Главные вкладки

    Педагогический мониторинг учителя начальных классов как инструмент повышения качества образования
    статья на тему

      Татьяна Петровна Заруцкая

    Сегодня  мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем начальных классов, так как именно мониторинг   обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.

    В Федеральных государственных образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает оценка результатов образования. Именно оценка   позволит сделать вывод об эффективности деятельности образовательных систем по внедрению ФГОС. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zarutskaya_t.p._vystuplenie.docx81.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Заруцкая Т.П., УНК  МАНОУ

    «Гимназия № 2» г.Мариинска

    Педагогический мониторинг  учителя начальных классов  как инструмент повышения качества образования (1 слайд)

    -Добрый день, уважаемые коллеги!

    -Давайте ответим на вопрос:

    Что такое  качественное образование?

    Качественное образование - это  мотивация, понятная школьнику, а не только родителю.

    Качественное образование - это успешная война с пробелами в знаниях. 
    Качественное образование – это активное применение и развитие интеллекта. 
    Качественное образование – это прочные знания при экономии усилий и времени. 
    Качественное образование – это широкое использование информационных технологий. 
    Качественное образование – это самостоятельность, а не «знания с ложечки».
    Качественное образование - это гордость за свои учебные достижения. 
    Качественное образование – это первый шаг к интересной и успешной карьере. 
    Качественное образование – это общий успех семьи, школы, государства, общества и бизнеса.

    Качественное образование – это контроль, не дающий проблемам расти как снежный ком. 

    Сегодня  мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем начальных классов, так как именно мониторинг   обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.

    В Федеральных государственных образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает оценка результатов образования. Именно оценка   позволит сделать вывод об эффективности деятельности образовательных систем по внедрению ФГОС.

    Инновационной сущностью ФГОС являются новые результаты образования, которые получены на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Мы знаем, что это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, учитель начальных классов должен не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить  систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов.

            Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и предметом измерения и оценки.

    Как же всё перечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки?   Знания ребёнка по тому или иному учебному предмету  можно проверить с помощью вопросов, заданий, решения различных учебных задач в ходе устного или письменного опроса, посредством текущего и тематического контроля. Оценить уровень выполнения контрольной работы учеником можно с помощью понятных и привычных педагогических критериев (количество ошибок, аккуратность и т.д.). А как измерить метапредметные результаты? Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий, по мнению учёных, является мониторинг. Вспомним, что такое мониторинг? (2 слайд)

    Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. (3 слайд)

    «Педагогический мониторинг - это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».  

    Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.

    Мониторинг в нашей гимназии   представлен двумя уровнями. Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводим его   регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.

    Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация гимназии.

    Любой из видов педагогического мониторинга проводится  нами  в три этапа. ( 4 слайд)

    На первом этапе (подготовительном) определяем цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является учащийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательной деятельности), сроки, инструментарий.

    Второй этап (практический) - сбор информации.

    Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.

    Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

    http://festival.1september.ru/articles/657965/img1.gif

    Модель мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках новых ФГОС представляю  в следующих разделах: (5 слайд)

    Раздел 1. Психолого-педагогический мониторинг.
    Раздел 2. Мониторинг предметных результатов.
    Раздел 3. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
    Раздел 4. Мониторинг результативности внеурочной деятельности.

    Раздел 1. Психолого-педагогический мониторинг.(6 слайд)

    Целью психолого-педагогического  сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
         Задачи психолого-педагогического мониторинга: (7 слайд)

    • измерение результатов обучения,
    • определение уровня формирования компетенций учащихся;
    • учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
    • взаимодействие с участниками образовательной деятельности для выстраивания  индивидуальных образовательных траекторий детей и развивающей траектории  образовательной организации.

    Мониторинг  –  это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора   средств их решения. 
    Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу.  Поэтому во время проведения «Малышкиной школы» и в  начале сентября осуществляем стартовую диагностику. Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период, а также наметить «зону ближайшего развития» и  организовать коррекционную работу.  

    При проведении стартовой диагностики помним  о том, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных знаний или навыков не является основанием  для любых дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребёнком. 

     Результаты стартовой работы фиксируются в протоколах, таблицах или, например, в «Карте – характеристике к началу школьного обучения».

