Статья
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Типология уроков деятельностной направленности.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
I. Вступление
- Как понимаете слова американского философа, педагога Джона Дьюи?
- Зачем педагогам знать типы уроков?
- Отличаются ли типы уроков по традиционной системе и по стандартам нового поколения? Чем?
II. Типы уроков
- Что является методологической основой ФГОС?
Методологической основой стандартов основного образования нового поколения является системно-деятельностный подход. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, поэтому обучение надо организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Технология деятельностного метода «Школа 2100» предлагают универсальную модель уроков деятельностной направленности, автором которой является Людмила Георгиевна Петерсон.
Типы уроков:
- Урок открытия новых знаний
- Урок рефлексии
- Урок развивающего контроля
- Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)
- О чем говорит название этих типов урока?
Попробуем разобраться в данной типологии урока и найти отличительные черты и значимость данных уроков.
III. Распределите целей по типам уроков: (Работа в паре)
Типология уроков деятельностной направленности предполагают постановку определенных целей: образовательная (дидактическая – решает задачи познания) и деятельностная (системно – деятельностный подход).
- Определите, какие цели соответствуют какому типу уроков.
- Образовательная цель: Расширение понятийной базы (предметной и метапредметной)
- Образовательная цель: Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов.
- Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.
- Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
- Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
- Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
- Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
- Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Проверка.
1. Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
IV. Проектирование основных этапов урока (работа в группах).
1.. Попробуем смоделировать основные этапы уроков деятельностной направленности, на основе названия и целей типов урока.
На основе предложенного материала выделите этапы определенного типа урока.
(В конвертах этапы разных типов уроков, надо выбрать нужные этапы. На выполнение задания дается 5 минут..)
2. Проверка выполнения.
- Возникли ли у вас затруднения при выполнении задания?
Структура уроков
Урок открытия новых знаний:
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности
на уроке.
Урок рефлексии
1) Мотивация к коррекционной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализация построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия деятельности на уроке.
Урок развивающего контроля
1).Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности
2)Актуализация знаний и самоконтроль с фиксацией
затруднения в индивидуальной деятельности
3). Локализация затруднений
4). Коррекция выявленных затруднений
5). Обобщение затруднений во внешней речи
6). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7). Повторение и решение заданий творческого уровня
8). Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности
- В чем сходство и отличие данных типов уроков?
V. Сравнение традиционной типологии урока и типологии урока деятельностной направленности. Работа в группах
Структура урока «открытия» нового знания
Основные цели:
1. Формирование способностей к основным видам деятельности.
2. Усвоение содержания учебной программы.
Структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода
Основные цели:
1. Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел новым понятием, свойством, алгоритмом)
2. Формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)
Структура урока
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.
2. Актуализация знаний.
1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — понятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.
2) Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.
3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.
5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).
Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.
7.Включение в систему знаний и повторение.
При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
Уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку со стороны учителя, являются наиболее интересными и для учителя и для детей. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач – они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, т.к. от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Урок развивающего контроля (2 часа)
Основные цели:
1. Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции и рефлексии.
2. Контроль и самоконтроль усвоения ЗУНов и способов действий.
Структура урока
I урок
- Самоопределение к деятельности
Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Исходя из решенных ранее задач, устанавливаются тематические рамки контроля. Вместе с учащимися определяется основная цель урока. Устанавливается форма и процедура контроля. Предъявляется критерий выставления оценки.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Организовано повторение и фиксация контролируемых способов действий. Проводится контрольная или самостоятельная работа (индивидуальная деятельность учащихся). Объем и уровень контрольной работы определяется ФГОС. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания. Проводится сопоставление учащимися своих работ с готовым образцом и знаковая фиксация результатов (без исправления ошибок). Проводится самооценка учащимися своих работ по заранее обоснованному критерию.
II урок
- Локализация затруднений
После проверки работ учителем, учащиеся анализируют правильность самопроверки работы.
Учащиеся, допустившие ошибки:
Анализируют решение, определяют место ошибки (где?). Указывают способы действий, в которых допущены ошибки (почему?). При необходимости учащиеся согласуют свою оценку с оценкой учителя. На этой основе учащиеся определяют цель дальнейшей деятельности и тему урока.
Учащиеся, не допустившие ошибки:
Сравнивают свое решение с предложенным эталоном. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учащиеся конструируют проект работы над ошибками (алгоритм исправления ошибок):
а) самостоятельно выдвигают и обосновывают гипотезы;
б) участвуют в побуждающем к гипотезам диалоге;
в) участвуют в подводящем диалоге.
Учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки в указанных способах действий. Причина ошибки фиксируется знаково. Уточняются соответствующие способы действий. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправляют свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.
5. Обобщение затруднений во внешней речи
Организуется обсуждение типовых затруднений. Проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Учащиеся, допустившие ошибки:
Выполняют самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки. Проводят самопроверку своих работ по готовому образцу или эталону и фиксируют знаково результаты.
Учащиеся, не допустившие ошибки:
Выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
7. Включение в систему знаний и повторение
При положительном результате предыдущего этапа:
Учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой. Также решаются задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате предыдущего этапа:
Учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Проговаривается механизм деятельности по контролю. Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления. Учащиеся проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности. Учащиеся анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою деятельность на уроке. При необходимости предлагается домашнее задание, соответствующее достигнутым результатам урока. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.
VI. Итог
Продолжи фразу: Типология урока деятельностной направленности это….
VII. Рефлексия «Ладошка»
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её освоению»
В.Г. Белинский
Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)
Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...