Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Теоретические и практические основы исследования игровых технологий как средства формирования познавательных УУД младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Санкт-Петербурга Колпинского района общеобразовательная школа №461 

 

        Выступление на методическом объединении

Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД

Работу выполнила:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ  №461

Залогина И.Л.

                                                    2017

 

  Введение

               В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, соответствующих логике стандартов второго поколения, реализацию принципа гуманного подхода к детям . Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.    Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству, основные  коммуникативные навыки  и пр.).

       В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания начальной школы, относятся игровые технологии.

Существует несколько классификаций игровых технологий:

        По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.

На уроках русского языка и литературы игры бывают учебные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые, творческие.

Как и в традиционном уроке можно выделить 3 периода уроков с применением игровых технологий (особенно, если проводится большая игра на весь урок):

- Подготовительный. В нём активно участвуют наряду с учителем и учащиеся. Они делятся на группы, команды, выполняют определённые задания, которые нужно выполнить до урока, готовят необходимый дидактический материал и т. д.

- Собственно урок. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к нахождению путей достижения целей урока. Решаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Чем качественнее дети выполнили предварительные задания, тем эффективнее пройдёт урок. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, их отношение к оригинальной форме урока. Контроль на данном уроке осуществляется на каждом его этапе.  Следует также оценивать наряду с итогами обучения, развития, воспитания  и общение учащихся не только с учителем, но и с товарищами по команде, группе.

-Анализ урока. Обсуждение игры.  Даётся характеристика этапов игры, отношение к ней учащихся, подводится результат работы групп и отдельных детей.

Игра как деятельность включает целеполагание, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации  

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению основных предметов начальной школы. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс, способствует формированию информационно-коммуникативных навыков учащихся.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательных интересов учащихся начальной школы  и низким уровнем качества УУД и недостаточным  количеством  разработок по игровым технологиям как средстве развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей игровых технологий в развитии познавательных интересов младших школьников и использования их в педагогической деятельности.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД».

Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД младших школьников.

Предмет исследования: игровые технологии как средство формирования познавательных УУД младших школьников.

Цель исследования: эффективность использования игровых технологий как средства формирования познавательных УУД младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что развитие познавательных УУД младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках применять игровые технологии.

Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства формирования познавательных УУД младших школьников

Понятие «познавательные УУД» в психолого-педагогической литературе

  • В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы,
  • учебную цель,
  • учебную задачу,
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Элементы игровой деятельности на каждом уроке.

    Проверка домашнего задания.

Чтобы преодолеть скучную традицию (фронтальный опрос, индивидуальная работа 2-3 учеников у доски и т. д.), можно ввести элемент игры. Но нужно помнить о том, что игра повышает эмоциональную возбудимость детей. Пользоваться игровыми приёмами можно тогда, когда вы уверены, что дети после игры успокоятся. Игры должны носить контролирующий или тренинговый характер. Проверка домашнего задания – это этап контроля, поэтому он должен сопровождаться оценкой. Все дети хотели бы за свою активную работу на уроке получить оценку. Критерии оценок нужно разработать до игры. Если учитель обещал поставить пятёрки всем членам команды - победительнице, то слово нужно сдержать, даже при условии, что кто-то не был активен. В дальнейшем можно предложить детям самим оценивать степень активности членов команды. При единоличном первенстве ставим пять тому, кто первым верно выполнил задание. Троек за участие в игре лучше не ставить, чтобы не убить желание играть дальше. Можно подготовить призы, грамоты, дипломы и вручить победителям.

    Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры.

Закрепление, повторение, обобщение.

Во время этих этапов урока исчезает элемент новизны, учащиеся теряют интерес. Введение   технологий обучения, поддерживающих его, очень полезно.

Основные цели игровых уроков:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных знаний и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения.  

     В возрастной периодизации детей   (по Д.Б.Эльконину) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.  Поэтому особое внимание в работе уделено особенностям использования игровых технологий на уроках для учащихся данного возрастного промежутка.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя  общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

  • Общеучебные универсальные действия:
  •  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Логические универсальные действия:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Постановка и решение проблемы:
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера.

