Наставничество и профессиональный рост педагога начальной школы как инструмент повышения качества образования
учебно-методический материал

Блинкова Наталья Владимировна
Наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

444

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ №136"

603065, Нижний Новгород, ул. Дьяконова, д. 1б, тел/факс. 253-53-09, тел. 253-29-46

Тема: Наставничество и профессиональный рост педагога начальной школы как инструмент повышения качества образования

Выполнила

Блинкова Наталья Владимировна

Учитель начальных классов

Тел. 8-920-298-79-52

2022-2023 учебный год

«У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить томы; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах:

 знай хорошо свой предмет и излагай его ясно»

К.Д Ушинский

Наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности. Преимущества наставничества очевидны: оно имеет более широкую направленность, в нем меньше теории, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем. Большое внимание данному вопросу уделял Константин Дмитриевич Ушинский.  Ученый высказывает твердое убеждение в том, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей».

Константин Дмитриевич подчеркивал, что очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.  Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

Большое значение Константин Дмитриевич придавал личностным качествам гимназических педагогов и наставников. Главная идея заключается в том, что «только личность может действовать на развитие» личности; «только характером можно образовать характер».

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В.Путин.

Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в образовательном учреждении – один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду.

На первом (адаптационном) этапе проводится анкетирование молодого сотрудника.

Цель второго (проектировочного) этапа – реализация личного плана саморазвития.

На третьем этапе (контрольно-оценочном) по результатам беседы и анкетирования наставник и курирующий завуч анализировали уровень профессиональной компетентности молодого педагога, эффективность профессионального взаимодействия наставника и молодого учителя.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

В 2021-2022 учебном году в начальную школу нашей Гимназии, пришла молодая учительница Рыбакова Алина Алексеевна. И перед учителями начальной школы встала задача – помочь молодому специалисту организовать образовательный процесс и влиться в педагогический коллектив.

На первом этапе  было проведено анкетирование молодого сотрудника (за основу взята анкета Т.В. Хуртовой) по следующим направлениям профессиональной подготовки учителя: научно-теоретическая; методическая; психолого-педагогическая. И изучение затруднений в работе начинающего педагога.

По результатам анкетирования сложности у нее вызывают:

  • вопросы дисциплины и порядка на уроке;
  • методический аспект урока;
  • оформление документации;
  • осуществление обязанностей классного руководства;
  • работа с родителями.

В соответствии с этим Алину Алексеевну познакомили с опытным педагогом (стаж 36 лет) Шабановой Светланой Викторовной, которая имеет высокий уровень профессиональной подготовки, развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении, положительный опыт воспитательной и методической работы, высокое качество обучения; стабильные результаты в работе; способность делиться профессиональным опытом. Она и стала наставником для начинающего учителя.

Цель второго (проектировочного) этапа – создание условий для адаптации молодого учителя в коллективе, помощь в выработке своей системы преподавания, формировании индивидуального стиля творческой деятельности.

Проектировочный этап начинается с разработка индивидуального плана собственного профессионального роста.

Основные направления:

  • профессиональное;
  • методическое;
  • психолого-педагогическое;
  • Информационно-технологические технологии;
  • Охрана здоровья

Шабанова С.В. использовала практические занятия по оказанию методической помощи: знакомство с рабочими программами; составление КТП на основе рабочих программ; работа с технологическими картами урока; ведение документации; работа с электронным журналом; помощь в организации классного руководства; разработка классных часов. 

При этом Шабанова С.В. создавала условия для того, чтобы молодой педагог сам выбрал наиболее целесообразные способы действия.

Самоанализ урока – один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

После посещенного наставником урока и внеклассного мероприятия, обязательным является его самоанализ.

Наставник обучает разным видам самоанализа.

1 – краткий (оценочный) анализ; 2 – структурный (поэтапный) анализ; 3 – системный анализ; 4 – полный анализ; 5 – структурно-временной анализ; 6 – комбинированный анализ; 7 – психологический анализ; 8 – дидактический анализ; 9 – аспектный анализ; 10 –  комплексный анализ.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. 

Огромную методическую помощь молодому специалисту оказывают деловые игры (мозговой штурм), мастер-классы (6 шляп критического мышления), разбор трудных педагогических ситуаций на ШМО (где каждый педагог начальной школы выступает в роли наставника), индивидуальные консультации с наставником и психологом.

