«Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в учебной деятельности».
методическая разработка по теме

Плясова Нина Дмитриевна

Выступление на окружном семинаре "Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в учебной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 1280 с углубленным изучением английского языка Юго-Западного административного округа г. Москвы

                        Выступление

                       на окружном семинаре

(из опыта работы)

На тему: «Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в учебной деятельности».

Автор:

учитель начальных классов

Плясова Нина Дмитриевна

Москва                                                                                                                                  

 2013г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Позвольте представить вашему вниманию опыт работы

на тему: «Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в учебной деятельности»

Слайд 1 Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.

Актуальность темы исследованияобусловлена необходимостью научно- обоснованного подхода к разрешению противоречия:

- между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ и отсутствием механизма формирования ИКТ - компетентности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Цели и задачи представлены на слайде 2

Методы исследования: теоретический и практический.

Предмет, объект исследования вы видите на слайде 3

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки информации.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ - компетентности.

Таким образом, можно сделать вывод: для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.

Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

Основная цель педагогической работы: создание условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Нами используются следующие методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий.

● I. Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка, окружающего мира (составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями).

Слайд 4● II. Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств MicrosoftOffice, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т.д.).

Слайд 5-7 На уроках активно используется работа с презентациями, которые подготовил учитель, а так же обучающиеся (приложение 2).

Слайд 8-12 III. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка. В обучающих программах, изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры". Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. Скриншот представлен на слайде.

● IV. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ.

Слайд 13Мною была проанализирована информация по участию детей в разработке фрагментов уроков с использованием ИКТ – технологий за 4 года. Сначала это было создание краткой дополнительной информации по теме на 1-2 слайда. А затем в ходе постоянной практики увеличивалось количество детей, которые хотели принять участие в работе на уроке с использованием программы MicrosoftOfficePowerPoint.

Слайд 14-15 Так же учащиеся моего класса являются активными участниками и победителями различных олимпиад, викторин, конкурсов, арт-проектов, которые проводятся в глобальной сети интернет. Пройдя успешную регистрацию на сайте 45 минут.ру с помощью учителя или родителей, каждый ребенок имеет возможность попробовать свои силы во всероссийских олимпиадах по предметам в режиме реального времени. А так же мы закрепляем свои знания в области математики на базе платформы Учи. ру. У детей есть возможность ежедневно выполнять по 20 карточек на изученную ими тему в игровой форме. В этом году у нас появилась возможность попробовать свои силы в прохождении олимпиады по русскому языку в режиме реального времени. К данному виду деятельности мною привлекаются и дети дошкольного возраста. Будущие первоклассники с особым интересом занимаются на данном портале.

Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети активны на уроках: сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, готовые к самообразованию.

В результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети активны на уроках: сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, готовые к самообразованию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Плясова Н.Д. ИКТ - компетентность учителя начальных классов.

Слайд 6

ИКТ-компетентность ИКТ- компетентность классного руководителя - это: один из основных показателей профессионализма; ключевая компетентность для решения современных задач образования; приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Слайд 7

ИКТ - компетентность ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Слайд 8

Познавательная деятельность Активизация познавательной деятельности обучающихся при применении ИКТ достигается за счёт: высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию; подбора интересного материала; более высокого темпа работы обучающихся .

Слайд 10

Психологический фактор Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей.

Слайд 11

Преимущества ИКТ-технологий Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках: активизирует познавательную деятельность обучающихся; повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету; экономит время на объяснение материала; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся; даёт возможность увеличить накопляемость оценок; создаёт комфортность на уроках.

Слайд 12

Эффективность учебной деятельности Повышение познавательной активности Повышение учебной мотивации Повышение плотности урока 100% включенность обучающихся в деятельность Повышение наглядности изучаемого материала Создание системы педагогической поддержки и ситуации успеха Экономия времени

Слайд 13

Интернет-ресурсы Портал «Российское образование»: www.edu.ru «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: window.edu.ru Коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru

Слайд 14

Удачи в применении электронных образовательных ресурсов нового поколения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.

Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности

АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие ИКТ - компетентности младших школьников на внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, которая ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-технич...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внима...

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...