"Приемы работы с детьми с ОВЗ."
статья на тему

Комина Ольга Ивановна

В моей практике были  дети со школьной незрелостью, с нарушением зрения, ЗПР. Детям «школьно незрелым» труднее дается школьная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход ,с учетом специфики психики и здОдной из актуальных проблем, связанных с воспитанием ребенка, является в настоящее время личностно-ориентированное воспитание ребенка. Индивидуальное воспитание – это один из компонентов индивидуальностно – ориентированного воспитания школьника.

Достоинство процесса воспитания индивидуальности ребенка заключается в развитии в индивиде неповторимых, единичных качеств.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_raboty_s_detmi_s_ovz.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Приемы работы с детьми с ОВЗ."

Комина Ольга Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 9»г.Энгельса Саратовской области

В моей практике были  дети со школьной незрелостью, с нарушением зрения, ЗПР. Детям «школьно незрелым» труднее дается школьная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход ,с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка

Одной из актуальных проблем, связанных с воспитанием ребенка, является в настоящее время личностно-ориентированное воспитание ребенка. Индивидуальное воспитание – это один из компонентов индивидуальностно – ориентированного воспитания школьника.

Достоинство процесса воспитания индивидуальности ребенка заключается в развитии в индивиде неповторимых, единичных качеств.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: вовлечь детей:
-  игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; 
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. 
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. 

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия.

Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; 5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

Таким детям нужно обеспечить :

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Разноуровневые задания при работе в классе необходимы .Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания

Использовать разные знаки –флажки кружки картинки

Принципы выделения групп в классе

Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости. 
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого. 
Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. 

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). 

Группы меняются, в зависимости от предмета. На уроках использую индивидуальные, парные, групповые формы работы. 
Все карточки для индивидуальной работы учащихся по предметам дифференцированы. 
Примеры заданий для детей с умственной отсталостью

На уроках чтения: 
с
Прочитайте таблицы 
- самостоятельно 
- 1 строчку сверху 
- 2 столбик слева 
- 3 столбик справа 
- 2 строчка сверху 

за да ра ша ва са га па 
зе де ре ше ве се ге пе 
зо до ро шо во со го по 
зу ду ру шу ву су гу пу
 

На уроках счета дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях. 
Урок начинаю с вопросов:
 
Вопросы адресованы каждому ученику индивидуально. 
К какому уроку приготовились? 
Какой он по счету? 
Какое сегодня число? 
Какой месяц? 
Какой по счету месяц в году? 
Какой он по счету в ряду весенних, осенних, зимних месяцев, это в зависимости от сезона?  
Покажите на правой руке, сегодняшнее число, на левой - месяц. 
2 февраля, 3 марта, 4 апреля, 5 мая. 
Задания – шифровки: предлагается числовой ряд 
10, 7, 12, 9, 6, 11, 13, 4, 15, 2, 3, 8, 5, 14, 17, 19 

Итог: Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности