Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
статья по теме
Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поможет объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat_rabota.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 108»
Яшина Екатерина Евгеньевна
Саратов 2011
Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
Целями современной школы является повышение мотивации обучения, формирование здоровой, творческой, интеллектуально развитой личности, готовой к дальнейшей жизни. В условиях современной системы образования проблема развивающего обучения и использования здоровосберегающих технологий приобретает особую актуальность.
Любое развивающееся общество предъявляет высокие требования к специалистам в области образования, поскольку от них зависит расширенное воспроизводство культуры, профессиональной и социальной компетентности каждого человека и общества в целом. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного учреждения, не позволяют достичь желаемых целей. Образование и воспитание в Российской Федерации последние годы находятся в центре внимания общественности и государства. Связано это, в первую очередь, с требованиями времени, с потребностями российского общества в качественном образовании и его доступности, с необходимостью повышения уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также в связи с социально-экономическими проблемами, усилением миграционных процессов в государстве. Таким образом, возникает необходимость интеграции основного и дополнительного образования, потребность в изменении организации внеурочной коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся школы, становится актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса.
Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поможет объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
В основу эксперимента положена гипотеза: организация «Школы полного дня» для учащихся начальных классов будет действенным фактором повышения качества общего образования при условии использования развивающей технологии Л.В.Занкова и укрепления здоровья учащихся при применении здоровьесберегающих технологий. Успешное проведение эксперимента возможно, если:
1) будут созданы психолого-педагогические условия, важнейшими из которых являются полноценное питание, отдых учащихся, дневной сон, способствующие эффективной учебной деятельности учащихся в школе;
2) педагогический коллектив будет высокопрофессионально владеть технологией развивающего обучения;
3) у учащихся будут сформированы коммуникативные навыки как компоненты универсального способа освоения действительности.
Цель эксперимента - разработать целостную педагогическую систему деятельности, способную обеспечить быструю адаптацию детей, пришедших учиться в школу, высокое качество общего образования и сохранение здоровья учащихся.
Для достижения цели и доказательства изложенной гипотезы были определены следующие задачи исследования:
- установить влияние развивающего обучения на качество общего образования;
- определить комплекс психолого-педагогических условий для развития полноценной здоровой личности;
- произвести экспериментальную оценку эффективности системы работы учащихся и педагогов в рамках эксперимента.
Исследование проходит поэтапно с 2007 по 2011 годы на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №108 с углубленным изучением отдельных предметов».
Исследование проводится с помощью таких методов, как анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение опыта, анкетирование, изучение документации и продуктов деятельности учащихся.
Актуальность эксперимента определяется социальным заказом общества на формирование у школьников следующих ключевых компетенций: наличие универсальных знаний, умений, навыков; коммуникативных навыков; навыков обработки информации; навыков исследовательской работы; навыков самообразования; навыков сотрудничества; ориентацией на достижение современного качества образования; важностью создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию личности учащихся; потребностью в разработке целостной педагогической системы для формирования здоровой и интеллектуально развитой личности учащихся в условиях школы; необходимостью определения способов оптимального взаимодействия педагога и учащихся в условиях школы.
На первом этапе (2007-2008уч.год), констатирующим, был осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, медицинской литературе по теме исследования; проведено обобщение полученного материала; обеспечено обучение педагогов использованию развивающих и здоровьеcберегающих технологий; разработаны методики констатирующего и формирующего экспериментов, определены их формы, методы, сроки; собран пакет диагностических материалов по определению здоровья детей; определены требования к методике проведения диагностик.
На втором этапе (2008-2009г.г.), поисковом, был проведен формирующий эксперимент; выявлены и систематизированы содержание и направления организации образовательного процесса на основе развивающего обучения, здоровьеcберегающих технологий в условиях школы; выявлены уровни развития учащихся; обобщены результаты эксперимента; разработаны методические рекомендации.
На третьем этапе (2010-2011г.г.), результативно – обобщающем, планируется завершить формирующий эксперимент, выявить динамику процесса развития учащихся, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследований.
Теоретическое значение эксперимента заключается в следующем:
-разработана модель безболезненного перехода детей из детского сада в школу;
-установлено влияние комплексной системы работы «Школы полного дня» на качество общего образования учащихся;
-определен комплекс психолого – педагогических условий для развития творчески и интеллектуально развитой здоровой личности;
-произведена экспериментальная оценка эффективности работы «Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников».
Недопущение перегрузок учащихся в учебной ситуации, контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, ранняя диагностика, профилактика заболеваний и выявление патогенных факторов учебно – воспитательного процесса, скрытых причин школьной неуспешности, отклонений в поведении - одна из главных задач «Школы полного дня». Оптимальная организация режима в учебном учреждении с учетом санитарно - гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей являются мощной альтернативой пагубному влиянию дурных пристрастий отдельных школьников: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, отстающие в физическом развитии, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на их успеваемости, а в дальнейшем помогает самореализоваться в жизни.
