«Групповые формы работы, как способ формирования УУД младших школьников.»
материал на тему

Фахриева Елена Леонидовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом семинаре

Тема: «Групповые формы работы, как способ формирования  УУД младших школьников

                                                                                     Подготовила учитель      

                                                                                     начальных классов

                                                               первой кв. категории

МБОУ «СОШ №1 г.Мамадыш»

                                                    Фахриева Е.Л.

2017 год.

   В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом

 образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

(Слайд 2)

Задача школы сегодня- формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, реализующих задачу формирования общеучебных умений, является групповая.

(Слайд 3) Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

(Слайд 4) Задачи групповой работы:

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Развитие умений успешного общения.
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

(Слайд 5) Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, рефлексивная.

  (Слайд 6) Достоинства групповой работы:

  • во-первых, реализуется  принцип деятельности;
  •  во-вторых, формируется и повышается учебная мотивация;
  • осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно  в благоприятном психологическом климате;
  • в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
  • снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач;        
  • ученики с низкой учебной мотивацией в группах имеют возможность высказываться чаще, чем обычно, они не бояться говорить и спрашивать. Именно это активизирует их работу и вызывает успех;
  • улучшается психологический климат в классе.

Группа из 4-5 человек – наиболее удобная группа для учебных целей

При этом важно учитывать:

особенности материала для изучения;

количество учащихся в классе;

временные границы урока;

 возрастные особенности учащихся

  (Слайд 7) Варианты комплектования групп

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы.

Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.
  • Разделитесь на ... равные группы.

2. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

3. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы:

  1.  Игровые
  •  жеребьевки  (по алфавиту имён, фамилий; номеров домов, квартир, телефонов, в обратном алфавитном порядке и т.п.);
  •  по считалочке;
  •  разрезанная открытка;
  •  колечки;
  •  «разведчики» (связаться глазами с партнером).

2) Объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине

класса).

3) с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик.

4) ПО ВЫБОРУ ПЕДАГОГА: В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

(Слайд 8) На слайде вы видите  несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе:

  • Работа в парах
  • Мозговой штурм
  • Игра «Продолжи»
  • Охота за сокровищами
  • Снежный ком
  • Метод «6 шляп»
  • Мозаичная группа
  • Прием «Зигзаг» (Метод пилы

(Слайд 9) Мозговой штурм- это эффективная технология коллективного обсуждения, в которой поиск решения проблемы осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование жизненных и профессиональных навыков.

(Слайд 10) Охота за сокровищами

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Прием «Зигзаг» (Метод пилы)

(Слайд 11) 1 этап - учащиеся делятся на группы (постоянный состав), в

группах  рассчитываются на  такое количество, сколько групп.

(Слайд 12) 2 этап – рассаживаются в группы экспертов (сменный состав

по номерам), каждая  группа получает определенное задание, в

группе  изучают,  составляют опорные схемы.

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди

рассказывают новый материал – взаимообучение.

(Слайд 14) Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

контроль, управление и передача знаний в соответствии с запросами конкретной группы;

помощь в диалогическом взаимодействии учащихся в группе;

эмоциональная поддержка групп

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы:

1. Содержание работы должно быть интересно детям.

2. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

3. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

(Слайд 15) В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

 В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. 

(Слайд 16) Исследования психологов показывают, что учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра увеличивается в разы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы как способ организации учебной деятельности

Статья о деятельности детей на уроке в группах и в парах...

Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников

В этой статье я рассказываю о том, как лучше и эффективно формировать УУД на разных предметах и различных этапах урока...

Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников

Эта тема, над которой я работала. Хотелось бы поделиться своим опытом в работе....

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В своей профессиональной деятельности я определила  цель -  создать условия для формирования личности, желающей и умеющей учится. Применение на своих уроках групповой работы помогает достичь...

"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...

Групповые формы работы как способ формирования УУД младших школьников.

В данной публикации обосновывается актуальность заявленной темы, описываются задачи групповой работы. Дается краткое описание коллективных способов обучения. Также можно узнать о плюсах и минусах рабо...

Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать во...