Программа по внеурочной деятельности. Печатные техники
рабочая программа (1 класс) на тему

Елена Владимировна Денисова

Программа по внеурочной деятельности. Печатные техники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

 

 Прикосновение (печатные техники)

для 1 класса

(базовый уровень)

2016-2017 учебный год

                          Программу составила:  Денисова Елена Владимировна,

                       учитель начальных классов

 

Пояснительная записка

           

     Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  в 1 классе «Прикосновение (печатные техники)» разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена на основе программы «Прикосновение» (печатные техники). Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. М., «Просвещение», 2008г. и  является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8. 

Место учебного предмета в учебном плане

   В соответствии с учебным планом школы на изучение курса  в первом классе начальной школы отводится 17 часов в год ( 0, 5 часа  в неделю).

Формы работы:

- индивидуальная работа,

- групповая работа,

- коллективная работа.

      В процессе занятий дети познакомятся с основными печатными графическими техниками, не требующими специального оборудования. Такими техниками являются следующие: монотипия, акватипия, диатипия, печать с картонного клише, печать.

Планируемые результаты освоения  курса

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;

- планировать свои действия;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения и  различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

Использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;

- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- сформировать систему универсальных учебных действий.

                                             Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий

1

2

Что такое печатная техника? Виды печатных техник.

1

3

Монотипия

1

4

Печать растениями

1

5

Печать губкой

2

6

Печать тканью, кружевом, веревками

1

7

Печать заданной формой

1

8

Диатипия

2

9

Акватипия

1

10

Печать с картонного клише

1

11

Свободная техника

1

12

Подготовка экспозиции выставки

1

13

Оформление работ. Изготовление паспарту

2

14

Открытие выставки. Организация конференции

1

 

Итого

17

                                         Содержание учебных тем:

1.  Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. 1 ч

 Занятие1.  В игровой форме познакомить учащихся с правилами труда,  инструментами, которыми будем работать на занятиях, основами безопасной работы.

Этапы работы

1. Правила работы:

● каждый работает на своем рабочем месте;

● перед началом работы продуманно подготовь рабочее место;

● береги инструменты и материалы, всегда думай, как сделать работу лучше;

● экономь материалы и время;

● после работы убери свое рабочее место.

2. Знакомство с инструментами.

3. В конце занятьия:

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,

Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.

(Рифмовки составила  С.Б.Толстикова)

  2.  Что такое печатная техника? Виды печатных техник. 1 ч

Занятие 1. Познакомить учащихся с видами печатных  техник.

Рассмотреть виды печатных техник с помощью презентации.

  3. Монотипия. 1 ч
      Занятие 1. Создание образов насекомых, животных, растений
      
Этапы работы
      1. Лист бумаги размером в две ладони согнуть пополам.
      2. На одной из сторон сложенного листа расположить густые капли туши или гуаши нескольких цветов. Возможно использование гуашевых белил.
      3. Другой стороной листа накрыть пятна и слегка прикоснуться к бумаге ладонью.
      4. Развернуть лист. Рассматривая цветовые пятна со всех сторон, постараться найти в их сочетании образ.
      5. Дополнить, уточнить тонкой кистью увиденный образ необходимыми элементами.
      
Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти.
        Создание сюжетной композиции на свободную тему
      
Этапы работы
      1. На листе бумаги карандашом сделать рисунок.
      2. Подготовить стекло или пластину для печатания. Для этого нанести на них небольшое количество краски, предварительно разведенной «Пиненом».
      3. Быстрыми движениями с помощью фотовалика раскатать краску по стеклу или пластине.
      4. Положить на влажное от краски стекло подготовленный рисунок изображением вверх.
      5. Шариковой ручкой обвести контур рисунка.
      6. Снять лист с изображением со стекла, просушить его на ровной поверхности.
      
Материалы: пластина из пластмассы или стекла размером в лист писчей бумаги (формат А-4); бумага белая или слегка тонированная, лучше фактурная, пористая; масляная краска коричневого или черного цвета; фотографический валик; шариковая ручка или палочка для продавливания (обводки) изображения.
      
