Общешкольные мероприятия, как составная часть социокультурной и образовательной среды начальной школы (творческая группа классных руководителей Кашапова Р.Р., Сивчук Л.П., Страшко Е.А.)
материал по теме

Страшко Елена Анатольевна

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Создание комфортной среды и развитие единого социокультурного пространства в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что его ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.03.2016_vystuplenie_na_pedsovete.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Общешкольные мероприятия, как составная часть социокультурной и образовательной среды начальной школы

(творческая группа классных руководителей

 Кашапова Р.Р., Сивчук Л.П., Страшко Е.А.)

- Здравствуйте, мы ведем наш специальный репортаж на тему «Общешкольные мероприятия, как составная часть социокультурной и образовательной среды начальной школы» в казенном общеобразовательном учреждении «Сургутская школа – детский сад» на 3 этаже в 304 аудитории.

О значении общешкольных мероприятий и создании комфортных условий для развития детей с ОВЗ вам расскажет наш специальный корреспондент, руководитель ассоциации учителей начальных классов Кашапова Рамуза Раисовна.

ВИДЕОВЫСТУПЛЕНИЕ РАМУЗЫ РАИСОВНЫ:

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Создание комфортной среды и развитие единого социокультурного пространства в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что его ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.

Одной из основных составляющих понятия «комфортность» является психологический комфорт.

Психологический комфорт устанавливается в нашей школе через соответствие между психическими свойствами, состояниями школьника и организационно - коммуникативными условиями внутришкольной среды. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьники переживают, находясь в стенах нашей школы.

Комфортная школьная среда - это среда с личностно-ориентированными приоритетами. Очень важно, чтобы она являлась средой развития личности. Учащиеся нуждаются в пространстве, где могли бы раскрыть свои творческие способности, культурные интересы.

Практически все дети от природы талантливы, и школа как социокультурный центр, призвана не только дать им базовые знания, но и помочь развивать таланты. Важнейшую роль в раскрытии творческого потенциала обучающихся и создании комфортной психологической среды образовательной организации играет ежегодное проведение в ее стенах общешкольных мероприятий – праздников. Общешкольные мероприятия являются неотъемлемой частью воспитательного процесса, роль которого в современных условиях всѐ возрастает. Более того, школьные праздники стали частью современной культуры, где воспитанники получают возможность успешно преодолевать многие проблемы общения, которые имеют место сегодня в обществе.

Общешкольные мероприятия сочетают в себе образовательную и воспитательную функции и должны сыграть одну из главных, если не самую главную роль в формировании культуры личности.

Общешкольные традиции способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Как и в любой дружной семье, в нашей школе  накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени.
-Давайте узнаем, как живется детям в этом учреждении, какие праздники, развлекательные мероприятия здесь проводят, есть ли они здесь.

1. Интервью:

- Представьтесь. Ваше полное имя.

- Скажите, Вас устраивает Ваша нагрузка в этой школе?

- Сколько детей Вы обучаете?

-Какой праздник традиционно проводится в этой школе первым, в начале учебного года?

- Что вы можете рассказать об этом празднике? (педагог отвечает на вопросы по своему усмотрению).

- Рамуза Раисовна, Вы нас слышите? Что можете дополнить по этому вопросу?

Видеосвязь с презентацией:

Праздник первого звонка «Здравствуй, школа!»

1 сентября - Праздник встречи с одноклассниками и учителями после долгой летней разлуки. В этот день все дороги ведут в школу. И Сургутская школа - детский сад для обучающихся с ОВЗ каждый год раскрывает двери перед любимыми учениками. Проводится торжественная линейка, посвященная дню Знаний. Праздник способствует позитивному настрою на учебу и серьезный труд. На линейке выступает директор. Она желает первоклассникам обрести в школе новых друзей, а также отличной учебы. Лучшие ученики школы читают слова напутствия, а ученики 4 класса дарят подарки первоклашкам. И вот звучит он – первый, самый звонкий и радостный звонок нового учебного года! Ещё одна добрая традиция. После линейки все дети нашей школы вместе со своими педагогами идут на классные часы.

2. Интервью:

-Представьтесь.

- Вы много времени тратите на подготовку к урокам?

- Сколько открытых уроков Вы провели в этом году?

- Назовите любимый праздник всех учителей.

- Рамуза Раисовна, Ваш репортаж по этому вопросу?

