Статья Интеграция в различных типах организации процесса обучения.
статья на тему

Раскрывается смысл интегрированного курсапо всем предметам вокруг одной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция в различных типах организации процесса обучения.

Акулова Н. И.

учитель начальных классов

МКОУ «Углянская ООШ»

Интегрированный курс может выстраиваться на объединении нескольких учебных предметов вокруг определённой стержневой темы или главных понятий и реализовываться в классно – урочной форме обучения. Организационная единица учебного процесса  - урок. Содержание таких уроков может быть различно как по отбору, так и структурированию учебного материала и его реализации в учебном процессе. Это интегрированные уроки, которые проводятся в системе. Но в них включаются дополнительные игровые формы, проблемные ситуации, что способствует активизации мыслительной , познавательной деятельности учащихся, расширению их знаний.

Организационная единица учебного процесса – учебный день.

Объединение материала в крупные блоки. Вместо урока основной организационной единицей становится учебный день, что создаёт возможность более глубокое погружения в тему.

Курс может выстраиваться  на объединении нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы. В курсе всё подчинено идее достижения цели – развития личностных качеств ребёнка. Опора на интеграцию содержания естественнонаучного  и эстетических циклов позволяет развивать многие ценностные качества. Определяющие отношения ребёнка  к природе. Другим людям, культуре родной страны и родного края; элементы экологической, нравственной, эстетической культуры поведения и др.

При планировании и организации таких занятий учителю важно учитывать следующие условия:

 1. Предметом анализа в итегрируемом содержании выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. При комплексном подходе к формированию основных понятий изучаемая тема непосредственно может быть связана с содержанием других учебных предметов, что создаёт возможность их объединения. То есть в изучаемой теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи одновременно. Для этого необходимо пересмотреть учебный материал и спланировать его таким образом, чтобы то или иное понятие или явление воспринималось учащимися полностью, комплексно.

2. В интегрированном занятии объединяются знания из различных предметов. Если общая цель определена , то из содержания предмета берутся только те сведения, которые необходимы для их реализации.    

3.При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры блока, методов и средств обучения.

Исследователи выделяют различные формы организации образовательного процесса  на основе интеграции содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая.(1)

Пластообразная  форма организации содержания интегрированного блока предполагает наслоение различных видов деятельности( познавательных, художественно – эстетических, игровых. коммуникативных).Чередование пластов образовательного процесса могут использоваться интегрированного изучения образа природы: действие( игра – театр или труд) ; звук( музыкальное искусство); слово( литературное чтение): цвет, свет (изобразительное искусство).

Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока Особенность состоит в том, что содержание способы деятельности, в которую включении учащийся, постепенно нарастают, изменяясь количественно и качественно. В основу данной формы организации положен принцип концетричности, который выражается в постепенном наращивании и усложнении содержания, способов познания.

Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, в которую органически вплетаются другие виды : познавательные, слушание музыки восприятие живописи.(2)

Система организационных форм учебных занятий

Цель: повышение уровня творческой  активности учащихся.

Это обеспечивается последовательным включением учащихся в познавательно – учебные ситуации, требующие всё большего проявления процедур творческой деятельности ( видение проблемы, самостоятельное применение знаний, сопоставительный анализ сравнение, конспектирование, построение обобщающих графиков, участие в театрализированных формах).

Система организационных форм учебных занятий включает следующие формы:

- уроки освоения новых знаний и алгоритмов;

- эвристические беседы;

-проблемные уроки;

- уроки с элементами ролевой игры - диалога

 - интегрированные уроки по межпредметной проблематике.(3)

 Рассмотрим, как русскую берёзу можно органично вплетать в разные формы образовательного процесса.

Русский язык. Урок развития речи. «Сочинение по картине И. И. Левитана «Берёзовая роща» (4кл.)

Цели: Познакомить с биографией И. Левитана, с его картиной «Берёзовая роща» Учить описывать картину.