4. Печать растениями. 1 ч
      Занятие 1. Создание композиции из растительных форм
      
Этапы работы
      1. Разложить на газетах листья растений.
      2. С помощью валика нанести на них краску.
      3. Аккуратно перенести сначала одну форму, а затем и другие на чистый лист бумаги краской вниз.
      4. Накрыть разложенные формы газетой и прокатать сверху валиком.
      5. Эти же формы на одном листе отпечатать несколько раз.
      
Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная); два фотографических валика: один для накатки краски на формы, другой для соприкосновения форм с бумагой; бумага белая, газеты; растения: трава, листья, плоские цветы.
     Создание композиции из растительных форм
      
Материалы: те же, но добавляется цветная и фактурная бумага (которая может быть слегка тонированной).
      При желании в качестве основы для печати можно использовать ткань.
      Возможно также введение в композицию другого цвета.
      
5. Печать губкой. 2 ч
      Занятие 1. Создание образов животных, цветов, птиц
      
Этапы работы
      1. Выложить палочкой или кистью порцию белой гуаши на блюдце.
      2. Приготовленной для работы губкой вертикальными движениями вверх-вниз (без использования воды) распределить по блюдцу краску, в результате чего губка впитает в себя небольшое количество белого цвета.
      3. Упражнение: такими же движениями вверх-вниз легко и отрывисто прикасаться губкой к поверхности темного листа.
      Получившиеся пятна должны быть легкими и объемными, словно наполненные воздухом.
      4. Работа над созданием образа: получающиеся в результате нанесения краски на бумагу пятна-объемы должны напоминать форму животного, птицы или цветка.
      5. Тонкой кистью завершить образ, дорисовать детали, а также окружающее пространство.
      
Материалы: темная бумага; белая гуашь; кусочки губки для печатания в виде цилиндрических, прямоугольных или других форм; тонкие кисти.
      Занятие 2 Создание образов птицы, животного, волшебного цветка
      
Этапы работы те же.
      
Материалы: белая бумага, разноцветная гуашь, кусочки губки.
      
6. Печать тканью, кружевом, веревками. 1 ч
      Занятие 1. Создание образов сказочных героев — принцев, принцесс, фей, разбойников
      
Этапы работы
      1. Знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги.
      2. Создание в карандаше эскиза образа героя сказки с учетом будущего использования выразительности увиденных фактур.
      3. Перенос эскиза на общий лист.
      4. Создание образа героя (в том числе головных уборов, одежд, других деталей) сказки известными способами передачи фактуры.
      
Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная), два фотографических валика; бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.
     Создание образов сказочных героев. Окончание работы
      
Этапы работы
      1. Продолжение печатания основного объема и элементов костюма героя.
      2. Введение дополнительных фактур в объем костюма.
      3. Прорисовывание или печать лица, волос, головного убора.
      4. При желании можно придумать свою сказку или объединить созданные образы одной сюжетной линией.
      
Материалы: те же, а также тушь, перо, палочка.
      
7. Печать заданной формой. 1 ч
      Занятие 1. Создание образа сказочного дворца (города)
      
Этапы работы
      1. Развести на палитре или блюдечке до густоты сметаны гуашь одного цвета.
      2. Прикоснуться готовой формой-штампиком прямоугольной или квадратной формы к краске.
      3. Легким прикосновением к бумаге отпечатать форму. Продолжать прикасаться формой к бумаге, по мере необходимости обмакивая форму в краску. В результате получатся контуры, в которых можно увидеть силуэт дворца, его башенки, стены, балконы и т. д. При печатании спичечным коробком вытянутые прямоугольники можно располагать, комбинируя их вертикальное и горизонтальное положение.
      
Материалы: готовые полые формы-штампики, например: крышка от спичечного коробка, крышка от гуаши, колпачок от фломастера и т. д.; бумага белая или тонированная; шариковые или гелиевые ручки, гуашь.
      Создание образа сказочного дворца (города). Завершение индивидуальных работ или коллективная работа
      
Этапы работы
      При коллективной работе:
      1) обсудить образ дворца или города, а также основные пропорции, конструкции;
      2) распределение детей по группам (группа, работающая над фундаментом здания или над фронтонами, крышей и т. д.);
      3) работа по группам;
      4) вырезать здание или его части;
      5) соединить части здания, компонуя образ города;
      6) обсуждение работы, обмен мнениями.
      
Материалы: при коллективной работе необходимы ножницы, клей ПВА; большой лист бумаги для компоновки сказочного дворца (города).
      
8. Диатипия. 2 ч
      Занятие 1. Создание образа летнего пейзажа с несколькими планами
      
Этапы работы
      1. Подготовить рисунок пейзажа в карандашной технике.
      2. Нанести на пластину немного краски и раскатать ее фотоваликом по всей поверхности.
      3. На закатанную пластину положить слегка влажную бумагу, а на нее — подготовленный рисунок.
      4. Переводить, передавливать рисунок лучше шариковой ручкой, чтобы было видно, какие детали уже переведены, а какие нет.
      5. В процессе работы использовать сочетание четких, насыщенных контурных линий, штрихов, выполненных преимущественно на переднем плане с расплывчатыми серыми плоскостями, полученными от легкого прикосновения пальцев к поверхности бумаги (такие поверхности подойдут для изображения дальних планов).
      6. Законченную работу снять с пластины и осторожно просушить.
      
Материалы: ровная пластина из пластмассы, стекла или жести; фотовалик, муштабель (палочка из крепкого дерева для поддержания руки в процессе рисования); краска, слегка тонированная бумага, шариковая ручка.
 Создание сюжетной композиции в технике диатипии (тема любая)
      Закрепление умений в использовании данной техники.
      
Материалы: те же.
      
9. Акватипия. 1 ч
      Занятие 1. Создание образа романтического пейзажа
      
Этапы работы
      1. Нарисовать красками на белой бумаге пейзаж (его размеры должны соответствовать будущему отпечатку).
      2. Готовый рисунок накрыть стеклом, на котором еще раз красками повторить изображение. Вместо чистой воды использовать пенящийся мыльный раствор.
      3. На высохшее изображение, выполненное на стекле, положить слегка влажный лист белой бумаги.
      4. Накрыть белую бумагу газетой и мягко, равномерно прикасаясь ладонью ко всей поверхности стекла, перевести рисунок на бумагу.
      5. Отпечаток аккуратно снять и высушить на ровном месте.
      
Материалы: акварель или гуашь, мягкая кисть, гигроскопичная бумага (пористая или специальная акварельная), стекло, мыло, газеты.
        Создание образа романтического пейзажа.
      На этом занятии закрепляются умения детей в использовании техники акватипии и выполняется еще несколько работ.
      
Материалы: те же.
      
10. Печать с картонного клише. 1 ч
      Занятие 1. Натюрморт
      
Этапы работы
      1. Сделать эскиз композиции натюрморта. Определить предметы, которые будут находиться на первом, втором и дальних планах.
      2. Все предметы натюрморта вырезать из картона, причем те из них, которые располагаются на дальних планах — в одном экземпляре; предметы второго плана — в двух экземплярах (для получения более высокого рельефа), предметы первого плана — в трех экземплярах (либо из более плотного картона).
      3. На рабочую поверхность (это большой лист картона или плотной бумаги) наклеивают сначала фон. Им может быть ткань, нитки, кружево.
      4. По типу аппликации на фон выклеивают формы в соответствии с выделенными планами.
      5. Композицию просушивают, а затем на нее наносят краску, равномерно распределяя ее валиком или кистью по всей поверхности.
      6. Подготовленную к печати поверхность накрывают едва влажным листом бумаги и прокатывают по нему валиком, равномерно нажимая по всей поверхности.
      7. Отпечаток снимают и просушивают.
      
Материалы: простой карандаш, типографская краска или обезжиренная масляная краска, или смесь гуаши и туши одного цвета; фотографический валик (или кисть), бумага, картон, клей ПВА, ножницы; материалы для печати — кружева, сеточки, нитки, ткань-рогожка и т. д.
 Натюрморт.
      На данном занятии работа завершается. Возможно допечатывание отдельных предметов (например, ткани на переднем плане и т. д.).
      
Материалы: те же.
      
11. Свободная техника. 1ч
      Занятие1
      Создание композиции в наиболее понравившейся печатной технике. Сочетание техник, экспериментирование, изобретение новых приемов работы.
      