Видеосвязь с презентацией:

День учи́теля — профессиональный праздник работников сферы образования.
По традиции, это замечательный общешкольный праздник. В этот день традиционно учащиеся под руководством Гарафудтиновой Т.В. и помощи классных руководителей готовят торжественный концерт, посвященный нелегкой профессии «учитель»! На концерте в честь Дня учителя обучающиеся со слуховой депривацией наряду с другими детьми получают опыт самовыражения в разных видах искусства: в пении, в танце, в рассказывании поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах.

3. Интервью:

- Представьтесь. Вам нравится Ваша работа?

- Какой праздник сопровождается песнями и стихами про школу, про книги, что ученики научились читать?

- для обучающихся какого класса он проводится?

- Наш фото – репортаж от Рамузы Раисовны.

Видеосвязь с презентацией:

Традиционным в нашей школе является утренник «Прощание с азбукой». Обычно этот утренник для первоклассников готовят классные руководители с активным участием родителей.

Родители совместно с педагогами перевоплощаются для того, чтобы сделать досуг детей особенно интересным и запоминающимся.
А первоклассники показывают свои таланты: читают стихи, поют песни и задорные частушки на школьную тему,
 играют, и участвуют в разных сценках.  «Прощание с Азбукой» позволяет подвести итоги первой ступени обучения - обучения грамоте и письму. Для маленьких первоклассников этот утренник настоящий праздник, который помогает им раскрывать свои таланты и творческие способности.

4. Интервью:

- Представьтесь.

- Сколько праздников в учебном году проходит в Вашей школе?

-Кто их, обычно, организует?

- у Вас есть в коллективе творческие учителя, кто бы принимал участие в разыгрывании ролей?

- Вы принимаете участие в исполнении ролей?

-Рамуза Раисовна, Вы нас слышите? Что можете дополнить по этому вопросу?

Видеосвязь с презентацией:

Прощание с первым классом. Утренник "Прощание с 1 классом" проводится на параллелях первых классов. В конце первого года обучения самые маленькие ученики проходят ряд испытаний на праздничном мероприятии, где они торжественно переводятся во 2 класс. Дети с удовольствием рассказывают стихи, вспоминают свои любимые уроки, поют частушки, встречаются с Царицей наук. В сказочных героев торжества перевоплотились талантливые учителя нашей школы: Ахмедуллина А. Ф., Кашапова Р. Р, Сивчук Л. П., Страшко Е. А. Артистизм данных педагогов, умение перевоплощаться, вживаться в образ, помогли сделать праздник интересным и незабываемым. Завершается праздник вручением дипломов об окончании 1 класса. 

5. Интервью:

- Представьтесь. Сколько у Вас собственных детей?

- Вы посещаете с ними общественные места?

- Какие праздники посвящены мамам?

- Рамуза Раисовна, по этому вопросу у Вас что - то есть?

Видеосвязь с презентацией:

День Матери. День матери в России отмечается в последнее ноябрьское воскресенье.
Ежегодно дети нашей школы приглашают своих мам на этот праздник. Праздничный концерт ведут незаменимые ведущие всех школьных праздников Страшко Е. А. и Карпова Ж. Ю. в с помощью юных помощников. Дети вместе с мамами смотрят концерт в актовом зале, потом располагаются за праздничным столом в кабинетах школы.

6. Интервью:

- Представьтесь.

- Назовите самое запоминающееся мероприятие, которое прошло в этой школе, за последние 3 года.

- А приглашаете Вы аниматоров для проведения праздников в школу?

- Какой это праздник?

- Наш специальный корреспондент Рамуза Раисовна побывала на некоторых из них.

Видеосвязь с презентацией:

Новогодние праздники

Накануне Нового года все ученики нашей школы попадают в сказку. Новогоднее представление традиционно проводится в кабинете эстетического воспитания и организуется силами педагогов нашей школы или приглашенными артистами. Новогоднее представление для детей, а также их участие в новогодних конкурсах, заданиях, способствует повышению их творческого мастерства. Сказочное шоу сменяется хороводами у елки, играми и песнями.

7. Интервью:

- Представьтесь.

- Какие еще праздники, посвященые мамам, у Вас проводятся?

