Работа со словарными словами
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль… Что общего в этих словах? Ответ прост: все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Запоминание словарных слов - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Актуальность Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными и согласными.
Возможные причины: - способы взаимодействия с окружающим миром - пассивная роль при изучении словарных слов - механическое запоминание
Цели моей работы: учить воспринимать и осознавать смысловое содержание изучаемых и однокоренных слов, оттенков их значений, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; развивать умение объяснять значение слов и особенности их употребления в речи; формировать умение использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.
Теория В основу работы положена теория поэтапного формирования умственных действий через создание условий, обеспечивающих: мотивацию правильное выполнение действий воспитание желаемых свойств действия перенесение действий в умственный план
Этапы работы: Предъявление слова Работа над «слуховым» образом Запись слова Работа над «зрительным» образом
Приемы и методы: методика В.С. Лайло метод симультанного чтения метод ярких ассоциаций зрительное запоминание сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов
Методика В.С. Лайло Все словарные слова, которые учащиеся должны выучить за год, разделяются на несколько групп в зависимости от «опасного места» — буквы, в написании которой можно ошибиться. Детям предлагается составить из этих слов небольшой связный текст, нарисовать к своему рассказу рисунок и придумать название — опорное слово ко всем словам рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку.
Метод симультанного чтения Предъявляются карточки со словами, которые дети должны молча прочитать и запомнить (сфотографировать). Размер карточки — пол-листа формата А4, время предъявления каждой карточки — 5 секунд, количество слов — от 4 до 10. После предъявления слов предлагаю учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться «сфотографированные» слова (каждое слово должно повторяться в тексте 2–3 раза). Дети, услышав «сфотографированное» слово, должны подать сигнал — хлопнуть в ладоши или слегка ударить по парте — «проявить» пленку. Следующий этап работы — «печать фотографий». Те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.
Метод ярких ассоциаций Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов Сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака; однокоренных слов: путешественник, путешествие, путешествовать; форм слова: стакан-стаканы, космонавт-космонавты; сравнение по значению: машина-машинка-машинища, деревня-город; пример противопоставления: ученик-учитель и т.п.;
Сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов Различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам:
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ 2 КЛАССА ЖИВОТНЫЕ: ЗАЯЦ КОРОВА ЛИСИЦА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ОБЕЗЪЯНА СОБАКА ШКОЛА: АЛФАВИТ ДЕЖУРНЫЙ КАРАНДАШ КЛАСС ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ УЧЕНИК УЧЕНИЦА УЧИТЕЛЬ
РАСТЕНИЯ: БЕРЕЗА ЗЕМЛЯНИКА КАПУСТА МАЛИНА МОРКОВЬ ОСИНА ЩАВЕЛЬ ЯБЛОКО ЯБЛОНЯ ПТИЦЫ: ВОРОБЕЙ ВОРОНА СНЕГИРЬ СОРОКА
Вывод: Опыт показывает, что планомерное применение названных методов и приемов дает возможность повысить эффективность обучения словарным словам. При использовании различных методов и приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажер. Система работы со словарными словами "Восстанови слово"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27664-20...
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140413-1352457879.jpg)
Работа над словарными словами ( из опыта работы.)
Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-135120-1478306090.jpg)
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-573605-1423341168.jpg)
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....