12. Подготовка экспозиции выставки. 1 ч
      Подбор и обсуждение лучших работ. Компоновка их по тематике или по техникам
      
Этапы работы
      1. Обсуждение выполненных работ.
      2. По мере необходимости завершить отдельные композиции, довести их до выставочного уровня с помощью старших участников студии.
      3. Обсуждение завершенных работ. Формирование выставочного фонда.
      
Материалы: краски, бумага, валики и т. д.
      
13. Оформление работ. Изготовление паспарту. 2 ч
      
Этапы работы
      1. Отобранный для экспозиции рисунок положить на белый плотный лист большего размера таким образом, чтобы поля справа и слева были одинаковыми. Поля сверху должны быть немного больше, чем по бокам, а снизу — больше, чем сверху.
      2. Обвести графический лист тонким карандашом.
      3. Получившуюся на плотном листе рамку сделать меньшего размера, для чего с каждой стороны в глубину рамки отложить 0,8—1 см (бортики) и провести вторую (внутреннюю) рамку.
      4. Аккуратно вырезать внутреннюю рамку.
      5. Получившееся паспарту наложить на изображение, которое с оборотной стороны приклеить в углах к паспарту тонкими полосками белой бумаги.
      
Материалы: плотная бумага (ватман), писчая бумага; клей ПВА, ножницы, линейки, простые карандаши.
      
14. Открытие выставки. 1 ч
            
Материалы: оформленное помещение, книга отзывов, ручка. 

Тематическое планирование

1.  Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. 1ч

  В игровой форме познакомить учащихся с правилами труда,  инструментами, которыми будем работать на занятиях, основами безопасной работы.

2.Что такое печатная техника? Виды печатных техник.

Занятие 1. Познакомить учащихся с видами печатных  техник.

Рассмотреть виды печатных техник с помощью презентации.

3.Монотипия.1ч
      Нанося цветные капли краски на одну из сторон сложенного листа бумаги, можно расположить их близко друг к другу с целью дальнейшего слияния. Прикосновение ладони к сомкнутым половинкам листа бумаги может быть и плавным, и резким — в виде хлопка, в результате чего краска разбрызгивается между листами, создавая неожиданные эффекты. Обезжирить масляную краску можно следующим образом: на несколько слоев газеты выдавить из тюбика полоску масляной краски.

4.Печатьрастениями. 1 ч
      В растительные композиции могут входить разнообразные листья, травы, плоские цветы. Однако необходимо следить за тем, чтобы изображение не было слишком пестрым и имело определенный ритм. Заметим, что выполнение нескольких оттисков с одного элемента без дополнительного нанесения краски создает эффект плановости, т. е. разной степени яркости изображения.
      
5-6. Печать губкой. 2 ч
      Занятие 1
      При создании образа животного его хвост, уши, лапы также следует «набирать» прикосновением губкой, т. е. печатанием.
      Необходимо следить за тем, чтобы изображение (например, крылья птиц, пушистый хвост, хвост-веер и т. д.) было как бы легким, воздушным, поскольку именно для этого выбран данный печатный материал.
      Выполнять каждую работу следует штампиком одной формы, так как использование разнообразных форм при отсутствии опыта может привести к хаосу в изображении.
      Занятие 2
      При создании образа животного или цветка необходимо аккуратно вводить один цвет в другой, не допуская их путаницы или потери воздушного пятна. Перед нанесением очередного цвета предыдущий должен слегка просохнуть. Кроме того, следует избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов — красного с зеленым, желтого с фиолетовым и оранжевого с синим.
      
7. Печать тканью, кружевом, веревками. 1 ч
      Занятие 1
      Сначала дети выполняют упражнение — знакомятся с выразительными фактурами от печатания разными материалами, работая поочередно с каждым из них. В дальнейшем можно использовать наиболее удачные отпечатки, комбинируя их между собой и соединяя с основной печатью на листе. В этом случае композиция будет сделана в смешанной технике.
      
8. Печать заданной формой. 1 ч
      Занятие 1
      При желании следы (кирпичики, кружочки и т. д.), получившиеся от соприкосновения со штампиками, можно закрасить цветом.
      
