Статья "Смысл педагогической деятельности"
статья на тему

Матюхина Елена Владимировна

Мысли вслух...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель должен знать, что попросту никому ничего не должен и ему не должны

Именно так. Если представить, что учитель должен, то это предполагает под собой ответные действия со стороны тех, кому он должен. То есть его бескорыстность в условиях нашего мира оборачивается личной выгодой и желанием ответа, морального или какого-либо иного со стороны учащихся. 

Допустим, учитель должен каждый день готовиться к уроку. Это является правилом для большинства педагогов. Однако, подсознательно, чувствуя на себе выполнение своей «великой миссии» подготовки к уроку, учитель строит иллюзии, что ученики в ответ так же должны ему выполнять заданную домашнюю работу. Это дало толчок когда-то в прошлом к оценочной системе обучения. То есть, если мораль, заданная учителем не будет выполняться, то он сыграет на чувствах учеников на сугубо-психологическом уровне путем понижения оценки или выставления абсолютно низкого бала.  

И получается дурной замкнутый круг.

Что же я предлагаю?

Я предлагаю основывать отношения не на факторе «должен», а на факторе «хочу». И не в вульгарном эгоистическом смысле, а в «хочу» совсем иного понимания. Например, «хочу сделать своим ученикам сюрприз», «хочу провести интересный урок», «хочу увидеть счастье на лицах», «хочу научить детей любить искусство», «хочу показать им несколько окошек, из которых мир кажется столь многогранным и прекрасным, что забываешь о всякой суетности и мелочности нашего настоящего пребывания в роли человека».

И в ответ от своих учеников педагог, возможно и не по-настоящему, а на инстинктивном уровне услышит их чистые «хочу»: «хочу знать этот предмет, потому что мне раскрыли его суть не на вопросах обязательности, а на вопросах интересности», «хочу обрадовать учителя, не потому, что мне нужна оценка, а потому, что я научился ценить людей и любить их искренне», и т.д.

Возможно, мои суждения кажутся несколько утопичными, но думаю, что они абсолютно правильны и честны по отношению к ученикам. 

Нужно быть требовательным к себе, но так, чтобы Ваша требовательность не компенсировалась за счет учеников. Выполняя это достаточно простенькое условие, можно достичь небывалых успехов в данной деятельности, и плюс к этому, можно обогатить свой собственный внутренний мир и возвысить духовный уровень

Каждый ученик – это наглядное доказательство благодарности учителя каждому вдыхающему воздух сущест 

Если человек обучает и воспитывает исключительно потому, что может получать хоть какую зарплату – это не учитель.

Если человек стремится самоутверждаться за счет учеников, подвергая их постоянному террору, это – не учитель.

Если он считает себя «великим», это – не учитель.

Как же прощупать эту почти невидимую, едва ощутимую связь, грань между человеком и учителем? Учителя можно разглядеть под бескорыстностью и просто нечеловеческой самоотдачей, под тягой к идеальному и стремлением к новому, а главное – к Истине. 

Педагог не имеет никакого права укореняться в своем мнении как единственно верном и будь он хоть трижды учитель со стажем в тридцати лет, он способен ошибиться и в какой-то момент, совершив ошибку, должен уметь признать это, однако самолюбие некоторых учителей столь высоко, что всякая мысль об их хотя бы частичном незнании или неправильности мнения по данному вопросу не то что пугает , но просто не допускается,что  проявляется в  безапелляционном презрении и принижении спорщика. 

Ученик - доказательство благодарности учителя каждому из живущих, потому что только для такого учителя не существует общепризнанных норм, догматов, правил, обуславливающих собственный липовый авторитет, для них существует только  величайшая терпимость к каждому и неукротимая сила прощения и гуманности. 

Учитель – это заранее сильнее, заранее отчаяннее в поступках и мыслях, заранее болезненнее в вопросах Себя. Учитель – это заранее благосклоннее, заранее благороднее и заранее высокодуховнее. Однако каждый такой учитель должен предполагать и ставить заведомо выше и одновременно наравне с собой ученика.

Такая требовательность с моей стороны по отношению к личности педагога предполагает очень тщательный  отбор на эту должность, но ведь так и есть. Педагогическая деятельность не терпит случайных, пришлых людей и не переносит ошибок. Каждая ошибка в выборе может отозваться  в будущем просто грандиозными по своему безобразию последствиями.

Педагогическая деятельность – это высшее проявление любви, притом не без-умной любви, а именно с-умной, с-мудрой, с-благодарной, не требующей ответа и доказательств.

Идеалом педагогической деятельности для учителя является Бог, независимо от того, верит ли педагог в Него, или нет. Именно, там, на страницах Писания, если читать его как педагогический труд, скрыты секреты этого тяжелого ремесла, или даже не ремесла, а выше того – Творчества. И опять же, если прибегнуть к Библии, то можно вспомнить, что Бог – это Любовь.

Следовательно, идеалом педагогической деятельности для учителя является Любовь.

Вот мы и пришли к нашему тезису.

Но здесь любовь рассматривается не как продукт эгоизма, взаимной выгоды и сексуального влечения, а как целая культура человека, выстроенная на бес-ко-рыс-ти-и. То есть учитель должен буквально отрывать от себя частицы души ради учительской деятельности и детей, не задумываясь об этом. Тому, кто не задумывается, не ставит себе это в заслугу, все отданное возвратится обратно, во сто крат большем размере. 

Только зачастую учитель прежде гордец, чем творец и сотворец человеческой души.

Что такое, в сущности, педагогическая деятельность?

Это когда самое лучшее, что есть у данного человека (учителя) наработанного в душе вступает в союз с самым лучшим и наработанным у учащегося и вместе они начинают постепенно совершенствовать внутренний духовный, глубинный, чувственный мир, при том мир учителя, если он учитель во всем глобальном понимании, также постоянно подвергается совершенствованию.

Педагог-истина никогда не встанет над учащимся, он встанет рядом и будет легонько придерживать за руку, вести, но не так, как ведут нерадивое дитя в школу, а нежно, с готовностью остановиться, подождать, ободрить, и, не направляя на цель, а высказываясь по поводу нее.

Итак, педагогическая деятельность – это любовь в самом высоком проявлении, то есть сродни проявлению божественного начала в каждом.

Кроме Вас для именно этого ребенка и человека существует как минимум еще один учитель – он сам...

Многие из учителей – давители сущности ребенка. То есть диктующие свое и за своими словами не различающие  ребенка, который  ещё не может сопротивляться авторитету и опыту, ведь он  думает, что взрослый человек по определению не бывает неправым. Учитель, его воздействие на ребёнка порой оказывается гораздо сильнее, чем мы можем предположить. В своё время , в одной из книг я прочла, что самое сильное влияние на судьбу человека оказывают три человека: его мать, первый воспитатель ( няня, бабушка, воспитательница д/сада) и....учитель...  В своей деятельности учитель должен идти от сердца, а не от разума...,потому что только сердце есть для педагога высший показатель правильности методов воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения...

«Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»

Презентация передового педагогического опыта: «Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»    Составите...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической деятельности.

В основе любых педагогических затруднений лежат определенные противоречия , которые становятся движущими силами развития специалиста только при их успешном разрешении....

Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической деятельности.

В основе любых педагогических затруднений лежат определенные противоречия , которые становятся движущими силами развития специалиста только при их успешном разрешении....

Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической деятельности.

В основе любых педагогических затруднений лежат определенные противоречия , которые становятся движущими силами развития специалиста только при их успешном разрешении....