Важным аспектом в деятельности педагога является взаимопосещение уроков и внеклассных занятий. Этот метод может способствовать повышению уровня профессиональных умений педагога.

У нас в гимназии каждый год в январе проходит Фестиваль наук, в ходе которого не только обучающиеся погружены в научный поиск, но и учителя демонстрируют свое педагогическое мастерство, дают открытые уроки, более активно посещают уроки друг друга, попутно обмениваясь педагогическим опытом и совершенствуя свои педагогические компетенции.

Модель «Взаимопосещение уроков» преследует цель профессионального развития педагогов, которое происходит путем наблюдения за работой коллеги на уроке, совместных обсуждений проблемных вопросов, обмена опытом, эксперимента, ведения рефлексивного журнала. Процесс посещения педагогами уроков отражается в графике взаимопосещений, в котором указываются даты посещения уроков, классы, а главное – вопросы, которые планируется обсуждать.

В ходе установочной встречи учителя обсуждают:

• предмет наблюдения и вопросы, на которые наблюдатель должен получить ответы;

• форму фиксации данных для последующего обсуждения;

• когда будет дана обратная связь по посещенному уроку и какие вопросы будут обсуждаться.

Во время посещения урока в фокусе наблюдателя должны оказаться вопросы и задачи, поставленные на установочной встрече. Наблюдатель в свободной форме фиксирует свои наблюдения, впечатления, соображения и т.п. относительно вопросов, находящихся в фокусе его внимания.

Этап обсуждения урока самый сложный. Роль наставника заключается не в том, чтобы дать обратную связь в традиционном понимании (что удалось, а что нет), а в том, чтобы задать вопросы, которые помогут ему самому и учителю, проводившему урок, критически взглянуть на свою учительскую практику. Возникающие вопросы необходимо фиксировать в тетради наблюдений за уроками коллег, поскольку их содержание отражает уровень педагогической рефлексии. Обсуждение урока должно проходить не позднее 2 дней по его завершении, иначе многие детали могут забыться.

После посещения урока учителю, проводившему урок, и учителю наставнику необходимо внести записи в индивидуальный рефлексивный журнал.

Молодому педагогу очень сложно выстроить взаимоотношения с родителями. Наставник знакомит с разными формами работы с родителями, которые использует в своей деятельности. Молодой педагог, используя разные формы, останавливается на более эффективной.

Самообразование является эффективным средством  роста уровня профессиональной компетентности педагога.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Портфолио молодого специалиста позволяет проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя.

На третьем этапе (контрольно-оценочном) по результатам беседы и анкетирования наставник и курирующий завуч анализировали уровень профессиональной компетентности молодого педагога, эффективность профессионального взаимодействия Шабановой С.В. (наставника) и Рыбаковой А.А. (молодого учителя). Самоанализ своей деятельности за прошедший год. Перспективы дальнейшей работы с молодым педагогом.

В своѐм профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.

I ступень – 1-й год работы (стажировка).

Задача – предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

II ступень – 2-й-5-й годы работы (развивающий).

Задача – накопление опыта, поиск лучших методов и приѐмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

III ступень – 5-й-6-й годы работы (становление).

Задача – совершенствование саморазвития, освоение новых педагогических методик, технологий, обобщение своего опыта работы.

Мы рассмотрели только 1 ступень. На сегодняшний день мы работаем над II ступенью.

Наставничество будет эффективно в том случае, если молодой специалист испытывает большое желание учиться всему. Если же у наставляемого нет желания получать помощь наставника, то результата работы не будет.

Наставничество, с одной стороны, способствует профессиональному росту молодого педагога, а с другой, стимулирует постоянное развитие самого наставника, что способствует повышению качества образования. Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях развития современного профессионального российского образования.

В помощь современному поколению учителей великий педагог оставил научные труды, методические разработки, учебники.

Константин Дмитриевич Ушинский является учителем всех учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования.

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования....

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образователь­ное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...

Педагогический мониторинг учителя начальных классов как инструмент повышения качества образования

Сегодня  мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем начальных классов, так как именно мониторинг   обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждог...

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования».

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»

Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...