Мониторинг первого уровня
статья на тему

Воскобойник Ольга Николаевна

 

Учитель, использующий результаты мониторинга, узнает достижения каждого ребёнка, его трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_pervogo_urovnya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

        Мне бы хотелось  рассказать  о мониторинге первого уровня, который осуществляет сам учитель, так как именно он выступает как инструмент оценки  повышения качества образования.

Учитель, использующий результаты мониторинга, узнает достижения каждого ребёнка, его трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.

Наше Учреждение работает по  УМК «Перспективная начальная школа». И использование  в  контроле методических пособий, тетрадей для проверочных и контрольных работ, итоговых комплексных работ позволяют нам проводить мониторинг уровня достижения планируемых результатов освоения ООП на высоком уровне.

Хотелось бы обратить внимание на систему проверочных работ по русскому языку, разработанную Н. М. Лавровой. Во первых,  учителю необходимо осуществить выбор текста с учётом типов орфограмм, овладение которыми он намерен оценить, во-вторых внести результаты в  электронное программное средство «Диктант», которое исключает субъективность в оценивании и выставлении отметок за работы, поскольку учителю достаточно заполнить сводные таблицы «Анализ выполнения», указав вариант диктанта или работы, а компьютерная программа не только зафиксирует результат выполнения и каждой работы, но и пересчитает ошибки, допущенные учащимися, определит коэффициент успешности выполнения работы каждого ученика, выставит отметку за диктант. Использование электронного программного средства «Диктант», обеспечивает долговременное и объективное наблюдение за результатами формирования навыков правописания и первичных информационных навыков по программе «Чтение: работа с текстом», позволяет отметить положительные сдвиги в работе каждого ученика по сравнению с его предыдущими работа Электронное программное средство «Диктант», обеспечивает сопровождение аналитической деятельности учителя, на основе которой определяется направление корректировки и планируется изучение следующего содержательного блока. Предоставляет возможность фиксировать при оценке результатов выполнения проверочных работ не только ошибки, допущенные учащимися, но и возможные причины этих ошибок, тем самым побуждает учителя к рефлексии собственной деятельности.

Выбранная авторами очерёдность проведения работ также позволяет увидеть начальный уровень формирования отдельных метапредметных УУД, выявить наиболее проблемные показатели в системе формируемых действий и умений, внести коррективы в процесс обучения всего класса в целом и отдельных учащихся.

Наряду с критериями оценивания в пособии указаны особенности заданий, прогнозируемые затруднения, познакомившись с которыми учитель может организовать на уроках коррекцию этих способов действий учащихся.

Таблицы «Анализ результатов», «Информационные характеристики работы» содержат перечень проверяемых умений, которые соответствует метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Русский язык» и на основании которых можно делать вывод об успешности достижения планируемых результатов.

Отчёты, формируемые программой, создаются в двух видах: в форме таблиц, и в форме диаграмм. В программе предусмотрена возможность выгрузки в икс любой таблицы. Немалую помощь окажет таблица « Результаты выполнения учащимися итоговых диктантов», представляющая результаты всех диктантов.

Эти данные позволяют учителю получить информацию об индивидуальных продвижениях своих учеников

Проводимые проверочные работы позволяют получить обратную связь о том, насколько эффективно организован образовательная  деятельность (определить у учащихся состояние формирования способов действий с изучаемым предметным материалом), корректировать его.

 Ещё хотелось обратить ваше внимание на комплексные работы. Анализ комплексных работ с применением компьютерных технологий позволяет сопоставить результаты выполнения нескольких работ в течение не менее двух лет и оценивать динамику развития универсальных учебных действий

По остальным предметам по всем видам контроля составляется аналитическая справка.  Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, ведь важнейшие принципы диагностирования обученности – достоверность оценивания, систематичность, наглядность, гласность .

Работы учащихся тщательно проверяются учителем: ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются в соответствии с заданными критериями.

На основании приведенной таблицы подсчитывается количество обучающихся, имеющих пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках в конкретный период обучения. Одновременно по всем показателям приводятся статистические выводы, которые позволяют учителю провести анализ полученных результатов и выявить степень сформированности требуемых умений и навыков в классе.

Для повышения информативности анализа диагностической работы мы считаем необходимым подсчитывать показатели качества, успеваемости и степени обученности учащихся.

Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов

Но для того, чтобы правильно спланировать и организовать учебную деятельность в  классе, провести входящую контрольную работу, при этом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и его возможности, мы составляю по окончании 4-го класса следующую таблицу.

1.Отчет по листам достижений

2. Сводная  ведомость

Затем, чтобы получить ожидаемый результат, мы планируем  коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся.

На обучающегося с низким показателями составляется ИОМ.. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаем различные виды заданий для устранения данных нарушений. Далее выписываем  анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты, диктанты с учетом индивидуальных особенностей детей. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний учащихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.

Результаты учебных достижений оформляю в виде диаграммы качества знаний.

Данный мониторинг позволяет нам получить:

  • объективную динамику  каждого обучающегося за определенный период обучения;
  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
  •  систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательной деятельности . Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Мы считаем, что организация  данного педагогического мониторинга является  инструментом  повышения качества образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг уровня школьной тревожности учащихся ГПД

Цель:выявление страхов и тревоги школьников среднего звена в различных сферах общения и деятельности.Метод проведения мониторинга: методика неоконченных предложений....

Методики для мониторинга уровня сформированности УУД

Содержится описание методик, которые может использовать учитель в своей работе...

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

Мониторинг выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения программы «Шахматы»

Мониторинг выявления уровня  компетентности обучающихся в результате освоения программы «Шахматы»...

Мониторинг оценки уровня школьной мотивации

Мониторинг оценки уровня школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой)...

Мониторинг исследования уровня тревожности у учащихся 1 - 4 классов.

Методика «Измерения уровня тревожности Тейлора» предназначена для измерения уровня тревожности....

Мониторинг исследования уровня развития учащихся с интеллектуальными нарушениями

Методика «Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, позволяет разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с умст...