Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.
учебно-методический материал на тему

Будаева Наталья Николаевна

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.

Презентация, приожение, текст https://drive.google.com/folderview?id=0B6io3-7nIurZZ3R5X2VTSHpMbU0&usp=sharing

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 53budaeva_nn.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные формы урока – один из  способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ№53 Г О САМАРА

Будаева Наталья Николаевна

Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде
замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Леонардо да Винчи

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

1. Уроки “погружения”

2. Уроки-деловые игры

3. Уроки - пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

11. Уроки-аукционы

12. Уроки, которые ведут учащиеся

13. Уроки-зачеты

14. Уроки-сомнения

15. Уроки - творческие отчеты

16. Уроки-формулы

17. Уроки-конкурсы

18. Бинарные уроки

19. Уроки-обобщения

20. Уроки-фантазии

21.Уроки-игры

22. Уроки-“суды”

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-лекции “Парадоксы”

25. Уроки-концерты

26. Уроки-диалоги

27. Уроки “Следствие ведут знатоки”

28. Уроки - ролевые игры

29. Уроки-конференции

30.Интегрированные уроки

31. Уроки семинары

32.Уроки – “круговая тренировка”

33. Межпредметные уроки

34. Уроки-экскурсии

35. Уроки-игры “Поле чудес”

36. Урок – радиопередача, телепередача

37. Урок-интервью

38. Видео-урок

39. Урок-экскурсия

40. Урок - заочное путешествие

Приведу конкретные примеры из практики.

Уроки – экскурсии. В  своей педагогической  работе   я большое внимание уделяю экскурсиям и разрабатываю такие уроки. Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

         Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит  в процессе проведения экскурсий. Наблюдения  дают основу, на которой строятся мыслительные операции и являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.

Из практики своей работы, я вижу, что  уровень умения наблюдать у учащихся  возрастает от класса к классу.  Для этого я веду целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу самарского края. Урок-экскурсия проводится, как путешествие по городу. Экскурсию в музее ведёт экскурсовод. Моя задача - настроить учеников на восприятие. Путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием огромного, но уже более знакомого и родного города.  

Экскурсии предшествует большая подготовка: во внеурочное время посещаем коллективом детскую районную библиотеку. Готовлю карточки-задания, призы. Дети берут с собой на некоторые занятия карту нашего города. Провожу игру “Навигатор” (определи наше местонахождение на карте, объясни, как добраться до заданного места) Перед экскурсией слушаем и поём «Гимн Самаре». Готовим проекты «Самара – любимый город». Просматриваем слайды с видами города. Дети читают стихи о нашем городе и пробуют сами сочинять.

В автобусе любят ученики игру “Алфавит”, когда, на указанную учителем букву. Они пытаются вспомнить как можно больше слов, связанных с нашим городом.

Путешествие заканчиваю подведением итогов и обязательно вопросами-подарками: Что бы ты сегодня подарил городу? Что бы ты сегодня пожелал городу? Что бы ты сегодня обещал городу? Домашнее задание даю в виде просьбы нарисовать то, что особенно запомнилось и описать впечатления от экскурсии в сочинениях. За лучшие работы ребята награждаются призами.

После экскурсии дети с восторгом делятся впечатлениями. Что может быть лучше такой награды учителю!

На уроке-путешествии  «Части речи» ребята путешествовали по вымышленным городам Волшебной страны. На таких уроках я использую разные задания, которые можно решить путём разгадывания ребусов, кроссвордов, загадок. Дети любят «Экспресс-опрос» (да +, нет-)        

Урок-аукцион по русскому языку в 4классе начинаю со слов: Сегодня мы подводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие- “аукцион знаний по русскому языку”. На продажу будут выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. А помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работ в команде.

- Я, ведущая аукциона - магистр грамматических наук. Далее провожу задания разного уровня сложности, конкурсы команд и капитанов. В завершении урока подвожу итоги аукциона знаний по русскому языку:

- Все лоты проданы. Аукцион завершается награждением команды - победительницы.

- Команда ... выиграла аукцион, она смогла “купить” наибольшее количество лотов, т.е. показала отличное знание русского языка. Ей вручается диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку. И каждый участник команды тоже награждается дипломом победителя.

Урок – спортивно-математический турнир прошёл под лозунгом «Умные, смелые, ловкие, умелые, вперёд!» Задания, которые развивают смекалку, логику, укрепляют память -  провожу в подвижной форме, в духе соревнования.  Подобного типа уроки провожу в конце четверти.

Урок-сказка по математике «Целое и части» был проведён в виде сказки. К доске пригласила четырёх мальчиков для построения проблемной ситуации. Разделили класс на группы. Каждая группа сочинила сказку. Начало «В древние-древние времена жили в одной пещере четверо братьев….» и конец придумали сами дети, как вывод: «С тех пор люди научились целое делить на части». На таких уроках создаю ситуацию заинтересованности и пытаюсь максимально активизировать познавательную деятельность.

На своих уроках я постоянно ищу способы оживления урока, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нестандартные  уроки.

Мне всегда хочется сделать урок интересным,  активизировать деятельность учащихся, не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше. Решить главную задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по предметам, выработать навыки и умения применять их на практике.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нестандартные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.