Работа со словарными словами
презентация к уроку на тему

Семенцова Юлия Викторовна
учить воспринимать и осознавать смысловое содержание изучаемых и однокоренных слов, оттенков их  значений, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_so_slovarnymi_slovami.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа со словарными словами как один из путей формирования орфографической зоркости учащихся Учитель начальных классов Семенцова Юлия Викторовна

Слайд 2

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль… Что общего в этих словах? Ответ прост: все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Запоминание словарных слов - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Слайд 3

Актуальность Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными и согласными.

Слайд 4

Возможные причины: - способы взаимодействия с окружающим миром - пассивная роль при изучении словарных слов - механическое запоминание

Слайд 5

Цели моей работы: учить воспринимать и осознавать смысловое содержание изучаемых и однокоренных слов, оттенков их значений, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; развивать умение объяснять значение слов и особенности их употребления в речи; формировать умение использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

Слайд 6

Теория В основу работы положена теория поэтапного формирования умственных действий через создание условий, обеспечивающих: мотивацию правильное выполнение действий воспитание желаемых свойств действия перенесение действий в умственный план

Слайд 7

Этапы работы: Предъявление слова Работа над «слуховым» образом Запись слова Работа над «зрительным» образом

Слайд 8

Приемы и методы: методика В.С. Лайло метод симультанного чтения метод ярких ассоциаций зрительное запоминание сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов

Слайд 9

Методика В.С. Лайло Все словарные слова, которые учащиеся должны выучить за год, разделяются на несколько групп в зависимости от «опасного места» — буквы, в написании которой можно ошибиться. Детям предлагается составить из этих слов небольшой связный текст, нарисовать к своему рассказу рисунок и придумать название — опорное слово ко всем словам рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку.

Слайд 10

Метод симультанного чтения Предъявляются карточки со словами, которые дети должны молча прочитать и запомнить (сфотографировать). Размер карточки — пол-листа формата А4, время предъявления каждой карточки — 5 секунд, количество слов — от 4 до 10. После предъявления слов предлагаю учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться «сфотографированные» слова (каждое слово должно повторяться в тексте 2–3 раза). Дети, услышав «сфотографированное» слово, должны подать сигнал — хлопнуть в ладоши или слегка ударить по парте — «проявить» пленку. Следующий этап работы — «печать фотографий». Те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

Слайд 11

Метод ярких ассоциаций Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Слайд 12

Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов Сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака; однокоренных слов: путешественник, путешествие, путешествовать; форм слова: стакан-стаканы, космонавт-космонавты; сравнение по значению: машина-машинка-машинища, деревня-город; пример противопоставления: ученик-учитель и т.п.;

Слайд 13

Сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов Различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;

Слайд 14

Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам:

Слайд 15

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ 2 КЛАССА ЖИВОТНЫЕ: ЗАЯЦ КОРОВА ЛИСИЦА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ОБЕЗЪЯНА СОБАКА ШКОЛА: АЛФАВИТ ДЕЖУРНЫЙ КАРАНДАШ КЛАСС ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ УЧЕНИК УЧЕНИЦА УЧИТЕЛЬ

Слайд 16

РАСТЕНИЯ: БЕРЕЗА ЗЕМЛЯНИКА КАПУСТА МАЛИНА МОРКОВЬ ОСИНА ЩАВЕЛЬ ЯБЛОКО ЯБЛОНЯ ПТИЦЫ: ВОРОБЕЙ ВОРОНА СНЕГИРЬ СОРОКА

Слайд 17

Вывод: Опыт показывает, что планомерное применение названных методов и приемов дает возможность повысить эффективность обучения словарным словам. При использовании различных методов и приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....