     Таблица 1. (8 слайд)

    Карта – характеристика к началу школьного обучения

    ФИО ребёнка____________________________________

    Дата рождения___________________________________

    Обучаемость

    Зна-ком-ство *

    Мотивация

    Внимание

    Память

    Мышление

    Самооценка

    Устой-

    чивость

    Объём

    Слухо-речевая

    Зрительная

    Тип

    Обоб-щение

    Ребенка

    Роди-телей

    Готовность к школе

    Чтение

    Математика

    Письмо

    Бук-вы

    Слоги

    Слова

    Текст

    Счёт от 1 до 10

    Название чисел от 10 до1

    Реше-ние приме-ров

    Реше-ние задач

    Точки (само-регуляция)

    Копи- рование

    Развитие речи

    Фонематичес. слух

    Словарь

    Лого **

    Активный запас

    Пассивный запас

    Лексический запас

    * В этой графе учитель пишет, знает ли будущий первоклассник свой адрес, имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр, как он идёт на контакт с учителем.

    ** Здесь учитель отмечает логопедические проблемы будущего первоклассника.

    На основании Программы психолого-педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС начального (общего) образования  психологом совместно с учителем  в начале учебного года осуществляется диагностика   изучения уровня  сформированности  учебных навыков у   первоклассников. 

    На первом этапе он представляет собой комплексное психолого-педагогическое обследование всех первоклассников. Его целью является выявление социально-психологических особенностей статуса школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. В состав диагностического минимума входят не только психологические методики по изучению личностных УУД, но и технологическая карта, позволяющая нам, педагогам, отслеживать в процессе мониторинга регулятивные, познавательные, коммуникативные навыки.

    Диагностический минимум позволяет:

    -определить группу учащихся, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде;

    -определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы   учащихся, знание которых необходимо для успешного сопровождения.

    Таблица 2. (9 слайд)

    Диагностический минимум для изучения уровня   сформированности  учебных навыков у   первоклассников  

    УУД

    Цель диагностики

    Диагностический инструментарий

    Личностные

    Определение уровня школьной мотивации

    Анкета по оценке уровня школьной мотивация (Н.Г.Лусканова)

    Определение уровня учебной, самооценочной и межличностной тревожности

    Шкала детской тревожности

     (А.М. Прихожан)

    Определения самооценки

    Методика «Лесенка»

    (Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн)

    Регулятивные

    Оценка сформированности учебных навыков

    Технологическая карта сформированности учебных навыков учащихся

    Коммуникативные

    Познавательные

            

         Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей гимназии стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

    На втором этапе посредством углубленной диагностики осуществляется дифференциация нормы и патологии умственного развития группы детей с признаками школьной дезадаптации. В случае выявления патологии, организуется консилиум, в состав которого входят не только педагоги, но и узкие специалисты. Основной целью консилиума является проектирование индивидуальной коррекционной программы сопровождения отдельно взятого ученика.

    Таблица 3. (10 слайд)

    Диагностический инструментарий для проведения углубленной диагностики

    1-е классы

    Психологические качества

    Методики

    Скорость переработки информации

    Тест Тулуз-Пьерона (V)

    Внимательность

    Тест Тулуз-Пьерона (К)

    Зрительно-моторная координация

    Гештальт-тест Бендер

    Кратковременная речевая память

    «Кратковременная речевая память»

    Кратковременная зрительная память

    «Кратковременная зрительная память»

    Речевое развитие

    «Речевые антонимы» «Речевые классификации»

    «Произвольное владение речью (исправление, восстановление, завершение предложений)»

    Визуальное мышление

    Тест Равена

    Понятийное интуитивное мышление

    «Интуитивный речевой анализ-синтез»

    «Интуитивный визуальный анализ-синтез»

    Понятийное логическое мышление

    «Речевые аналогии» «Визуальные аналогии»

    Понятийное речевое мышление

    «Интуитивный речевой анализ-синтез» «Речевые классификации» «Речевые аналогии»

    Понятийное образное мышление

    «Интуитивный визуальный анализ-синтез» «Визуальные классификации» «Визуальные аналогии»

    Настроение

    Тест Люшера (СО)

    Энергия

    Тест Люшера (ВК)

    Таблица 4. (11 слайд)

    План психолого-педагогического сопровождения начального общего  образования

    Диагностическая деятельность

    1.

    Проведение диагностического минимума с уч-ся 1-х  классов в период адаптации.