Художественно-эстетическая подсистема «Школы полного дня» легко и естественно вводит ребенка в мир искусства, природы, чувств, гармонии, нравственности. Чувственное познание сливается с интеллекту альным и нравственным началами, что стало подтверждением влияния творческих способностей на уровень интеллектуального и нравственно го развития ученика и возможности их коррекции. В ходе эксперимента было доказано, что если учащиеся включены в творческую и художественную деятельность, то повышается их интеллектуальное развитие больше, чем при условии углубленного изучения предметов, ориентированных на абстрактно-логическое мышление.
Эффективное решение совокупности перечисленных за дач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа. Воспитательная работа в «Школе полного дня» строится по принципу: воспитание есть управление процессом развития личности. При этом необходимо создание условий для целенаправленного систематического развития ребенка как личности, как индивидуальности.
Таким образом, важнейшие задачи образовательного учреждения нового типа – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Практическая значимость эксперимента заключается в том, что теоретически смоделированная и практически реализованная модель «Школы полного дня» обеспечит хорошую подготовку учащихся начальной школы для получения дальнейшего образования в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, будет способствовать укреплению и сохранению здоровья учащихся; методическое обеспечение работы «Школы полного дня» для учащихся начальных классов может быть использовано другими педагогами в своей профессиональной деятельности и взяты за основу при внедрении инновационных технологий в отдельном образовательном учреждении с его специфическими условиями и возможностями. При организации образовательного процесса снижается учебная нагрузка школьников, поскольку создается единое расписание первой и второй половины дня. Уроки могут вести несколько преподавателей как основного, так и дополнительного образования. Классы могут разделяться на мини-группы за счет часов основного и дополнительного образования. Таким образом, образовательный и оздоровительный процессы объединяются в единый функциональный комплекс.
При составлении расписания допускается, что основное и дополнительное образование могут пересекаться в течение дня, можно вносить в расписание дополнительные предметы по заявлению родителей.
Режим работы школы полного дня: приём детей, переодевание, прогулка, обед, дневной сон, полдник, прогулка, кружковая работа, выполнение домашней работы, уход детей.
Все учащиеся посещающие школу полного дня, задействованы в школьных кружках: «Умелые ручки», «Театральные маски», «Волшебная кисть», «Бальные танцы», «Музыкальный кружок», «Проектный кружок», «Занимательная математика», «Занимательный русский язык».
Очевидно, что нормальная жизнедеятельность детей в школе полного дня невозможна без квалифицированного медицинского сопровождения и создания здоровьесберегающей образовательной среды. Условия пребывания ребенка в школе полного дня таковы: сотрудничество, содружество и сотворчество учителей, учеников и родителей; наличие психологической службы, медицинского обслуживания; организации трехразового горячего питания, оборудование мест отдыха и психологической разгрузки, работа кабинета по охране зрения, динамический час, прогулки на свежем воздухе, систематические занятия спортом.
Школьный врач Легкодимова Марина Владимировна три раза в год проводит мониторинг здоровья детей. Результаты подсчета заболеваемости детей показали, что общая заболеваемость снизилась на 18%. Для детей посещающих школу полного дня заведен дневник здоровья по месяцам.
Составляется индивидуальный план занятости на каждого ребенка, сводный план занятости по классам. Главная цель такого графика – удовлетворить интересы ребенка с учетом его собственных ресурсов. Такой индивидуальный график позволяет реализовать программу обучения, воспитания, вести диагностику и анализировать результаты. Для упорядочения нагрузки во второй половине дня рекомендуется выбирать не более одной - двух секций в неделю.
Таким образом, расписание школы полного дня состоит из блоков: занятия по школьному компоненту, с учетом работы психологической службы; занятия блока дополнительного образования (секций, кружков и т.д.); индивидуальные консультации учителя. Поскольку пребывание учащихся в школе полного дня обычно составляет 9-10 часов, соблюдается ряд дополнительных условий: учебная работа ведется только на уроках, это и самоподготовка, обязательная для всех учащихся, внеурочные занятия проходят как активный отдых. Для детей с ослабленным здоровьем проводятся занятия лечебной физкультурой, массаж при детской поликлинике. В режим дня учащихся, участвующих в эксперименте, входят прогулки на свежем воздухе, динамические часы, дневной сон, 3-х разовое горячее питание, занятия кружков и секций, поездки и экскурсии, посещение плавательного бассейна «Дельфин», а также посещение школьной и районной библиотеки №10, школьного музея Боевой Славы, ДК «Россия». Постоянно проводятся предметные недели, интеллектуальные игры, ребята готовят праздники «День знаний», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы», «Золотая осень» и др.
