Использование особенности восприятия учебного материала как фактора повышения качества образования у школьников I ступени обучения
статья на тему

Кашпур Софья Евгеньевна

Все дети – разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, не обычные предметы. Для первого (аудиала) важно то, что он слышит, для второго (кинестетика) – то, что он чувствует, для третьего (визуала) главной оказывается зрительная информация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование особенности восприятия учебного материала, как фактора повышения качества образования у школьников I ступени обучения».

       

                      Кашпур Софья Евгеньевна

       Проблема индивидуализации обучения, одна из центральных психолого-педагогических проблем, заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Уровень профессиональности педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики учащихся – их способность воспринимать, запоминать, перерабатывать и использовать материал. Поиск путей и средств обучения должен происходить с учетом тех изменений в психической деятельности учащихся, которые вызваны педагогическим воздействием.

Все дети – разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, не обычные предметы. Для первого (аудиала) важно то, что он слышит, для второго (кинестетика) – то, что он чувствует, для третьего (визуала) главной оказывается зрительная информация. Эти особенности влияют не только на поведение ребенка, но и на восприятие им учебного материала. Конечно же, ребенок воспринимает мир всеми пятью чувствами, однако, сталкиваясь с новой информацией, он часто прибегает к какой-то одной, наиболее удобной для него модели восприятия, которая называется доминантной или ведущей модальностью восприятия. Именно аудиальная, визуальная и кинестетическая модальности восприятия в наибольшей степени оказывают влияние на процесс обучения ребенка.

Остальные сенсорные модальности – обоняние и вкус – суть редко применяемые способы получения информации о мире.

До сих пор вопрос о природе ведущей модальности остается открытым. Лежит ли в основе этого явления природная предрасположенность? Либо это является следствием особенностей воспитания и доминирующих способов освоения окружающего мира в раннем детстве?

Отечественные и зарубежные исследования  подтверждают тот

факт, что обучение эффективно тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Если способ подачи информации, выбранный педагогом, совпадает с ведущей модальностью ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает. Если же педагог переключается с ведущей

модальности на другую, ребенок вынужден транслировать информацию в свою модальность, что требует временного отключения от реальности – в этот момент ученик не слышит педагога. В результате в полученной информации образуется серия пробелов.

    Труднее всего приходится ученикам с кинестетическим типом обучения. Классные комнаты не рассчитаны на необходимый им объем физической активности и уровень шума. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически. У них не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой, а это – основное времяпрепровождение в классе.

 

   Положение учеников аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного им количества звуков, разве что в младших классах, где преподавание носит преимущественно аудиальный характер.

   

   Ученики визуального типа попадают в затруднительное положение в классах, где учительница – аудиальщик и большую часть материала подает вербально, рассчитывая на устное восприятие. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе навыки восприятия на слух в уроки, соответствующие принятым требованиям. И, как правило, не успевают на таких уроках, если только заблаговременно не воспользуются каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д.

В дошкольном возрасте преобладает кинестетическая модальность восприятия. Вот почему при обучении дошкольников важно использование прикладного материала, научение через делание своими руками, в движении и физической активности.

Рекомендации педагогам и родителям по учету доминантной

сенсорной модальности ребенка.

1. Дети-кинестетики. Переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Основной вид памяти – мышечная. Познают окружающий мир тактильным способом, т.е. путем прикосновения или движения. Такой способ получения инфор мации предполагает сильно развитую моторику, активность крупной мускулатуры – плеч, рук, ног, стоп и т.п.

В дошкольном возрасте кинестетики предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят движущиеся игрушки на колесах. Эти дети наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, когда интуиция помогает им выбрать верный вариант ответа.

Направление взгляда – вниз.

Особенности внимания: кинестетик вообще с трудом концентрирует внимание и легко отвлекается.

Особенности запоминания: помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.

Стратегия сопровождения: при работе с детьми кинестетиками на первом месте должна быть двигательная активность, т.е. создание условий для свободного перемещения детей по кабинету и тактильной деятельности. На занятиях не рекомендуется за ставлять их сидеть долгое время неподвижно; обязательно следует давать им возможность моторной разрядки (принести книгу, оборудование, записать что-либо на доске; дома – сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у них легче происходит во время движения. Предпочтительны задания по типу

«модель – конструктор», предполагающие сборку и разборку деталей, из которых состоит устройство.  

2. Дети - аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания воспитателя. С удовольствием придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Как следствие, аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи и обу чению грамоте. Обычно они используют отдых между занятиями, чтобы наговориться и пошуметь, особенно если на предыдущем занятии пришлось «держать рот на замке».

Направление взгляда – по средней

линии.

Особенности внимания: легко отвлекаются на звуки.

Особенности запоминания: легко запоминают то, что слышат.

Стратегия сопровождения: при обучении аудиалов акцент делается на восприятии информации на слух (уделяя особое внимание интонации, мелодичности, тембру голоса и т.д.). Для быстрого приобретения необходимых навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

3. Дети - визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Любят рассматривать картинки – им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они охотно играют в кубики, складывают картинки - пазлы, лепят, вырезают. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций, взаимодействия глаз и рук. Визуалы успешны на занятиях, связанных с невербальной коммуникацией: по математике, распознаванию слов, обучению письму.

Направление взгляда – в основном вверх при (общении).

Особенности внимания: устойчивое, визуалам шум практически не мешает.

Особенности запоминания: помнят то, что видели, запоминают картинами.

Стратегия сопровождения: при обучении визуалов особое внимание

необходимо уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. На занятиях рекомендуется использовать цветные иллюстрации,

готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами.

Таким образом, учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит воспитателю избежать многих трудностей при обучении, поможет заложить более прочную базу знаний.

Следуя выше изложенным рекомендациям, можно значительно повысить эффективность подготовки ребенка к школьному обучению.

Литература.

1. Брэдвей, Л. Ребенок от 7 до 14 лет : Как научить Вашего ребенка учиться / Л. Брэдвей, Б. Алберс Хил; пер. с англ. – М. : ЮНВЕС,

1997. – 256 с.

2. Гриндер, М. НЛП в педагогике : исправление школьного конвейера / М. Гриндер, Л. Ллойд; пер. с англ. – М. : Инт общегуманит. исслед., 2001. – 307 с.

3. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2003. –

288 с.

4. Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе : Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе Л.А. Ясюкова. – СПб. : ИМАТОН, 2006. – 204 с.

Ирина Дмитриевна Сотникова – психолог Борисоглебского центра внешкольной работы, соискатель кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...

Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования

«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...

Исследовательская технология как фактор повышения качества образования младших школьников в области краеведения

В данной статье приводятся примеры использования игровой технологии, технология Web Quest, геокешинг в области краеведения...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...