Видеосвязь с презентацией:

Праздники, посвященные Международному Женскому дню 8 Марта. Есть в нашей школе традиция: каждый год поздравлять мам с весенним праздником Днём 8 Марта! А подарком для них является концерт «От всей души», к которому ребята готовятся с начала учебного года. Показать свои таланты стараются и взрослые, и малыши. Концертная программа проходит в кабинете эстетического воспитания. Задорные песни, озорные танцы, смешные сценки посвящаются мамам. Праздник завершается чаепитием и вручением цветов и подарков, сделанных ребятами своими руками.

8. Интервью:

- Давайте спросим у старейшего работника школы. Сколько лет Ваш педагогический стаж?

- Вы слышали о таком мероприятии, как «Малая академия»?

- Что вы о нем можете сказать? Ваше мнение о его содержании.

- Мы дополним фоторепортажем с последних событий. Рамуза Раисовна, нас слышно? Что дополните?

Видеосвязь с презентацией:

Научно-практическая конференция «Малая академия». В школе ежегодно проходят научно-практические конференции. В течение учебного года учащиеся совместно с научными руководителями выполняют исследовательские работы, которые представляются на школьной конференции «Малая академия». Подготовка к конференции – это всегда долгий труд обучающихся, научных руководителей, родителей, которые им помогали… Результаты этого труда – исследования и маленькие открытия. Юных исследователей отличает интерес к окружающему миру, нестандартное мышление и широта "научных" интересов.
С каждым годом растет число участников конференции и расширяется круг тем, которые они затрагивают в своих исследованиях. По традиции лучшие доклады отмечаются дипломами в номинациях и подарками. 

9. Интервью:

- Представьтесь.

- Сколько обучающихся у Вас в классе?

- Вы посещаете с ними общественные места?

- Часто ли Вам со школьниками приходится выходить за пределы школы?

- С какой целью?

- При проведении какого праздника учителя с учениками ходят к мемориалу славы для возложения цветов?

- Рамуза Раисовна продемонстрирует с помощью видео и фоторепортажа, как это проходит.

Видеосвязь с презентацией:

День Победы. Большое значение в деле воспитания нового поколения людей является духовно - нравственное воспитание. Именно это направление в учебно-воспитательном процессе школы формирует негативное отношение к вредным привычкам. Духовно-нравственное воспитание учащихся осуществляется через празднование и Дня Победы.

День Победы является традиционным праздником для всей школы. Цикл мероприятий, посвященный Дню Великой Победы, включает в себя акцию «Георгиевская ленточка», смотр песни и строя, беседы и встречи с ветеранами на праздничном концерте. 9 мая ученики нашей школы вместе с учителями и родителями принимают участие в праздничном параде и возлагают цветы к Вечному огню. На классных часах ребята вспоминают о подвигах солдат на фронте и тяжелой жизни в тылу.

10. Интервью:

- Представьтесь.

- Какие еще патриотические мероприятия проводят в Вашей школе?

- Рамуза Раисовна продемонстрируйте, как это проходит.

Видеосвязь с презентацией:

День защитника отечества — самый мужественный праздник в году. В этот замечательный день все мальчики, будущие защитники родины, юноши, мужчины, получают поздравления с днем защитника отечества. К этому празднику в нашей образовательной организации приурочены конкурсно — развлекательная военно — патриотическая программа «Готов служить России» и спортивный праздник семейных команд - семейная эстафета «Сибирское Здоровье». Данные мероприятия готовит и проводит учитель физической культуры Соколова Светлана В., с активной помощью классный руководителей.

11. Интервью:

- Представьтесь.

- Скажите, какое самое интересное мероприятие, которое проходило в Вашей школе, вам больше всего запомнилось?

Видеосвязь с презентацией:

Последний звонок

Последний звонок – любимый праздник школьников, завершающих учебу. Как правило, его проводят в конце мая. Этот день своего рода окончание учебного марафона с уроками, контрольными работами, переменами, домашними заданиями и мероприятиями. К празднованию этого знаменательного дня привлекаются все ученики нашей школы, учителя и родители школьников. На торжественной линейке почетными грамотами отмечаются ученики, отличившиеся в течение года в науке и спорте, творчестве и социальной активности.

12. Интервью:

-Представьтесь.

- Как Вы считаете, дети чувствуют успешность, участвуя в общешкольных мероприятиях?