Психологом Веселовой Ириной Николаевной ежегодно проводится анкетирование родителей с целью оценки работы «Школы полного дня». Анализируя ежедневный дневник настроения учащихся, видно, что 99,8% школьников уходили домой с хорошим настроением. В журнале выполнения домашних заданий были зафиксированы пункты: уверенность детей при выполнении домашней работы, самоанализ при усвоении изученного материала, самоанализ при выполнении домашнего задания. Самоанализ и самооценка учащихся о качестве усвоения материала подтверждаются школьными оценками по предметам. Качество знаний за год составляет выше 50%.
Для выявления результатов работы школы полного дня было проведено анкетирование среди родителей и учащихся посещающих школу полного дня.
Первая анкета показала эмоционально – психологический климат в классе, школе.
Были выявлены следующие результаты:
95% учащихся довольны эмоционально – психологическим климатом в классе, школе.
5% учащихся удовлетворены эмоционально – психологическим климатом в классе, школе.
1.Будет ли ребёнок посещать ГПД в следующем учебном году?.
2. До какого часа ребёнок будет посещать ГПД ?
3.Какие мероприятия должны быть проведены в ГПД?
Родители выбрали следующие мероприятия:
- конкурсы, викторины, кроссворды;
- игры на воздухе;
- развивающие занятия;
- обучающие игры на компьютере;
4. Довольны ли Вы работой воспитателя ГПД?
Все опрошенные родители довольны работой воспитателей.
Прогнозируются следующие результаты эксперимента:
- безболезненная и быстрая адаптация учащихся 1-х классов;
- повышение мотивации обучения;
- более высокое качество образования учащихся, участвующих в эксперименте, по сравнению с другими классами;
- укрепление здоровья школьников;
-развитие творческой, активной личности;
- повышение рейтинга образовательного учреждения.
По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 100% родителей довольны работой «Школы полного дня». Это самый оптимальный вариант для родителей, когда ребенок находится весь день под присмотром взрослых и обеспечен трехразовым питанием.
Главная цель школы полного дня - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через их включение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности. «Школа полного дня» - очень сложное организационно – педагогическое и социальное явление. Наш интерес к такой организации учебно- воспитательного процесса вызван тем, что она может решить практически весь комплекс социальных и психолого – педагогических задач, стоящих перед современным образованием.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо изменение целевых ориентиров школы, интенсификация учебного процесса, широкое системное внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работников школы, интеграция общего и дополнительного образования, объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.
Основной идеей концепции «Школы полного дня» является то, что главным фактором развития образовательной и воспитательной системы, качества образования является характер отношений между участниками образовательного процесса, создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей.
Результаты эксперимента:
- безболезненная и быстрая адаптация учащихся 1-х классов;
- со стороны учащихся – активное посещение «Школы полного дня», низкую заболеваемость, прочное усвоение знаний;
- со стороны учителей – хорошую результативность учебно- воспитательного процесса: КЗ >50 %;
- со стороны родителей – 100% удовлетворенность работой «Школы полного дня»;
- в рамках города – существуют только две экспериментальные площадки полного пребывания обучающихся в школе;
- в рамках района - повышение рейтинга образовательного учреждения.
- победители конкурса докладов региональной научно – практической конференции «Актуальные вопросы воспитания в начальной школе», организованной ПИ СГУ 11 марта 2010г. (доклад о работе «Школы полного дня»);
- подготовка печатного издания о работе экспериментальной площадки кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского в лице зав. кафедрой Кошкиной И.В.
Миссия «Школы полного дня» – предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование их ключевых компетенций; вовлечение родителей в совместную общеобразовательную и воспитательную деятельность школы; развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения.
Список использованной литературы
Дементьева Т.В. В школе полного дня //Народное образование. -2006.-№5. – с 99 – 105.
Елизарова Л.В. Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через учебную деятельность и внеклассную работу в образовательных учреждениях полного дня // http://festival.1september.ru
Зверев А.О. Академия полного дня. Методические рекомендации по организации школы полного дня с требованиями СанПиНов РФ. М.: НИИ школьных технологий, 2006 - 126 с.
Сумнительный К.М. Полнокровная жизнь полного дня: возможно ли это в нынешней школе //Народное образование. -2005.-№5. – с 147 – 155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования
«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...
"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".
На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования
В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...
Педагогический мониторинг учителя начальных классов как инструмент повышения качества образования
Сегодня мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем начальных классов, так как именно мониторинг обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждог...
Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования
Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....