Игровые технологии как средство развития познавательных УУД  детей младшего школьного возраста

      Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

     Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры.

Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л.И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игры как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.

По мнению Д.Н. Узнадзе игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С Выготский .

Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.

Наиболее глубоко технология игры как формы организации и совершенствования учебного процесса рассмотрена  С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнниковым и С.М. Тюнниковой, которые полагают,  что « до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов, методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем,  ни в аспекте организации осуществления процесса игры» .

Иначе игру представляет Б.П. Никитин, а именно как набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика. Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

На современном этапе развития методики мы пользуемся  понятием               « игровая технология»,  что означает, в нашем понимании,  процесс реализации игры  в  учебном процессе с целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к изучению того или иного предмета, освоение школьниками коммуникативных УУД.

В структуру игровой технологии как деятельности  входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее

феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница» и т.д.) .

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.

Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:

— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);

— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);

— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);

— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).

Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.

Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.

На уроках русского языка, литературного чтения проводятся игры КВН, игра «Снять кино» на чтении (раскадировка сценария – деление текста на части). Инсценировка не только драматических произведений, но и практически каждое произведение, разобрав можно инсценировать. Например басня – эпический жанр, но её легко инсценировать, так как в ней, как и в драматическом произведении есть ситуация и столкновение, противоречие, конфликт.

Разыгрывая художественные произведения, мы включаем ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития.

Так же учащимся на уроках можно предложить поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища, корректно сделай замечание.

Очень интересные игры можно проводить на уроках литературного чтения (изучая сказки, былины) «Игра в старину». Играть в старину – значит воспроизвести в игровом варианте ритуальные и исторические традиции русского народа. Через игру дети учатся общаться друг с другом и видят, как общались наши предки.

ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.

Здесь игровые технологии переплетаются с проектной деятельностью. Можно предложить детям написать письмо герою или автору, дописать произведение. Дети играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений.

ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре.

На школьном уровне и на классных мероприятиях можно проводить «Театральные недели». Подготовка начинается задолго, и маленькие артисты живут своими героями.

Существуют ещё такие ФУНКЦИИ как КОРРЕКЦИОННАЯ и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Функция коррекции – это внесение позитивных изменений в личные показатели учащегося.

Функция межнациональной коммуникаций – усвоение общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов.

Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:

Положительные стороны:

• Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.

• Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель, учитель-группа.

• Формирует коммуникативные компетенции школьников.

• Формирует социально культурные компетенции.

• Расширяет кругозор по средствам.

Проблемы и пути их решения:

• Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.

• Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.

• Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.

Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных УУД, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию;  по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры .

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых  приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве её средства, в учебную  деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в  игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая  организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования  игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли  к  выводами:

1. Познавательные УУД – это активная познавательная деятельность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

2. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД  младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

Библиография

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- 334 с.

2. Баев, И.М. Играем на уроках русского языка [Текст] /И.М.Баев. — М.:Просвещение, 1989.- С.113.

3. Барташникова И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 1997.- С.45.

4. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение,- С.324.

6. Брунер Дж. Психология познания [Текст]/Д. Брунер. – М.: Просвещение, 1977.- С.423.

7. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 – С.446.

8. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- С.127.

9. Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. — М.: Просвещение, 1991.- 334 .

10. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.

11. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст]/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.:Просвещение, 1998.-336 с.

12. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.

13. Занъко С.Ф.. Игра и ученье [Текст] /С.Ф. Занько. — М.:Просвещение, 1992.- 226 с.

14. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст]/ Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.- С.28.

15. Минкин Е.М. От игры к знаниям [Текст] /Е.М. Минкин. — М.:Просвещение, 1983.- С.254.

16. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.- С.228.

17. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995.- 324с.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.

19. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.

20. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 432 с.

21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызин. – М.: Просвещение, 1999.- С.224.

22. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.

23. Ушаков, Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах [Текст] /Н.Н.Ушаков. – М. – Просвещение, 1986. – 83 с.

24. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. -С. 97.

25. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- С.25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД...

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...

Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять....