Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
статья по теме

 

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поможет объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovat_rabota.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

                    Автор: учитель начальных классов

                                               МАОУ «Гимназия № 108»

            Яшина Екатерина Евгеньевна

Саратов 2011

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Целями современной школы является повышение мотивации обучения, формирование здоровой, творческой, интеллектуально развитой личности, готовой к дальнейшей жизни. В условиях современной системы образования проблема развивающего обучения и использования здоровосберегающих технологий приобретает особую актуальность.

Любое развивающееся общество предъявляет высокие требования к специалистам в области образования, поскольку от них зависит расширенное воспроизводство культуры, профессиональной и социальной компетентности каждого человека и общества в целом. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного учреждения, не позволяют достичь желаемых целей. Образование и воспитание в Российской Федерации последние годы находятся в центре внимания общественности и государства. Связано это, в первую очередь, с требованиями времени, с потребностями российского общества в качественном образовании и его доступности, с необходимостью повышения уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также в связи с социально-экономическими проблемами, усилением миграционных процессов в государстве. Таким образом, возникает необходимость интеграции основного и дополнительного образования, потребность в изменении организации внеурочной коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся школы, становится актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса.

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поможет объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

В основу эксперимента положена гипотеза: организация «Школы полного дня» для учащихся начальных классов будет действенным фактором повышения качества общего образования при условии использования развивающей технологии Л.В.Занкова и укрепления здоровья учащихся при применении здоровьесберегающих технологий. Успешное проведение эксперимента возможно, если:

1) будут созданы психолого-педагогические условия, важнейшими из которых являются полноценное питание, отдых учащихся, дневной сон, способствующие  эффективной учебной деятельности учащихся в школе;

2) педагогический коллектив  будет высокопрофессионально владеть технологией развивающего обучения;

3) у учащихся будут сформированы коммуникативные навыки как компоненты  универсального способа освоения действительности.

        Цель эксперимента - разработать целостную педагогическую систему  деятельности, способную обеспечить быструю адаптацию детей, пришедших учиться в школу, высокое качество общего образования и сохранение здоровья учащихся.

Для достижения цели и доказательства изложенной гипотезы были определены следующие задачи исследования:

- установить влияние развивающего обучения на качество общего образования;

- определить комплекс психолого-педагогических условий для развития полноценной здоровой личности;

 - произвести экспериментальную оценку эффективности системы работы учащихся и педагогов в рамках эксперимента.

        Исследование  проходит поэтапно с 2007 по 2011 годы на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №108 с углубленным  изучением отдельных предметов».

        Исследование проводится с помощью таких методов, как анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение опыта, анкетирование, изучение документации и продуктов деятельности учащихся.

Актуальность эксперимента определяется  социальным заказом общества на формирование у школьников следующих ключевых компетенций: наличие универсальных знаний, умений, навыков; коммуникативных навыков; навыков обработки информации; навыков исследовательской работы; навыков самообразования; навыков сотрудничества; ориентацией на достижение современного качества образования; важностью создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию личности учащихся; потребностью в разработке целостной педагогической системы для формирования здоровой  и интеллектуально развитой личности учащихся в условиях школы; необходимостью определения способов оптимального взаимодействия педагога и учащихся  в условиях школы.

На первом этапе (2007-2008уч.год), констатирующим, был  осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, медицинской литературе по теме исследования; проведено обобщение полученного материала; обеспечено обучение педагогов использованию развивающих и здоровьеcберегающих технологий; разработаны методики констатирующего и формирующего экспериментов, определены их формы, методы, сроки; собран пакет диагностических материалов по определению здоровья детей;   определены требования к методике проведения диагностик.

        На втором этапе (2008-2009г.г.), поисковом, был проведен формирующий эксперимент; выявлены и систематизированы содержание и направления организации образовательного процесса на основе развивающего обучения, здоровьеcберегающих технологий в условиях школы; выявлены уровни развития учащихся; обобщены результаты эксперимента; разработаны методические рекомендации.

        На третьем этапе (2010-2011г.г.), результативно – обобщающем, планируется завершить формирующий эксперимент, выявить динамику процесса развития учащихся, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследований.

Теоретическое значение эксперимента заключается в следующем:

-разработана модель безболезненного перехода детей из детского сада в школу;

-установлено влияние комплексной системы работы «Школы полного дня» на качество общего образования учащихся;

-определен комплекс психолого – педагогических условий для развития  творчески и интеллектуально развитой здоровой личности;

   -произведена экспериментальная оценка эффективности работы  «Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников».

