Нестандартные формы работы, как эффективный способ социализации обучающихся с ОВЗ.
статья

Судакова Светлана Евгеньевна

 

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46 КБ
Office presentation icon sotsializatsiya_detei_s_ovz.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные формы работы, как эффективный способ социализации обучающихся с ОВЗ.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

  Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей  является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

(слайд-1)

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. 

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни.

(слайд-2) Формы социализации

Некоторые семьи являются асоциальными семьями - семьи, в которых дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного (противоправного) поведения.

    В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать.

(слайд-3)

Современные педагоги и психологи рассматривают период школьного обучения как один из важнейших этапов жизни, считают возможным и необходимым сформировать у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса определенный социальный опыт, дать им знания и умения, необходимые для успешной социальной адаптации в обществе.

Если уже в младшем школьном возрасте ребенку оказать помощь в социальной адаптации, то, став подростком, он сможет избежать социальных отклонений и не станет реальной жертвой социализации.

(слайд-4)

(слайд-5) Участники образовательного процесса

(слайд-6) Модель социализации

Сетевое взаимодействие- взаимодействие учебной деятельности  со сферой дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта и других.

(слайд-7) Основные направления социализации

  Процесс социализации ребенка крайне затруднен прежде всего тем, что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов  деятельности , с использованием различных форм и технологий:

Арт-терапия- это воздействие на ребенка средствами искусства. Термин этот был введён в далёком 1938 г.  художником А. Хиллом.

Арт- терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем:

- развивает познавательные процессы;

- снимает эмоциональное напряжение, импульсивность, тревогу, агрессию ;

- совершенствует коммуникативные навыки;

- воспитывает межличностное доверие и групповое сотрудничество.

 Арт- терапия является хорошим способом социализации, помогает устанавливать отношения между людьми, так как она в основном использует средства невербального общения. Посредством искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Выделяют различные звенья арт-терапии:

1. Игротерапия- как технология , способствующая выстраиванию межличностных отношений младших школьников с ОВЗ.

Для наших детей игра – это самый важный процесс, с которого начинается познавание мира, жизни, всех социальных отношений между людьми. Вместе с игрой ребенок переживает весь спектр эмоций и чувств, которые переживает взрослый человек. А также развивает свои способности, творческий потенциал, фантазию. Для некоторых детей игра – это чуть ли не единственный способ сказать и показать близким, что у него на душе, что он чувствует, может его что-то тревожит.

Средствами игротерапии выступают сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театр кукол, строительные и познавательные игры, конкурсы, развивающие игры, досуговые игры, настольные игры, познавательные игры, викторины, игры на развитие кругозора, детское творчество, спортивные игры, игры-танцы.

2. Имаготерапия (театр, образ)

Ее основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно, или при помощи различных игрушек.

- укрепляет и обогащает эмоциональную сферу;

- развивает способность реагировать на возникновение в жизни различных ситуаций;

- развивает способность общаться.

3.Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и построение взаимодействия через речь с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Плюс это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой проявляются новые черты личности, а главное, может появиться чувство защищенности.

Через сказки передается ребенку жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях.

Сказки несут множество идей, изложенные первозданным образным языком:

  • Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  • Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  • Разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  • Самое ценное дается через испытание, а то, что дается даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  • Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Все эти идеи нужно показать ребенку через сказку, и терпеливо раз за разом при прочтении сказки, или проигрывании сказки доносить ему смысл сказки.

Существуют некоторые особенности сказкотерапии с детьми:

Для сказкотерапии может быть предложена любая сказка, которую нужно прочитать вслух или проиграть. При этом ситуация в сказке не должна иметь правильного готового ответа, ребенок должен при помощи взрослого или сам проследить ее смысл. Также ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, что бы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Также важно выделить и несколько приемов работы со сказками, которые могут быть использованы родителями в домашних условиях:

1. Анализ сказки - это осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, поведением героя. Для этого выбирается известная сказка, и по ней задаются вопросы:

  • про кого эта сказка?
  • кто из героев тебе больше всего понравился? кто не понравился?
  • как ты думаешь, почему герой совершил этот поступок?
  • кто в сказке плохой герой?
  • а почему он плохой? и т.д.

2. Рассказывание сказки:  в этом случае предложите ребенку рассказать сказку, при этом ребенок может рассказать сказку как от первого лица, так и от второго и от третьего. А также вы можете рассказать сказку ребенку от других действующих лиц, например, сказку о Колобке от имени лисы, то есть так, как ее рассказала бы лиса.

3. Переписывание сказки: когда ребенок или взрослый несколько меняет сюжет или конец, вставляет новых персонажей. Часто это может помочь ребенку найти другой вариант развития событий, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок при помощи кукол: работая с куклами ребенок видит, как каждое действие немедленно отражается на поведении кукол, видит сюжет со стороны, может позволить себе быть другим, испытать новые эмоции и чувства.

5. Сочинение сказок: вы можете сами с ребенком сочинить волшебную страну, где будут только ваши правила и законы, можете сочинить сказку для того, чтобы помочь ребенку пережить сложную для него ситуацию, показать, что он не одинок в своих переживаниях, показать новые выходы из ситуации и просто окунуться именно в тот мир, которого не хватает вашему ребенку.

4. Кинезитерапия 

        Это активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения, движения.

5. Изотерапия

 В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Приемы изотерапии:

- Марания

          В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».

Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.

Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает  внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Рисование пальцами, ладошками.

        Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

         Ценность рисования пальцами и ладонями  заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

           Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование по - мокрому листу

        Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами

      Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

       С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На листе бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

        Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.  

        Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства

         Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для педагога и психолога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Техника каракулей  

       Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми  как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки.

          Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

         Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

          Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

   Занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

         Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

          Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.

Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация детей с ОВЗ

Слайд 2

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Слайд 3

Формы социализации Первичная социализация Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Слайд 4

Формы социализации Вторичная социализация Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа , где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.

Слайд 5

Участники образовательного пространства Дети Родители Педагоги Специалисты (мед.работник, психолог, логопед, дефектолог) Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса !!!

Слайд 6

Модель социализации учащихся с ОВЗ Учебная деятельность Внеурочная деятельность Работа с родителями Сетевое взаимодействие

Слайд 7

Основные направления социализации Духовно- нравственное Трудовое Физическое развитие Патриотическое Информационно- коммуникативное Нравственно- эстетическое Творческое развитие Основы экономических знаний

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...

Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ...

Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников

В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал моего выступления по данному вопросу на педагогическом совете...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует подде...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока....

«Нестандартные формы работы на уроке, как средство эффективности обучения детей с ОВЗ».

В статье приводятся примеры форм работы с детьми с ОВЗ, способствующие более осознанному и глубокому усвоению учебного материала....