления ро...

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников

    Описание приемов и результатов работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

    В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Эта статья о формировании читательской  самостоятельности  младших школьников через умение и навыки работы с книгой на уроках  по ФГОС...