Недопущение перегрузок учащихся в учебной ситуации, контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, ранняя диагностика, профилактика заболеваний и выявление патогенных факторов учебно – воспитательного процесса, скрытых причин школьной неуспешности, отклонений в поведении - одна из главных задач «Школы полного дня».   Оптимальная организация режима  в учебном учреждении с учетом санитарно - гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей являются мощной альтернативой пагубному влиянию дурных пристрастий отдельных школьников: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, отстающие в физическом развитии, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на их успеваемости, а в дальнейшем помогает    самореализоваться в жизни.

Художественно-эстетическая подсистема «Школы полного дня» легко и естественно вводит ребенка в мир искусства, природы, чувств, гармонии, нравственности. Чувственное познание сливается с интеллекту альным и нравственным  началами, что стало подтверждением влияния творческих способностей на уровень интеллектуального и нравственно го развития ученика и возможности их коррекции. В ходе эксперимента было доказано, что если учащиеся включены в творческую и художественную деятельность, то повышается их интеллектуальное развитие больше, чем при условии углубленного изучения предметов, ориентированных на абстрактно-логическое мышление.

        Эффективное решение совокупности перечисленных за дач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа. Воспитательная работа в «Школе полного дня» строится по принципу: воспитание есть управление процессом развития личности.  При этом необходимо создание условий для целенаправленного систематического развития ребенка как личности, как индивидуальности.

Таким образом, важнейшие задачи образовательного учреждения нового типа – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Практическая значимость эксперимента  заключается в том, что теоретически смоделированная  и практически реализованная модель «Школы полного дня» обеспечит хорошую подготовку учащихся начальной школы для получения дальнейшего образования в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, будет способствовать укреплению и сохранению здоровья учащихся; методическое обеспечение работы «Школы полного дня» для учащихся начальных классов может быть использовано другими педагогами в своей профессиональной деятельности и взяты за основу при внедрении инновационных технологий в отдельном образовательном учреждении с его специфическими условиями и возможностями. При организации образовательного процесса снижается учебная нагрузка школьников, поскольку создается единое расписание первой и второй половины дня. Уроки могут вести несколько преподавателей как основного, так и дополнительного образования. Классы могут разделяться  на мини-группы за счет часов основного и дополнительного образования.          Таким образом, образовательный и оздоровительный процессы объединяются в единый функциональный комплекс.

При составлении расписания допускается, что основное и дополнительное образование могут пересекаться в течение дня, можно вносить в расписание дополнительные предметы по заявлению родителей.

Режим работы школы полного дня:  приём детей,  переодевание, прогулка, обед, дневной сон, полдник, прогулка, кружковая работа, выполнение домашней работы, уход детей.

Все учащиеся посещающие школу полного дня, задействованы в школьных кружках: «Умелые ручки», «Театральные маски», «Волшебная кисть», «Бальные танцы», «Музыкальный кружок», «Проектный кружок», «Занимательная математика», «Занимательный русский язык».

        Очевидно, что нормальная жизнедеятельность детей в школе полного дня невозможна без квалифицированного медицинского сопровождения и создания здоровьесберегающей образовательной среды. Условия пребывания ребенка в школе полного дня таковы: сотрудничество, содружество и сотворчество учителей, учеников и родителей; наличие психологической службы, медицинского обслуживания; организации трехразового горячего питания, оборудование мест отдыха и психологической разгрузки, работа кабинета по охране зрения, динамический час, прогулки на свежем воздухе, систематические занятия спортом.

               Школьный врач Легкодимова Марина Владимировна три раза в год проводит  мониторинг здоровья детей.  Результаты подсчета заболеваемости детей показали, что общая заболеваемость  снизилась на 18%. Для детей посещающих школу полного дня заведен дневник здоровья по месяцам.

Составляется индивидуальный план занятости на каждого ребенка, сводный план занятости по классам. Главная цель такого графика – удовлетворить интересы ребенка с учетом его собственных ресурсов. Такой индивидуальный график позволяет реализовать программу обучения, воспитания, вести диагностику и анализировать результаты. Для упорядочения нагрузки во второй половине дня рекомендуется выбирать не более одной - двух секций в неделю.

        Таким образом, расписание школы полного дня состоит из блоков: занятия по школьному компоненту, с учетом работы психологической  службы; занятия блока дополнительного образования (секций, кружков и т.д.);  индивидуальные консультации учителя. Поскольку пребывание учащихся в школе полного дня обычно составляет 9-10 часов, соблюдается ряд дополнительных условий: учебная работа ведется только на уроках, это и самоподготовка, обязательная для всех учащихся, внеурочные занятия проходят как активный отдых. Для детей с ослабленным здоровьем проводятся занятия лечебной физкультурой, массаж при детской поликлинике.  В режим дня учащихся, участвующих в эксперименте,  входят прогулки на свежем воздухе,  динамические часы, дневной сон, 3-х разовое горячее питание, занятия кружков и секций, поездки и экскурсии, посещение плавательного бассейна «Дельфин», а также посещение школьной  и районной  библиотеки №10, школьного музея Боевой Славы, ДК «Россия». Постоянно проводятся предметные недели, интеллектуальные игры, ребята готовят праздники «День знаний», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы», «Золотая осень» и др.