Задачи

Обучающие:  учить «читать» картину, соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Развивающие: умение использовать словарный запас при описании предметов.

 Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, красоте летнего пейзажа, эстетическое восприятие окружающей действительности через музыку, стихи, живопись.

Выдержки из урока.

Вступительное слово учителя.

Звучит музыка И,И, Чайковского »Июнь Баркалора» из цикла « Времена года».

Берёза.

Берёза – нет, более нежного поэтического образа, чем это удивительное дерево.

Почти все великие поэты писали о ней, художники рисовали, композиторы посвящали музыку. В народных песнях берёза – чистое, светлое дерево, ею украшали дом на троицу, берёзку завивали, плели гирлянды, с ней связаны многие обряды.

Сколько прекрасных стихов и песен посвящено берёзке! В них и про белый сарафан, и про длинные руки, и про красивые серёжки.  

- С чего начинается родина?

С той самой берёзки, что в поле ,под ветром склоняясь растёт.

Стихи о берёзе.

Берёзовый листочек приглашает нас на выставку картин.

Актуализация знаний.

Постановка темы и цели урока.

Работа по картине И. Левитана «Берёзовая роща».

Выбор эпиграфа.

Составление плана.

Устное составление рассказа.

Орфографическая подготовка.

Итог урока.

На втором уроке написание сочинения.

Патриотическое воспитание в начальной школе можно начать с внеклассных мероприятий, к примеру: российский лес.

Учащиеся  рассказывают о русском лесе, о лекарственных растениях.

А как вы считаете, ребята, о каком дереве чаще всего вспоминают, если желают поведать о России? Послушайте загадку о нем:

И не девица, а красотка.

Всем полюбится,

Всем понравится,

Черно – белое на ней платьице,

О кудрях её слава катится.

Дети отвечают: «Берёза».

Даже одна из самых популярных российских народных песен воспевает березу, помните, «Во поле берёза стояла».

Исполняется хороводная песня «Во поле берёза стояла».

Окружающий мир. 4кл «Леса России».

Выдержка с урока.

Беседа.

Что обозначает слово »дремучий лес»?

Это густой, труднопроходимый лес.

Но не все леса такие. Есть берёзовые рощи, где светло, потому, что деревья растут редко и здесь много солнечного света.

И сегодня мы ответим на вопрос :« Почему одни леса темные. А другие – светлые?» В урок включить показ слайдов с изображением русских берёз, разгадывание кроссвордов, провести работу в тетрадях, по карточкам.

Уроки искусства музыки, ИЗО, технологии.

На этих уроках  выбираем объект берёза.

Разучивание песни «Во поле берёза стояла», рисование русской берёзки, выполнение аппликации, состоящей из листьев берёзы.

Таким образом, особенность реализации данного подхода, образует единую систему композиционных циклов, в которой всегда можно увидеть одну ведущую проблему.

 Цель данной технологии соединение внеурочной и урочной деятельности учащихся, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала.    

Литература.

1.Ребенок в мире культуры. Под общей редакцией Р. М.Чумичевой – Ставрополь: Ставропольсервисшкола,1998. С 86.

2.Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. Издательство « Учитель», 2006.

Кузибецкий А. Н. Квалифицированная работа и аттестация педагога. Волгоград: Перемена, 1996. 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации.

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации. В этой статье рассказывается о том, чем отличается традиционный урок  в начальной школе от урока по новым стандартам....

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации

Методологической    основой     ФГОС НОО является  системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Д...

Рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Данные рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, помогут учителям качественно построить учебный процесс, в результате чего...

Современный подход к организации процесса обучения.

Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной п...

Мастер класс «Организация процесса обучения на основе результатов мониторинга ( на примере урока коррекции знаний по математике»

Урок математики в 4 классе по программе "Школа России" Тема: Организация   процесса   обучения   на   основе   результатов ...

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...