Главные вкладки

    Статья "Методы и приемы работы с детьми в ГПД"
    статья (1 класс) по теме

    Илларионова Лидия Тимофеевна

    Приемы работы с детьми

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

    На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

     Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

      Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.  

    В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

    Признаки одаренности

         Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

       Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.  

       Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

      Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

    Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

       Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

    Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

    Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.      

    Виды одаренности 

    1) В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

    2) В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

    3) В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

    4) В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

     5) В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

    По критерию «форма проявления» можно говорить о:

     Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.  

       Скрытая одаренность проявляется в   замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

     Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения.Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.  

      С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания.

      Характерная особенность мотивационной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников.   В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п.

        Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами.

       Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения, отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.

    Учитывая психологические особенности одаренных детей, я на своих уроках использую следующие методы и приемы работы: проблемный диалог, пресс- конференция и др. Так, на уроке математики в 4 классе по теме: «Задачи на проценты», мной используется проблемный диалог, основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов.

    Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)

    Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»

    -Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей:  Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?)

    Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

    Например, урок технологии по теме: «Оригами».

    -Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?

     Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки «Каша из топора»

    Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

    Игра «Да-нетка», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

     Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности 

    — создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
    — включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;
    — формирование и развитие сети дополнительного образования;
    — организация научно-исследовательской деятельности;
    — организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

    Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников 

    — тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
    — контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

    Поощрение одаренных детей 

    — Публикация в СМИ;
    — Стенд «Лучшие ученики школы»;
    — Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;

    Работа с родителями одаренных детей 

    — Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
    — Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
    — Поддержка и поощрение родителей одаренных детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Современные формы, методы, приемы работы с детьми во внеурочное время»

    Возникновение многообразных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество.Расширение международных связей и увлечение организованным туризмом, увеличение потребности в специалист...

    "Приемы работы с детьми с ОВЗ."

    В моей практике были  дети со школьной незрелостью, с нарушением зрения, ЗПР. Детям «школьно незрелым» труднее дается школьная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Таки...

    «Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

    Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

    Статья."Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"

    Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет ...

    Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением).

    Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением)....

    Презентация."Практические методы и приемы работы с детьми имеющими аутические расстройства".

    Презентация."Практические методы и приемы работы с детими имеющими аутические расстройства"....