             Психологом Веселовой Ириной Николаевной ежегодно проводится анкетирование родителей с целью оценки работы «Школы полного дня». Анализируя ежедневный дневник настроения учащихся, видно, что 99,8% школьников уходили домой с хорошим настроением. В журнале выполнения домашних заданий были зафиксированы пункты: уверенность детей при выполнении домашней работы, самоанализ при усвоении изученного материала, самоанализ при выполнении домашнего задания. Самоанализ и самооценка учащихся о качестве усвоения материала подтверждаются школьными оценками по предметам. Качество знаний  за  год  составляет  выше 50%.

Для выявления результатов работы школы полного дня было проведено анкетирование среди родителей и учащихся посещающих школу полного дня.

          Первая анкета показала эмоционально – психологический климат в классе, школе.

        Были выявлены следующие результаты:

95% учащихся довольны эмоционально – психологическим климатом в классе, школе.

5%  учащихся удовлетворены эмоционально – психологическим климатом в классе, школе.

1.Будет ли ребёнок посещать ГПД в следующем учебном году?.

2. До какого часа ребёнок будет посещать ГПД ?

3.Какие мероприятия должны быть проведены в ГПД?

Родители выбрали следующие мероприятия:

-  конкурсы, викторины, кроссворды;

- игры на воздухе;

- развивающие занятия;

- обучающие игры на компьютере;

4. Довольны ли Вы  работой воспитателя ГПД?

Все опрошенные родители довольны работой воспитателей.

  Прогнозируются следующие результаты эксперимента:

- безболезненная и быстрая адаптация учащихся 1-х классов;

- повышение мотивации обучения;

- более высокое качество образования учащихся, участвующих в эксперименте, по сравнению с другими классами;

- укрепление здоровья школьников;

-развитие творческой, активной личности;

- повышение рейтинга образовательного учреждения.

         По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 100% родителей довольны работой «Школы полного дня». Это самый оптимальный вариант для родителей, когда ребенок находится весь день под присмотром взрослых и обеспечен трехразовым питанием.

Главная цель школы полного дня - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через их включение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности. «Школа полного дня» -  очень сложное организационно – педагогическое и социальное явление. Наш интерес к такой организации учебно- воспитательного процесса вызван тем, что она может решить практически весь комплекс социальных и психолого – педагогических задач, стоящих перед современным образованием.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо изменение целевых ориентиров школы, интенсификация учебного процесса, широкое системное внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работников школы,  интеграция общего и дополнительного образования, объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.  

Основной идеей концепции «Школы полного дня» является то, что главным фактором развития образовательной и воспитательной  системы, качества образования является характер отношений между участниками образовательного процесса, создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей.

Результаты эксперимента:

- безболезненная и быстрая адаптация учащихся 1-х классов;

- со стороны учащихся – активное посещение «Школы полного дня», низкую заболеваемость, прочное усвоение знаний;

 - со стороны учителей – хорошую результативность учебно- воспитательного процесса: КЗ >50 %;

 - со стороны родителей – 100% удовлетворенность работой «Школы полного дня»;

 - в рамках города – существуют только две экспериментальные площадки полного пребывания обучающихся в школе;

 - в рамках района - повышение рейтинга образовательного учреждения.

 - победители конкурса докладов региональной  научно – практической конференции «Актуальные вопросы воспитания в начальной школе», организованной  ПИ СГУ 11 марта 2010г. (доклад о работе «Школы полного дня»);

 - подготовка печатного издания о работе экспериментальной площадки кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского в лице зав. кафедрой Кошкиной И.В.

Миссия «Школы полного дня» – предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и   творческих способностей, формирование их ключевых компетенций;  вовлечение родителей  в совместную общеобразовательную и воспитательную  деятельность школы; развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия,  информационной открытости образовательного учреждения.  

Список использованной литературы

        Дементьева Т.В. В школе полного дня //Народное образование. -2006.-№5. – с 99 – 105.

        Елизарова Л.В. Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через учебную деятельность и внеклассную работу в образовательных учреждениях полного дня // http://festival.1september.ru

        Зверев А.О. Академия полного дня. Методические рекомендации по организации школы полного дня с требованиями СанПиНов РФ. М.: НИИ школьных технологий, 2006 - 126 с.

Сумнительный К.М. Полнокровная жизнь полного дня: возможно ли это в нынешней школе //Народное образование. -2005.-№5. – с 147 – 155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования

«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования

В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...

Педагогический мониторинг учителя начальных классов как инструмент повышения качества образования

Сегодня  мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем начальных классов, так как именно мониторинг   обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждог...

Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования

Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....