Формирование познавательных (логических) УУД в урочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Соловьёва Наталья Юрьевна

Доклад на РМО г.Шатура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_uud.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовила:

Соловьёва Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Пышлицы»

22 августа 2017 года

г.Шатура

Содержание:

1. Краткая характеристика универсальных учебных действий.

2. Актуальность формирования познавательных (логических) УУД.

3. Формирование логических УУД на уроках математики.

4. Формирование логических УУД на уроках русского языка.

5. Формирование логических УУД на уроках литературного чтения и окружающего мира.

6. Заключение. Список использованных источников.

7. Приложение 1 «Формирование логических УУД» (таблица)

                Каждый учитель, работающий в современной школе, в практике своей деятельности старается реализовать требования федерального государственного общеобразовательного стандарта.  Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

       Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностные;                3) регулятивные;

2) познавательные;         4) коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, а также  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Более подробно мы сегодня остановимся именно на познавательных логических УУД. Значимость  формирования  данных  действий  заключается  в  том,  что  именно  младший  школьный  возраст  является  сензитивным  периодом  для  формирования логического мышления.  Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических универсальных действий такими как:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепочки рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

 

       Исходя из определения логики как науки, изучающей формы и законы правильного объективного мышления. Развитие логических УУД направлено на выработку привычки думать. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.   

В урочной деятельности для развития логических УУД можно использовать разнообразные упражнения, которые не только приносят пользу в развитии учащихся, но и позволяют сделать учебный процесс интересным, разнообразным.

Так на уроках математики, в качестве минутки чистописания, возможны следующие виды работ:

  • «Угадай число»

это число двузначное;

десятков больше, чем единиц;

если сложить цифру количества десятков и единиц, то получится 7;

если умножить цифру количества десятков и единиц, то получится 10.

Ответ: 52.

  • «Найди лишнее число»

Дана цепочка чисел, подчиняющаяся определенному правилу, среди этих чисел найти то, которое не подчиняется закономерности.

64, 75, 86, 72

Ответ:72 — лишнее (у остальных разница цифр равна 2; либо- увеличение кол-ва десятков и единиц на 1, по сравнению с предыдущим числом)

Задания, связанные с приемом классификации, обычно формулируются в таком виде: «Разбейте (разложите) все круги на две группы по какому–то признаку». А можно предложить разбить на группы по самостоятельно определённому признаку.

Большинство детей успешно справляются с этим заданием, ориентируясь на такие признаки, как цвет и размер. По мере изучения различных понятий задания на классификацию могут включать числа, выражения, равенства, уравнения, геометрические фигуры. Например, при изучении нумерации чисел в пределах 100 можно предложить такое задание:

  • Разбейте данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа:

а) 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53 (в одну группу входят числа, записанные двумя одинаковыми цифрами, в другую – различными);

б) 91, 81, 82, 95, 87, 94, 85 (основание классификации – число десятков, в одной группе чисел оно равно 8, в другой – 9);

в) 45, 36, 25, 52, 54, 61, 16, 63, 43, 27, 72, 34 (основание классификации – сумма «цифр», которыми записаны данные числа, в одной группе она равна 9, в другой – 7).

Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

  • Определи особенности изменения чисел в таблице и запиши в пустой клетке соответствующее число (Ответ: 15)

3

6

9

4

8

12

5

10

  • Выяви закономерность и допиши недостающие числа.

90, 80, 70, …, …, 40, 30.    

 Ответ: 60, 50 (круглые десятки в порядке убывания)

7, 16, 25, …, 43, …, 61.        

Ответ: 34, 52 (каждое последующее число увеличивается на 9)

Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения. С этой целью применяются задания развивающего характера. Это кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, задачи на смекалку, задачи – шутки, и т. д.

Формировать логические УУД возможно не только на уроках математики, как многие считают. Например, на уроках русского языка, чтобы перейти к минутке чистописания рационально предложить такое задание:

  • Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске написаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал) и может разделить их на две равные группы.

-Какая это буква?

-На какие две группы она может разделить данные слова?

Примерный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. Она имеется в каждом из данных слов. Но в словах сетка, пенал она обозначает звук [э]. Это первая группа. В словах енот, ежиха – два звука [й], [э] – это вторая группа».

Для подведения к теме урока можно применять задания такого типа.

            На доске запись: (без) ракеты, (для) него, (с) фамилией, (без) тебя, (с) ней, (к) городу, (для) победы, (к) нему.

  • Задание: Найдите неизвестную вам орфограмму и сформулируйте тему урока. (Мы не знаем, как пишутся слова для него, без тебя, с ней, к нему. Это местоимения с предлогами. Значит, тема сегодняшнего урока «Правописание местоимений с предлогами».)

