Главные вкладки

    Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.
    учебно-методический материал на тему

    Будаева Наталья Николаевна

    Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.

    Презентация, приожение, текст https://drive.google.com/folderview?id=0B6io3-7nIurZZ3R5X2VTSHpMbU0&usp=sharing

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 53budaeva_nn.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нестандартные формы урока – один из  способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.

    Учитель начальных классов МБОУ СОШ№53 Г О САМАРА

    Будаева Наталья Николаевна

    Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

    Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

    Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде
    замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

    Леонардо да Винчи

    Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.

    В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

    Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

    1. Уроки “погружения”

    2. Уроки-деловые игры

    3. Уроки - пресс-конференции

    4. Уроки-соревнования

    5. Уроки типа КВН

    6. Театрализованные уроки

    7. Компьютерные уроки

    8. Уроки с групповыми формами работы

    9. Уроки взаимообучения учащихся

    10. Уроки творчества

    11. Уроки-аукционы

    12. Уроки, которые ведут учащиеся

    13. Уроки-зачеты

    14. Уроки-сомнения

    15. Уроки - творческие отчеты

    16. Уроки-формулы

    17. Уроки-конкурсы

    18. Бинарные уроки

    19. Уроки-обобщения

    20. Уроки-фантазии

    21.Уроки-игры

    22. Уроки-“суды”

    23. Уроки поиска истины

    24. Уроки-лекции “Парадоксы”

    25. Уроки-концерты

    26. Уроки-диалоги

    27. Уроки “Следствие ведут знатоки”

    28. Уроки - ролевые игры

    29. Уроки-конференции

    30.Интегрированные уроки

    31. Уроки семинары

    32.Уроки – “круговая тренировка”

    33. Межпредметные уроки

    34. Уроки-экскурсии

    35. Уроки-игры “Поле чудес”

    36. Урок – радиопередача, телепередача

    37. Урок-интервью

    38. Видео-урок

    39. Урок-экскурсия

    40. Урок - заочное путешествие

    Приведу конкретные примеры из практики.

    Уроки – экскурсии. В  своей педагогической  работе   я большое внимание уделяю экскурсиям и разрабатываю такие уроки. Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

             Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит  в процессе проведения экскурсий. Наблюдения  дают основу, на которой строятся мыслительные операции и являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.

    Из практики своей работы, я вижу, что  уровень умения наблюдать у учащихся  возрастает от класса к классу.  Для этого я веду целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу самарского края. Урок-экскурсия проводится, как путешествие по городу. Экскурсию в музее ведёт экскурсовод. Моя задача - настроить учеников на восприятие. Путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием огромного, но уже более знакомого и родного города.  

    Экскурсии предшествует большая подготовка: во внеурочное время посещаем коллективом детскую районную библиотеку. Готовлю карточки-задания, призы. Дети берут с собой на некоторые занятия карту нашего города. Провожу игру “Навигатор” (определи наше местонахождение на карте, объясни, как добраться до заданного места) Перед экскурсией слушаем и поём «Гимн Самаре». Готовим проекты «Самара – любимый город». Просматриваем слайды с видами города. Дети читают стихи о нашем городе и пробуют сами сочинять.

    В автобусе любят ученики игру “Алфавит”, когда, на указанную учителем букву. Они пытаются вспомнить как можно больше слов, связанных с нашим городом.

    Путешествие заканчиваю подведением итогов и обязательно вопросами-подарками: Что бы ты сегодня подарил городу? Что бы ты сегодня пожелал городу? Что бы ты сегодня обещал городу? Домашнее задание даю в виде просьбы нарисовать то, что особенно запомнилось и описать впечатления от экскурсии в сочинениях. За лучшие работы ребята награждаются призами.

    После экскурсии дети с восторгом делятся впечатлениями. Что может быть лучше такой награды учителю!

    На уроке-путешествии  «Части речи» ребята путешествовали по вымышленным городам Волшебной страны. На таких уроках я использую разные задания, которые можно решить путём разгадывания ребусов, кроссвордов, загадок. Дети любят «Экспресс-опрос» (да +, нет-)        

    Урок-аукцион по русскому языку в 4классе начинаю со слов: Сегодня мы подводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие- “аукцион знаний по русскому языку”. На продажу будут выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. А помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работ в команде.

    - Я, ведущая аукциона - магистр грамматических наук. Далее провожу задания разного уровня сложности, конкурсы команд и капитанов. В завершении урока подвожу итоги аукциона знаний по русскому языку:

    - Все лоты проданы. Аукцион завершается награждением команды - победительницы.

    - Команда ... выиграла аукцион, она смогла “купить” наибольшее количество лотов, т.е. показала отличное знание русского языка. Ей вручается диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку. И каждый участник команды тоже награждается дипломом победителя.

    Урок – спортивно-математический турнир прошёл под лозунгом «Умные, смелые, ловкие, умелые, вперёд!» Задания, которые развивают смекалку, логику, укрепляют память -  провожу в подвижной форме, в духе соревнования.  Подобного типа уроки провожу в конце четверти.

    Урок-сказка по математике «Целое и части» был проведён в виде сказки. К доске пригласила четырёх мальчиков для построения проблемной ситуации. Разделили класс на группы. Каждая группа сочинила сказку. Начало «В древние-древние времена жили в одной пещере четверо братьев….» и конец придумали сами дети, как вывод: «С тех пор люди научились целое делить на части». На таких уроках создаю ситуацию заинтересованности и пытаюсь максимально активизировать познавательную деятельность.

    На своих уроках я постоянно ищу способы оживления урока, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нестандартные  уроки.

    Мне всегда хочется сделать урок интересным,  активизировать деятельность учащихся, не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше. Решить главную задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по предметам, выработать навыки и умения применять их на практике.

    Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нестандартные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

    В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

    ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

    Активизация познавательной деятельности средством нестандартных форм урока

    I. Активизация познавательной деятельности мл. школьников как психолого-педагогическая проблема.  В школе есть ряд проблем, которые относятся к старым ,традиционным, то есть к тем, с ...

    Мастер-класс «Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

    «Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»...

    «Нетрадиционные формы урока как способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

    В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно....

    Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

    В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...