выступление на МО "Динамическая гимнастика на уроках в начальной школе"
статья на тему

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, учитель ставит следующие задачи:

  • Обеспечить ученику возможность сохранения здоровья
  • Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни
  • Научить использовать знания в повседневной жизни
  • Укреплять здоровье во время учебного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizmin.doklad.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ФИЗМИНУТКИ.

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Стратегической целью образования является  создание школьной среды, способствующей физическому, социальному и психологическому оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья. Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся,  должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающегося». То есть это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье обучающихся и педагогов в их неразрывной взаимосвязи.

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, учитель ставит следующие задачи:

  • Обеспечить ученику возможность сохранения здоровья
  • Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни
  • Научить использовать знания в повседневной жизни
  • Укреплять здоровье во время учебного процесса

       

             Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях. Поэтому необходимо использовать в учебном процессе различные здоровьесберегающие технологии, в том числе и физкультурные минутки, динамические паузы, подвижные игры, позволяющие решать поставленные задачи.

          Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Для физкультминуток выделяются небольшие перерывы в процессе учебного труда. Тем не менее, они носят деятельностный характер, так как в ходе их проведения меняется характер деятельности, происходит переключение, способное предотвратить снижение утомления или несколько повысить уровень работоспособности.

         Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

         Одной из главных достоинств физкультминутки ещё и в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела.

         Ребёнок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил.

         Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем чёткий механизм мышления.

         Стихотворная форма физкультминуток благотворно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи. Всё это способствует интересу обучающихся к выполнению упражнений, формирует наблюдательность, интерес к окружающей жизни.

        В ходе учебного процесса учитель может применять разные виды физкультминуток и с различной целью:

  •  Физминутки для снятия эмоционального напряжения, улучшения работоспособности
  •  Физминутки для предупреждения зрительной усталости
  • Физкультурно-оздоровительные физкультминутки (упражнения, корректирующие осанку, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др.)

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).
  • Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты.

Каковы же основные требования при подборе и составлении комплекса физкультминуток?

  • Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
  • Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по   возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
  • Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
  • Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после  письменных заданий, включают движения рук, сжимание  и разжимание пальцев и т.д.
  • Во время контрольных и на некоторых практических уроках физкультминутку не проводят.

         Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта, используемых учителем педагогический технологий.

         Физкультминутки помогают учителю преодолеть возникающие на уроке трудности, вовремя успокоить детей, снять психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений, разнообразить обучение, облегчить усвоение материала.

         Физкультурные минутки  во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины.

          На уроках русского языка можно использовать физкультминутки с использованием предметного материала, на чтении – связанные с проходимым произведением.
       
Примерные физкультурные минутки, связанные с материалом урока.
Большая буква в именах собственных. Ребята, если я вам назову слово, которое нужно писать с большой буквы – вы поднимаете руки вверх, если с маленькой – приседаете. Барсик, котенок, Москва, город, ученик, Никита, река Днепр и т.д.
Мягкий знак. Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, если для разделения согласного и гласного – рывки руками. Царь, конь, гладенький, волчьи, радость, варенье, ученье, тьма, семья.
Однокоренные слова. Если произношу однокоренные слова – вы поворачиваетесь друг к другу лицом и хлопаете в ладоши, если форму одного и того же слова, то приседаете. Маленький – маленькая, маленький – малыш, маленький – мальчик, варенье – сварил, варенье – вареньем, повар – варит, повар – повару.
Слова с приставками. Если назову слово, в котором есть приставка – хлопаете в ладоши, если приставки нет - приседаете. Аналогично можно провести физкультминутки по темам «Родственные слова», «Словарные слова», «Суффикс» и др. Движения для выполнения педагог подбирает сам. 

Физкультминутки на уроках математики.

Комплекс 1

 Мы считали и устали. Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз-два-три.

Ножками потопали, раз-два-три.

И еще потопали и дружней похлопали.

Сели, встали и друг друга не задели,

Мы немножко отдохнем и опять считать начнём.

Комплекс   2

«Физкульт-привет!»  (Дети произносят: «Физкульт- привет!»)

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

Комплекс   3

Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Комплекс    4

«Елочка»

 Елочки зеленые на ветру качаются,

 На ветру качаются, низко наклоняются.

 Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.

 Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.

 Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.

  Комплекс 5

 «Лошадки» - рекомендуется для урока письма

 Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

 По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

 Чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

Комплекс   6

«Жук»

 На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

 

Комплекс    7

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.

Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

 

Комплекс    8

«Зайчик»

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.

Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

Гимнастика для глаз.
Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников.
1) Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).

2) Бабочка.
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
3) Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками влево-вправо. Повторить 2. 3 раза в каждую сторону. Поморгать глазами. Повторить 5, 6 раз.
4) Попросить детей закрыть глаза. «Не открывая глаз посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка и летает под потолком. Проследите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!».
Профилактические упражнения для глаз.
1 комплекс.
- И.П. - сидя за партой. 
-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза. 
-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.
- Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.
2 комплекс.
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.
-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.
3 комплекс.
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза, повторить 2,3 раза.
- Закрыть глаза. Выполнить круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2,3 раза в каждую сторону.
- Поморгать глазами. Повторить 5,6 раз.

Упражнения на релаксацию.
Упражнения на мышечное расслабление необходимы для управления процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать. Что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течении 3-5 минут.
1) Расслабление мышц плечевого пояса.
- Роняем руки (Поднимаем руки вверх, слегка наклоняемся вперед. Роняем руки. Повиснув, руки слегка качаются, пока не остановятся. Повторяется несколько раз). Образ: руки висят, как веревочки.
- Трясем кистями. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
- Стряхиваем воду с пальцев. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
- Мельница. (Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх). Движения выполняются несколько раз подряд в быстром темпе.
2) Расслабление и напряжение мышц корпуса.
- Роняем руки. (Дети поднимают руки в стороны, корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном, плечевом поясе и принимают исходное положение).
- Деревянные и тряпичные куклы. 
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч, ступни не отрывая от пола.
Тряпичные куклы. Быстрыми и короткими толчками поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг тела.

 ИТАК, все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные “минутки” (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.

        Время проведения физкультминуток определяется учителем, ведущим урок.

Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя за партой или стоя около нее. Темп выполнения упражнений медленный и средний.

         Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.

         Физкультминутки рекомендуется проводить также и  во время выполнения домашних заданий. Дома учащиеся повторяют уже знакомые им комплексы физкультминуток во время выполнения ими домашних заданий, во время занятий на компьютере, во время чтения книг или просмотра телепередач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления в ФГОС.»

  Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вок...

Выступление по теме: «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях технологии проблемно-диалогического обучения»

Выступление «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях проблемно-диалогического обучения» было предложено слушателям курсов повышения квалификации учителей начальных классов в мар...

Презентация к выступлению на методическом объединении "Современный урок в начальной школе"

В презетации показаны примеры составления опорных схем для запоминания учебного материала...

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе.

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе....

Выступление «Применение образовательных технологий на уроках в начальной школе»

Применяю технологию деятельностного метода – метода обучения, когда ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельнос...

Тема выступления «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»

Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не ...

Здоровьесберегающие технологии.Дыхательная и звуковая гимнастика на уроках в начальной школе.

Для улучшения и сохранения здоровья младших школьников, использую следующие небольшие , но эффективные упражнения....