При знакомстве со словарным словом, можно использовать упражнение «анаграмма», когда буквы в слове переставлены.

  • Кгуенур, бкаел, шакок, сакоба.

Ответ: сакоба (собака)

  • Познакомиться с новым словом можно путем определения букв, из которых оно состоит:

1.        Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова комната

2.        Вторая буква – последняя согласная в корне слова север

3.        Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак

4.        Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина

5.        С пятой буквы начинается второй слог в слове овес

6.        Шестая буква является окончанием в слове солома

7.        Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове урожай. Ответ: трамвай

Следующее упражнение основано на применении разнообразных шифров и кодов.

  • Например, зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.

ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза)

Учащиеся с удовольствием выполняют математические действия и отгадывают слова:

  • САМ + У - А + ЧИ + ТЕ - МС + ЛЬ = ...  

Ответ: учитель

Существуют упражнения стимулирующие мышление ребёнка к поиску обобщающего основания.

  •  «Найди общее у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

Развитие логического мышления также проходит и на уроках литературного чтения, окружающего мира.

  • Назови вероятные причины следующих событий:

Насморк –                                             безответственность

Синяк –                                                  отсутствие знаний

Опоздание-                                            простуда

Наказание –                                           ушиб

Ошибка –                                               проступок

  • Назови возможные следствия следующих событий:

Сражение-                                          гроза, пожар

Молния –                                           победа, поражение

Осень –                                              болезнь  

Переедание –                                    листопад, зима

На уроках литературного чтения детям можно предложить  следующее задание:

  • Узнай героя по описанию.
  • Прочитайте название сказок. Распределите их по группам. Обоснуйте свой выбор.

«Как мужик гусей делил», «Лиса и тетерев»,  «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»

«Хаврошечка». «Теремок»,  «Каша из топора».

Ответ: Сказки о животных: «Лиса и тетерев»,  «Теремок». Волшебные сказки: «Сивка-бурка»,  «Иван-царевич и серый волк»,  «Хаврошечка». Бытовые сказки:«Как мужик гусей делил»,  «Каша из топора».

  • Сравните сказку «Морозко» и литературную сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».
  • Соедини линиями начало и конец пословиц.

Любишь кататься… имей сто друзей.

Ученье - свет, а… люби и саночки возить.

Труд человека кормит, а… коли делать нечего.

Береги платье снову, а… по уму провожают.

Не имей сто рублей, а… честь смолоду.

По одежке встречают,… неученье - тьма.

Долог день до вечера,… лень портит.

  • Соедини высказывания, противоположные по смыслу.

Чуть свет. На душе кошки скребутся.

Жить душа в душу. Держать нос морковкой.

Душа поет. Жить как кошка с собакой.

Повесить нос. На ночь глядя.

Светло как днем. Ни зги не видно.

При изучении природных зон с детьми находим сходство и различие, или по заданным признакам узнаем ту или иную природную зону.

            Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника на уроках могут применяться логические задачи. Это упражнения на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид - загадки, которые способствуют не только развитию логических УУД, но и развивают речь. Дети с удовольствием сами составляют загадки, используя признаки предметов.

  • Этот круглый апельсин

На Земле всего один.

Греет нас он круглый год,

Его любит весь народ.

Ответ: солнце.

           Разновидностью загадки является речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире (например, в природе), увидели их «отражение» в содержании логической задачи. Особая ценность логических задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность - ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», и именно это заставляет ребенка «напрягать» мысль, думать. Логическая задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найдите доказательства», «Не верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др.

             Логические задачи также могут быть выражены  в виде проблемных вопросов. Например, на уроке окружающего мира в контексте изучаемой темы можно обсудить следующие проблемы:

1. Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину?

2. Почему посуду лепят из глины? Можно ли сделать ее из песка? Можно ли наливать суп в песочную тарелку?

3. Почему в пустынях не могут жить растения наших краев? Как они будут себя чувствовать во время песчаных бурь? (Растения могут быть засыпаны песком или, наоборот, корни их оголены).

          Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания.

          «Распределите слова по столбцам: это свойственно животным (это умеют делать животные), это свойственно человеку и животным (это умеют делать и человек, и животное), это свойственно только человеку (это умеет делать только человек»). Можно дать подсказку в виде подборки слов: дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, преследовать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными.

           Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые философские задачи. Приведу несколько примеров.

1. С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)?

Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

2. Дополни высказывания:

радио - ухо, а книга - _________________

радость - свет, а горе - ________________

труд - награда, а лень - ________________

ночь - тишина, а день - ________________

весна - рассвет, а осень - _______________

       Каждый учитель знает, что младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику сочинять, воображать, преобразовывать образы окружающего мира. С этой целью на различных уроках мною используются такие творческие упражнения как: «Ошибочные утверждения», «Правда-ложь», «Творческий рассказ». Все они составляются исключительно детьми. Суть упражнения «Ошибочные утверждения» состоит в том, чтобы ребёнок целенаправленно составил утверждение с содержательной ошибкой, да так, чтобы её сразу не было заметно, а другие ребята должны будут эту ошибку найти. Например, на уроках литературного чтения детям предлагается составить 8 ошибочных утверждений: из которых – 2 содержат ошибку про автора и название произведения, 2 – про характер или внешность героев, 2 – про события произведения, 2 – про причины поступков героев. Упражнение  «Правда-ложь» похоже на «Ошибочные утверждения», но для игры «Правда- ложь» составляются утверждения как достоверные, так и содержащие ошибку. Работа может выполняться как индивидуально, так и в парах, группах.  «Творческий рассказ» подразумевает продолжение темы по заданному началу. Например: «Первого сентября в класс вошла горбатенькая девочка…». Продолжить рассказ можно индивидуально, можно предварительно сочинить продолжение в группе, а можно спонтанно продолжить цепочкой по одному предложению, на усмотрение учителя.

Таким образом, игры, логические и творческие задачи, по возможности, должны быть в начальной школе структурными элементами каждого урока. Это даст возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

Использованные источники:

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999
  2. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа №1. 2003, с. 32.
  3. Г. А.Бакулина, Е. А. Обухова, Н.В. Дембицкая. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка http://thelib.ru/books/galina_aleksandrovna_bakulina/metodika_intellektualnogo_razvitiya_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka-read-3.html
  4. https://infourok.ru/formirovanie-logicheskih-universalnih-uchebnih-deystviy-v-nachalnoy-shkole-641377.html
  5. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b2ad78a4d43b89421306c36_0.html
  6. http://garnett.ru/10-klass/formirovanie-logicheskikh-uud-mladshikh-shkolnikov/
  7. https://sibac.info/studconf/hum/xxii/38720
  8. https://interactive-plus.ru/ru/article/7185/discussion_platform

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Формирование логических УУД

Как проходит формирование УУД (формы, методы и технологии)?

Действие

Планируемые результаты по формированию  УУД у выпускников начальной школы

-Заполнение таблицы по образцу

-Решить задачу разными способами

-Упражнения «Составь цепочку», «Составить план рассказа»

-Приём « Калейдоскоп»

Анализирует объекты с целью

выделения признаков (существенных, несущественных)

-Составить из частей предложение

-Упражнение «По сжатому плану составить рассказ»

Проводит синтез (составляет

целое из частей, в т. ч. самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты)

-Упражнение «Составить вопросы к тексту»

-Упражнение «Составить рекламу заданному объекту»

- Предположите, выдвиньте гипотезу

-Докажите

Устанавливает причинно-

следственные связи

-Выбери самостоятельно критерии для сравнения двух объектов

-Сравни что-то… по данным критериям

- Разбей множество на части

Самостоятельно классифицирует

объекты

-Приём «Калейдоскоп»

- Составь из частей предложение

-Составь план рассказа

Строит логические цепи рассуждении

-Выдвиньте гипотезу, заполни  таблицу, докажи, реши задачу разными способами, составь план рассказа….

Доказывает

-Проектная и исследовательская деятельность

-Создание зоны «Знаю – не знаю»

-Поиск дополнительной информации,

-Моделирование

Выбирает основания и критерии для сравнения

-Составить рекламу объекту

-Диспуты, дискуссии,

-Столкновение мнений

Подводит под понятие, выводит следствие

 Приём «Не завершенная сказка»

-Поиск  дополнительной информации

-Упражнение «Составь цепочку (цепь питания)»

Выдвигает и обосновывает

гипотезы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка

В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках русс...

Доклад "Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности"

Не для кого не секрет, что в  настоящее ввремя школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - -квалифицированного исполнителя, тогда как сегоднящнее...

Подвижные игры и их роль в формировании двигательной активности учащихся посредством урочной деятельности

Подвижные игры и их роль в формировании двигательной активности учащихся  посредством  урочной деятельности...

«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Цель моей педагогической деятельности:  создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

Источник изменений          В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...

Формирование познавательной мотивации младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Для того, чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.- словесные;- наглядные и практические методы;- ...