Видеосвязь с презентацией:

Выпускной бал

В мае заключительным аккордом учебного года являются торжественные линейки, посвященные выпуску учащихся 4-х классов. В праздничной обстановке из рук директора школы выпускники получают первый в своей жизни документ – диплом выпускника начальной школы. Выпускной бал — большой общешкольный праздник, который адресован выпускникам, учителям и родителям. Торжественная церемония включает выступления гостей, директора, первой учительницы, родителей, приветствие первоклассников, напутственное слово учеников 4 классов. Благодарственные письма вручаются родителям, которые оказывали поддержку школе в образовании детей.

- Мы провели социологический опрос работников школы и выявили, что в школе проходит много разных праздников и развлечений для детей.

- Предоставим слово нашему следующему сотруднику. Это член корреспондент высшей категории, научный сотрудник ресурсного центра помощи детям с ОВЗ Сивчук Лариса Петровна. Она расскажет, с какой целью создают учителя условия для развития творческого потенциала ребенка и , какое значение имеют эти мероприятия для развития УУД школьника с ОВЗ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛАРИСЫ ПЕТРОВНЫ:

Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело педагог, а в нашей школе их много, то среди воспитанников обязательно обнаруживаются способные и талантливые.

Учась творить и творя, обучаясь, ребята невольно вовлекают в свой творческий процесс домочадцев, друзей, знакомых как помощников, зрителей, участников.

Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и дети, и взрослые повышают свой культурный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями не только потребителя окружающей информации, но и ее созидателя, аналитика и распространителя. Ребята, участвуя вместе с папами и мамами, братьями и сёстрами, другими близкими людьми в разных конкурсах, приходя на праздники и концерты, видят друг друга в другой роли. Личный пример родителей положительным образом сказывается на детях, на их отношении к окружающему. Совместное творчество всегда сближает, сплачивает, помогает самым успешным образом наладить контакт.

Традиционные конкурсы, спортивные состязания, праздники и другие интересные дела делают насыщенной жизнь нашей школы.

В сфере личностных универсальных учебных действий через общешкольные мероприятия формируется: умение вести себя культурно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде, осознание личной ответственности за свое здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям.

Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений осуществляется на основе постижения музыкальных произведений разных родов, жанров, стилей музыки. Вхождение в позицию героя, сопереживание его действиям способствует воспитанию у ребенка эмпатии и оказывает непосредственное влияние на построение школьниками собственных жизненных смыслов, целей и перспектив.

А совместное участие детей и взрослых – родителей и педагогов, позволяет укрепить их добрые отношения.

Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. В традициях, отмечал А.С. Макаренко, проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали старшие, к их опыту.

Подводя итог можно сделать вывод, что такие общешкольные мероприятия несут в себе огромный воспитательный потенциал.

Во-первых, каждый праздник - это перспектива для обучающихся, веха в их школьной жизни. Зная о том, что впереди их ждет какое-либо интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», и каждый день их сегодняшней жизни окрашен этой радостной перспективой. Благодаря этому жизнь детей становится богаче, интереснее.

Во-вторых, традиции пробуждают у учащихся желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества, а так же способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности у детей.

В-третьих, наличие такой перспективы, как предстоящее интересное событие, способствует сближению детей между собой и взрослыми.

В-четвертых, хорошо организованные и ярко проведенный праздники вызывают чувство гордости у детей за свою школу, уважительное отношение к ее маленьким и взрослым «жителям».

Таким образом, к праздничному мероприятию готовятся все обучающиеся, но при этом всегда есть ответственные педагоги за организацию и проведение праздника в общешкольном формате. Это дает возможность каждому ученику за период школьного обучения с 1 по 4 классы «с погружением» освоить содержание, эмоционально пережить исторические сюжеты и личностно приобщиться к традициям, ценностям и нравственным смыслам большинства наиболее значимых отечественных социокультурных праздников годового календарного круга.

Общешкольный формат проведения праздников при правильном распределении функциональной нагрузки позволяет добиться максимально слаженного и продуктивного взаимодействия между педагогами, родителями и классными коллективами в предпраздничный подготовительный период, что значительно усиливает воспитательное воздействие праздничного мероприятия, а также способствует формированию уклада школьной жизни.

Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству.

- На этом наш репортаж заканчивается, благодарим за внимание. Репортаж подготовили: творческая группа классных руководителей - Кашапова Р.Р., Сивчук Л.П., Страшко Е.А.

До следующих встреч на следующем педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС

Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)...

«Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС»

Обобщение опыта работы ШПОУ начальных классов «Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС»...