Методики для мониторинга уровня сформированности УУД
тест (1 класс) по теме

Гусева Галина Александровна

Содержится описание методик, которые может использовать учитель в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spisok_metodik_dlya_monitoringa_uud.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:


Список методик для мониторинга

  1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
  2. Проба на определение количества слов в предложении (1 класс)
  3. Выделение существенных признаков (2 класс).
  4. Логические закономерности (3 класс).
  5. Исследование словесно - логического мышления (4 класс).

Тест «Найди несколько различий?»

Цель: выявление уровня  развития  операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД: логические  универсальные   учебные   действия 

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 6-7 лет.

Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек.

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

  1. балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

  1. балл - очень низкий.

Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н.Карпова)

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые УУД: знаково-символические  познавательные   действия , умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Возраст: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)

Форма и ситуация оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.

  1. Скажи, сколько слов в предложении?
  2. Назови первое слово, второе …

Предлагаются предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.

Критерии оценивания:

  1. Ориентация на речевую действительность

Уровни развития знаково-символических действий:

  1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.
  2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
  3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: выявление уровня  развития  операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические  универсальные   учебные   действия 

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценивания:

высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)

средний уровень- 3-5 .

низкий уровень 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второ степенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинако вых по характеру выполнения, позволяет судить о после довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным блан ком, либо экспериментатор предлагает испытуемому зада чи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно сло во, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и под черкните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле дуемый должен продемонстрировать свою способность уло вить абстрактное значение тех или иных понятий и отка заться от более легкого, бросающегося в глаза, но невер ного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Ключ

  1. Растение, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стены.
  5. Глаза, печать.
  6. Бумага, редактор.
  7. Игроки, правила.

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

Методика «Логические закономерности»

Цель: выявление уровня  развития  логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические  универсальные   учебные   действия .

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен оп ределить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  1. 29, 28, 26, 23, 19, 14;
  1. 6, 9, 12, 15, 18, 21;
  1. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;
  1. 1, 2, 4, 8, 16, 32;
  1. 1, 4, 9, 16, 25, 36;
  1. 4, 5, 8, 9, 12, 13;
  1. 21, 18, 16, 15, 12, 10;
  1. 19, 16, 14, 11, 9, 6;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Оценка результатов производится с помощью таблицы

Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. — 15 мин. .

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10-15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

Обработка результатов

Предъявленные ряды

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;
  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;
  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;
  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;
  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14;
  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;
  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36;
  9. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Правильные ответы

8; 9

24; 27

64; 128

16; 17

4; 1

8; 1

0.25, 0.125

49; 64

9; 6

Методика

«Исследование словесно-логического мышления

младших школьников»

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня  развития  словесно - логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические  универсальные   учебные   действия .

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос нове индуктивного мышления и осведомленности. В пол ном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают пра вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ не правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во просы не задаются.

  1. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг вин) (86%).
  2. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).
  3. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).
  4. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво рец) (85%).
  5. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног да) (85%).
  6. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).
  1. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).
  2. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне нии ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассни ков с нормальным развитием дают правильный ответ).
  2. Река, озеро, море, мост, пруд (100%).
  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).
  4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).
  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).
  6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).
  7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).
  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).
  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

  1. Огурец - Овощ

Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)

  1. Огород - Морковь

Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)

  1. Учитель - Ученик

Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

  1. Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)

  1. Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

  1. Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

  1. Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

  1. Машина - Мотор

Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

  1. Стол - Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)

4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп росов не задают.

  1. Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)
  2. Метла, лопата... (43%)
  3. Лето, зима... (84%)
  4. Огурец, помидор ... (97%)
  5. Сирень, орешник ... (74%)
  1. Шкаф, диван ... (96%)
  2. Июнь, июль ... (95%)
  3. День, ночь... (45%)
  4. Слон, муравей ... (85%)
  5. Дерево, цветок ... (73%)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно на брать за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте сте) для первоклассников анализируется следующим обра зом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 бал лов; нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже сред него (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уро вень) — 12 баллов и ниже.

Методика «Корректурная проба»

(буквенный вариант)

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 8- 10 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Время работы – 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».


Пример:

Методика «Рисование по точкам»

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 6,5 -8 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:



Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД в начальной школе....

Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД

Презентация об опыте диагностики и мониторинга УУД в нашей школе. Презентация была подготовлена мною для районного семинара...

Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся 1 класса

Дан анализ уровня сформированности УУД  в 1 классе.Презентация+ выступление....

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Данный документ содержит программу формированиея УУД.Программа формирования универсальных учебных действий – один из базовых документов, конкретизирующий требования к результатам  начального обще...

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

Методики для мониторинга уровня сформированности УУД

Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усво...


 

Комментарии

Спасибо за систематизированную подборку, она очень актуальна в условиях нехватки психологов в школах!
Гусева Галина Александровна

Спасибо, я рада, что кому-то это поможет в работе.
Назарова Светлана Анатольевна

Галина Александровна, спасибо за материал. Вы очень помогли мне с методиками и их интерпретацией.