9-10. Диатипия. 2 ч
      Занятия 1—2
      Диатипия (от греч. dios — через и typos — отпечаток) выполняется типографскими или обезжиренными масляными красками.
      Приемы получения отпечатка в диатипии существенно отличаются от приемов акватипии и монотипии. Для работы эскиз и бумагу готовят одинаково.
      Чтобы отпечаток был качественным, необходимо подготовить бумагу к печати. Для этого следует замочить листы в воде, через несколько часов вынуть их и положить стопкой между сухими газетами. Если такой возможности нет, можно слегка увлажнить бумагу ватным тампоном или губкой непосредственно перед началом печатания.
      В процессе перевода рисунка необходимо следить за тем, чтобы листы не смещались. Необходимо также помнить, что каждое прикосновение к рисунку оставляет след. С этой целью во время работы лучше опираться на муштабель или специальную деревянную подставку.
      Сочетание четких линий и дымчатой поверхности от прикосновения пальцев обогатит отпечаток.
      
11. Акватипия. 1 ч
      Занятия 1
      Акватипия (от лат. aqua — вода и греч. typos — отпечаток) — одна из печатных графических техник.
      По стеклу лучше рисовать густым, насыщенным и пенистым раствором красок. Высыхая, пена создает своеобразную фактуру, от которой зависит оригинальность отпечатка.
      Заметим, что от других техник плоскостного печатания акватипия отличается тем, что краски, нанесенные на стекло, должны высохнуть, но лист остается влажным. Переводя рисунок со стекла на бумагу, необходимо следить, чтобы бумага не сдвинулась и все детали композиции полностью отпечатались.
      
12. Печать с картонного клише. 1 ч
      Занятие 1
      Детям следует напомнить, что изображение натюрморта получится зеркальным. При выклеивании предметов натюрморта необходимо помнить о том, что предмет, который ближе, т. е. на первом плане, делается более выпуклым, рельефным.
      Чтобы получить состав для печати из туши и гуаши, необходимо гуашь развести до густоты сметаны не водой, а тушью. В смеси должно быть больше туши.
      После получения отпечатка можно дорисовать и уточнить детали, которые плохо отпечатались.

13.Свободная техника. 
 Создание композиции в наиболее понравившейся печатной технике. Сочетание техник, экспериментирование, изобретение новых приемов работы.

 
14. Подготовка экспозиции выставки. 1 ч
      Организовывается просмотр работ всех участников группы. Для этого на полу по периметру всего помещения студии раскладываются рисунки.
      Дети выбирают наиболее выразительные композиции, аргументируя свой выбор. Обращается также внимание на работы, требующие завершения. Педагог строит обсуждение таким образом, чтобы среди участников творческого коллектива нашлись дети, которые захотели бы помочь тем, кто хочет довести работу до более высокого уровня выразительности. Таким образом, во время обсуждения формируется группа «художников-консультантов».
      
15-16. Оформление работ. Изготовление паспарту. 2 ч
      При оформлении работ в паспарту необходимо учитывать следующее: если изображение имеет большую выраженность по горизонтали, тогда для паспарту выбирается горизонтальный лист, если изображение вытянуто по вертикали, паспарту тоже должно быть вертикальным.
      Приклеивать изображение к паспарту следует клеем ПВА очень аккуратно и следить за тем, чтобы паспарту было ровным, без складок и заминов. Вырезанное в паспарту окошко получается примерно на один сантиметр меньше изображения по высоте и ширине.
      
17. Открытие выставки. 1ч
      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Бумажные кружева" (техника квиллинг)

Рабочая программа по внеурочной деятельности Бумажные кружева...

Внеурочная деятельность. Нетрадиционная техника рисования.

На данном занятии дети учаться рисовать нетрадиционными способами, при помощи лоскутка ткани....

Презентация к занятию по внеурочной деятельности в технике: " Модульное оригами": " Рыбка"

Презентация к занятию по внеурочной деятельности: " Модульное оригами". Поделка; " Рыбка"...

Занятие по внеурочной деятельности "Нетрадиционные техники рисования"

Обобщающее занятие внеурочной деятельности по теме "Нетрадиционные техники рисования. Обезьянка." На занятии используется программа Notebook. Презентация позволяет повторить техники рисовани...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

Занятие по внеурочной деятельности "Нетрадиционные техники рисования. Времена года."

Работа в технике рисования пальчиками и ладошкой ("пальцеграфия") способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать за красотой природы и окружающей жизни....