    Сентябрь - октябрь

    Выявление уч-ся с признаками школьной дезадаптации (ПШД)

    2.

    Проведение углубленной диагностики детей с признаками школьной дезадаптацией в 1 кл.

    Ноябрь

    Определение причин школьной дезадаптации

    3.

    Мониторинг школьной адаптации (2,3,4 кл.)

    Октябрь-ноябрь

    Выявление уч-ся с ПШД с помощью скрининга

    4.

    Проведение повторной диагностики сформированности УУД на конец учебного года (1 классы)

    Март-апрель

    Определение результативности ПП сопровождения в течение уч.года

    5.

    Диагностика готовности к переходу на основной уровень образования.

    Апрель-май

    Выявление детей с низким уровнем сформир. УУД

            Таким образом, комплексный подход в реализации психолого-педагогического сопровождения всех участников воспитательное-образовательной  деятельности  позволяет повысить качество образования.

    Раздел 2. Мониторинг предметных результатов(12 слайд)

    ФГОС  устанавливает требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: «предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира».
          Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующий уровень образования.   Предметные результаты обучения представлены в содержании программы учебного предмета (литературное чтение, русский язык, математика и др.) по каждому классу.

     Для диагностирования в начальных классах по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру  предусмотрен стартовый, текущий, промежуточный  и итоговый контроль.

            Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль (стартовый)  качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний учащихся  на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы  образовательной деятельности. Выясняются причины потери знаний за летний период, намечаются меры по устранению пробелов. Анализ результатов входного контроля дают возможность нам  внести необходимые коррективы в образовательный процесс.  

    С целью проведения текущего   оценивания   использую  разнообразные методы: наблюдение, оценка выполнения, выбор ответа, краткий ответ, открытый ответ, портфолио, самоанализ.

    Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно использую специальные формы – листы наблюдений.

    Так, например, текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нём, например, закрашивая определённую клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать продвижение учащихся по всем формируемым на данном этапе навыкам. Для букварного периода этот лист может выглядеть, например, так:

    Таблица 5.(1 3слайд)

     Лист индивидуальных достижений

    Ученик_____,  Школа_______,   Класс__________,  Учитель_________

    п/п

    Формируемые навыки и умения

                             Даты проведения  оценивания

    старт

    окт.

    нояб.

    дек.

    янв.

    фев.

    март

    итог

    1.Навыки чтения

    1.1

    Техника

    чтения

    Чтение слогов

    Чтение слов

    Ударение

    Чтение предложений

    Чтение текстов

    Безошибочность чтения

    Выразительность чтения

    1.2

    Пони-мание

    прочитан-

    ного

    Ответ на прямой вопрос по прочитанному

    Словесное «рисование картин» к прочитанному

    Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему

    Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте

    1.3

    Пересказ

    С опорой на помощь учителя или иную

    Без опоры на помощь

    1.4

    Чтение наизусть

    1.5

    Составление собственного рассказа

    2.Навыки письма

    Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично

    3.Вычислительные навыки

    Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично

    Список формируемых навыков может быть продолжен

    В этом же листе можно отмечать продвижение ребёнка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков, навыков экспериментальной и творческой  деятельности, опыта социальных отношений и др. Например, изучение таблицы умножения. (14, 15 слайды)

     Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). По мере развития самооценки учащихся можно отказаться от листа достижений и предложить детям фиксировать свои индивидуальные продвижения самостоятельно, воспользовавшись списком планируемых тематических результатов.

    Для фиксации результатов наблюдений удобно использовать так называемые линейки достижений, которые позволяют наглядно увидеть как степень сформированности  навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка.

    Результаты наблюдений (листы, линейки достижений, краткие записи на основе наблюдений и иные формы) систематизируются и хранятся учителем в удобной для него системе. Целесообразнее в этих целях использовать ИКТ – средства и программное обеспечение.

    Также в своей работе  использую метод оценивания, основанный на выборе ответа или кратком свободном ответе, который  обычно проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов.  

    Довольно распространён и достаточно надёжен метод оценивания, который можно условно назвать как открытый ответ. Он представляет собой, как правило, письменный ответ, который даётся в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения. Обычно этот метод используется для дифференцированной оценки отдельных аспектов достигаемых образовательных результатов.

            Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится  промежуточный контроль качества знаний учащихся (тематический, четвертной, полугодовой). Отслеживается динамика обученности учащихся, корректируется деятельность учителя и учеников. Выполняется подробный анализ работ, прослеживается динамика результатов.  По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает   сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.

                Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательной   деятельности  и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения. Выявляются недостатки в работе, планируется ВШК на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга. (слайд 17)

           Все диагностические задания для поведения мониторинга в нашей гимназии  разрабатываются и проводятся учителями начальных классов, руководителем методического объединения учителей начальных классов, заместителями директора. 

    Внутришкольный мониторинг  нашей гимназии  включает в себя следующее:

    1. проверка техники чтения. Проводится 3 раза в год. Особенность в том, что для ее проверки дается единый текст для всех учащихся 1-4 классов, разработаны внутригимназические нормы скорости чтения.
    2. определение продуктивности чтения в 1-4 классах (конец учебного года). Позволяет определить возможности школьников по воспроизведению прочитанного текста.
    3.   замеры скорости письма и вычислительных навыков - методика В.Зайцева. (4 класс, 2 раза в год). Позволяет прогнозировать успешность обучения учащихся в основной школе.
    4.   контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру (входные, I полугодие, II полугодие) - 3 раза в год.
    5.  диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру (4 класс, март). Позволяют увидеть готовность класса к работе в основной школе по трем уровням: репродуктивному, частично-поисковому, творческому.
    6. словарные диктанты проводятся в ноябре и мае. В первой работе предлагаются слова предыдущего года обучения, в мае – текущего.
    7. В соответствии с  планом  ВК.

          Результаты контрольных работ рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре,  ШМО. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.  

    Раздел 3. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий. (слайд 18)

               Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота. Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, не досолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!».

    Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов и заданий, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить (Бурцева О.Ю.Изучаем основы теории познания. М., 2003).

    Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые общеучебные умения и навыки и универсальные учебные действия,  без которых невозможна успешная учеба. Это такие универсальные учебные действия, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности.

    Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД – сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопрос: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как нами запланировано? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, и здесь нужен мониторинг. Все фазы процесса формирования УУД (мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой, поэтому мониторинг является инструментом педагогической диагностики (проектируем, развиваем, отслеживаем результат).

    Особенность контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что оценка осуществляется по заданиям, включённым как в контрольные работы по отдельным предметам,   в комплексные работы на межпредметной основе,  так и в отдельную диагностику.

    Для изучения сформированности личностных результатов  использую  следующий инструментарий: (слайд 19)

    - типовые задания по оценке личностных результатов, представленные в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;

    - проверочные работы 3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных  результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;

    - различные  методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося.

    В качестве примера можно предложить методику «Этика поведения», цель проведения которой – выявление уровня знаний учащихся начальной школы о правилах поведения в простых жизненных ситуациях. В данной методике предлагается  продолжить предложения:

    1.Когда я вижу, что кто-то из детей находится в нелепой ситуации, то я_____

    2.Если кто – то надо мной смеётся, то я_________________________________

    3.Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я _____________________

    4.Когда меня постоянно перебивают, то я_______________________________

    5.Когда со мной начинает общаться одноклассник, с которым мне разговаривать не  хочется, то я ____________________________________

            Для оценки сформированности метапредметных результатов   мониторинговые исследования провожу с использованием следующего инструментария: (слайд 20)

    - рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» Т.В.Меркуловой, А.Г.Теплицкой и др., издательский дом «Фёдоров»;

    - методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.;

    - пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;

    - проверочные работы 1 класс, 2 класс, 3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных  результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;

    - педагогическая диагностика по русскому языку и математике издательства «Вентана – Граф»;

    - итоговые проверочные работы по предметам «Русский язык», «Математика», где УУД как инструментальная основа (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой)

    - комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой)

    - итоговые комплексные работы «Мои достижения» (под ред.О.Б.Логиновой, С.Г.Яковлевой);

    -  комплексные работы системы «Начальная инновационная школа»;

    - олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).  

            В учебной деятельности очень важна самооценка и самоконтроль.

    Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений (техники и навыков письма и чтения, вычислительных навыков т.п.) и ключевых понятий учебных предметов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях (например, в отношении формирования навыков здорового образа жизни, навыков безопасного – для себя, окружающих людей, окружающей природы – поведения, навыков социализации и т.п.). Ниже приведены примеры вопросов для самоанализа, который учащимся предлагается выполнить по итогам одной из рубежных проверочных работ. При анализе ответов учащихся учитель оценивает, насколько соотносится выставленная им оценка с самооценкой ученика, насколько учащиеся видят и осознают имеющиеся у них проблемы; конструктивность позиции ученика, а также наличие или отсутствие неожиданных для учителя проблем и затруднений и их характер.

    Примеры вопросов для самооценивания:

    Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________________________________________

    Наиболее трудным мне показалось _____________________________________________

    Я думаю, это потому, что _____________________________________________________

    Самым интересным было _____________________________________________________

    Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________________________________________________________________________

    Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее ___________________________________________________________________________

    Я бы хотел попросить своего учителя ___________________________________________

             2 раза в год проводятся комплексные работы  на межпредметной основе  по проверке уровня сформированности УУД.

    Итоги выполнения комплексной  работы  представляем в таблице.

    Таблица 6. (слайд 21)

    № п/п

    Фамилия, имя учащегося

    Задание (количество баллов)

    Всего баллов (a)

    Максималь-ный  балл (b)

    Процент от максималь-ного балла (n)

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    1

    Иванов И.

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    20

    20

    100

    2

    2

    2

    0

    1

    0

    2

    2

    2

    2

    2

    15

    20

    75

    2

    1

    0

    1

    1

    2

    1

    0

    0

    2

    10

    20

    50

    Кол-во уч-ся полностью справившихся (2 балла)

    3

    2

    1

    1

    1

    3

    2

    2

    2

    3

    Здесь средний балл по классу

    Здесь средний процент по классу

    Кол-во уч-ся не справившихся (0 баллов)

    0

    0

    2

    0

    1

    0

    0

    1

    1

    0

    Формула расчета процента от максимального балла для каждого ученика:

    n = a × 100 : b,

    где n – процент от максимального балла, a – количество баллов, которые набрал ученик, b – максимальный балл.

    Формула расчета среднего балла (процента от максимального балла) по классу:

    (n1 + n2 + n3 + …) : m,

    где n – балл (процент от максимального балла) каждого ученика, m – количество учеников в классе.

    Таким образов, в  результате мониторинга УУД   решаются  следующие задачи:  определяются  проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации;   разрабатывается  стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

    Раздел 4. Мониторинг результативности внеурочной деятельности. (слайд 22)

    Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает реализацию в образовательной организации  как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий  формируется с учетом пожеланий учащихся  и их родителей, целью которых  является создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

    Оценку внеурочной деятельности   осуществляю  комплексно, по нескольким параметрам:

    1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности  (включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; рост социальной активности учащихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности)
    2.
    Эффективность внеурочной деятельности (личность школьника, уровень воспитанности детского коллектива и отдельно каждого учащегося);
    3.
    Продуктивность внеурочной деятельности (положительная динамика участия школьников в     творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. различного  уровня;  успешность участия школьников в  проектах различного уровня;  уровень достижения ожидаемых результатов, достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности, рост мотивации к внеурочной деятельности);
    4.
    Удовлетворенность участников образовательных отношений ее организацией и результатами. (слайд 23)

    Таким образом,   учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательной деятельности. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы:  психолога,  логопеда. У каждого учителя в нашей гимназии создана папка «Диагностика и мониторинг», где хранятся все продукты вышеуказанной деятельности. Результаты мониторинга доводятся до сведения учеников и их родителей на родительском собрании или в личной беседе. Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и  дифференцированные  способы помощи  детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

            Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:

    -созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому ученику.

    Таким образом, мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными. (слайд 24)

    Литература:

    1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

    2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.В.Савинов. М.: Просвещение, 2010

    3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под редакцией А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010

    4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 3 частях. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. М.: Просвещение, 2010

    5. Оценка без отметки. Под редакцией Г.А.Цукерман, 1999

    6. Контроль и оценка как учебные действия ребёнка. Цукерман Г.А., Москва, АПКиПРО, 2004

    7.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО в «Школе 2100» и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д.Данилов. Примерная ООП «Школа 2100», книга 1, изд-во «Баласс», М., 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

    Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

    Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

    Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

    Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

    3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

    Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе

    Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

    «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

    Методическая разработка для педагогов на тему: «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»...