Характеристика диагностических процедур и этапы проведения мониторинга в начальных классах.
статья на тему

В докладе автор останавливается на характеристике диагностических процедур и  основных этапах проведения мониторинга в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика диагностических процедур и этапы проведения мониторинга в начальных классах

 В связи с введением ФГОС современное общество ставит перед образованием новые задачи. На первый план выходит развитие ребёнка, его продвижение по дороге познания мира относительно себя прежнего. Но возникает вопрос: как отследить развитие каждого ученика, его интеллектуальное продвижение на разных этапах обучения в школе? Ведь от этих знаний во многом зависит построение личностно-ориентированного учебного процесса. Одним из таких инструментов для учителя может стать педагогическая диагностика. Я использую эту методику на протяжении шести лет, и сейчас уже могу сказать, что это очень эффективный инструмент для проектирования педагогической деятельности, учитывающей продвижение каждого ученика в классе.

  1. Что такое педагогическая диагностика?

Я учитель и потому должна владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развития его личности. Такую информацию я получаю с помощью педагогической диагностики. В отличие от общепринятого контроля педагогическая диагностика представляет собой форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую непрерывное слежение за состоянием преподавания и уровнем обученности школьников. 

Цель : Выявить уровень сформированности общеучебных умений и навыков для организации коррекционной работы с учащимися начальных классов.

 2.Где я использую результаты диагностики?

Одним из преимуществ в работе с этой диагностикой является доступность при работе с родителями. Ведь очень часто родители, беседуя с учителем об успеваемости своих детей, задают очень распространенный вопрос: «Над  чем нам поработать дома?». Имея больше 20 учащихся в классе, педагогу очень трудно сразу ответить на этот вопрос. Вот тут-то и приходит на помощь  представленная диагностика. Если работа по ней ведется систематически, то,  открывая диагностический лист по любому предмету, будь то русский язык или математика, учитель и родители видят, по каким темам в самостоятельных и контрольных работах допущено больше всего ошибок. Эта тема или раздел в изучении определенного предмета усвоены слабо или не усвоены вообще. Это и является основой для занятий дома, индивидуальных занятий с учителем, дифференцированности при работе на уроке.

Нередко возникают ситуации, когда ученик в связи со сменой места жительства переходит в другую школу    и требуется развернутая, обоснованная педагогическая характеристика ученика, которая отображала бы его индивидуальные особенности. Я просто беру диагностический материал данного ученика за последний год обучения и вкладываю в его портфолио. С  помощью такого материала другие учителя могут лучше узнать ученика и оказать ему своевременную поддержку и помощь, а также грамотно продолжить начатую мной работу.

   3.Характеристика диагностических процедур.

Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).

В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего, следующие аспекты:

- сравнение,

- анализ,

- прогнозирование,

- интерпретация,

- доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,

- контроль за  воздействием на учащихся различных диагностических методов.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

 4.Этапы проведения мониторинга в начальных классах.

Педагогическая диагностика проводится с первого по четвёртый класс. Три раза в год. Конкретные сроки определяет сам учитель. Я провожу такие работы на второй неделе сентября, в двадцатых числах декабря и до майских праздников (20-30 апреля).

В начале учебного года диагностика даёт возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребёнка или они были поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно двигаться дальше.

В середине года педагогическая диагностика позволяет увидеть, каково продвижение каждого ученика и что нужно изменить в его обучении в следующие полгода, чтобы достичь нужного уровня знаний. Диагностика, проводимая в конце года, даёт возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает школьное обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

5.Какова  эффективность результатов педагогической диагностики

Анализируя сводную таблицу диагностических работ   обучающихся, я могу выявить трудности в усвоении способов работы, в формировании тех или иных учебных действий, недостатки самоконтроля и т.д. и вовремя начать работу по их устранению.

Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить у учеников уровень развития умений и навыков, но и для того, чтобы наметить предварительный план исправления каждой обнаруженной в ходе диагностики трудности.

Таким образом, можно подвести итог всему вышесказанному: если учитель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая диагностика, несомненно,  должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах специальной школы 8 вида.

Практика работы в специальной (коррекционной) школе указывает на то, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недост...

Виды мониторинга учителя начальных классов

Диагностика качества знаний и уровня успеваемости обучающихся в течение учебного года...

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

Диагностические методики для определения сформированности УУД в начальных классах

В условиях реализации ФГОС одно из обязательных условий по формированию универсальных учебных действий - проведение диагностики сформированности УУД учащихся начальных классов. Мною были диагностирова...

ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Одним из учебных приемов, способствующих активизаций учебной работыучащихся на уроках чтения, является прием драматизации. Тот факт, что драматизацияв какой-то мере это практика чувств, перевод их в д...

Развивающие задания на этапе актуализации знаний для начальных классов

В документе представлены задания на этапе актуализации знаний по разным учебно-методическим комплексам в начальной школе...

Диагностическая работа по направлению «Читательская грамотность учащихся начальных классов», 2 класс

Диагностическая работа по направлению «Читательская грамотность учащихся начальных классов», 2 класс...