Развитие психических функций у детей с овз на уроках.
методическая разработка на тему

Белоусова Елена Георгиевна

  Легко учить способных детей, но как трудно работать с детьми расторможенными, беспокойными, чрезмерно возбудимыми. Они не в состоянии организовать свою деятельность, фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им интересно.

  Нарушения поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. Можно ли помочь таким детям?  Но чтобы добиться поставленной цели необходимо, прежде всего, доверительная работа с родителями учащихся. Они не видят нарушений у своего ребёнка. Между тем помощь ребёнку возможна только при совместной работе учителя и родителя. Учитель должен убедить родителей выполнять все необходимые рекомендации. Но основная работа лежит на учителе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие психических функций  учащихся на уроках .

Семилетний малыш входит ко мне в класс, делает робкие, неуверенные шаги. Множество событий хороших и не очень приятных ожидает его на своём школьном пути.

  Ещё больше переживают за него родители и как страшно им услышать от учителя слова: трудный ребёнок. Каждую маму пугают слова компенсирующее обучение. Родители порой не знают, кого в этом винить: себя, детский сад, школу. Но теперь дети пришли ко мне и я за них в ответе.

  Цель моей работы – это не только умственное развитие детей, но и общее развитие. Развития без знаний не бывает. Работа над развитием помогает усвоению прочных знаний.

  Легко учить способных детей, но как трудно работать с детьми расторможенными, беспокойными, чрезмерно возбудимыми. Они не в состоянии организовать свою деятельность, фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им интересно.

  Нарушения поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. Можно ли помочь таким детям?  Но чтобы добиться поставленной цели необходимо, прежде всего, доверительная работа с родителями учащихся. Они не видят нарушений у своего ребёнка. Между тем помощь ребёнку возможна только при совместной работе учителя и родителя. Учитель должен убедить родителей выполнять все необходимые рекомендации. Но основная работа лежит на учителе.

  Что же можно рекомендовать учителю, работая с детьми с овз?

  1. Работа индивидуальная.
  2. Только на конкретном материале, широко используя игру.
  3. Не идти дальше, пока не усвоен материал.
  4. Давать материал малыми дозами и постоянно возвращаться назад.
  5. Быть очень терпеливым, стараться найти и отметить маленький успех и похвалить за него ребёнка.

Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учащихся в развитии психических функций, нужно вводить более трудные по сравнению с обычными вопросами задания на всех этапах урока: при изучении нового материала, повторении, закреплении, домашнее задание и т.д. Это задания, требующие от учащихся постоянного поиска.

  Таким заданием является группировка, что даёт учащимся обдумывать связи, которые существуют в грамматическом и орфографическом материале.

 Например: при изучении нового материала по теме «Ударные и безударные гласные» можно предложить такую работу. На доске ряд слов: гора, стена, нора, горы, стены, норы, реки, река. Учащимся предлагается самостоятельно рассмотреть запись и разделить слова на две группы, для этого дети самостоятельно ищут признак разделения. Здесь два пути: первый по месту ударения, второй по числу предметов. Для детей испытывающих затруднения предлагаю карточки с инструкцией.

      Дети пугаются большого объёма задания, поэтому можно на одном материале выполнить несколько упражнений. При изучении темы «Гласные после шипящих» я запланировала задание вставить пропущенные буквы в словах. Шишка, ножи, жираф, шинель, чашка, щавель, чайник, шиповник, моржи, ежи.

 После проверки предлагаю детям выполнить следующие  задание:

  1. Разделите слова на группы. ( растения, животные , посуда)
  2. Какое слово лишнее и почему? (шинель)
  3. Запишите слова, которые вы запомнили. ( закрываю доску)
  4. Составьте предложение с любым словом.
  5. Найдите орфограммы в этом предложении.
  6. Назовите одушевлённые и неодушевлённые предметы.
  7. Назовите слова стоящие в единственном числе и во множественном числе.
  8. Объясните лексическое значение слова шинель.
  9. Разделите слова на слоги.
  10. Звукобуквенный анализ слова ежи.

В следующий раз детям предлагаю назвать как можно больше заданий, которые можно выполнить с предложенными словами и ребята предлагают охотно огромное количество самых разных заданий. Это составить рассказ о животном, подобрать родственные слова, проверочные слова к словам с безударными гласными, разделить для переноса и т.д.

    Ребята любят выполнять творческие задания, но они эффективны, если уроки красочные, яркие, на урок в гости приходят сказочные герои со своими упражнениями, где дети вместе с ними  играют. Выполняют задания и тем самым получают новые знания.

    Первые дни таким детишкам трудно усидеть за партой, учитывая это, планирую уроки- путешествия  по станциям.  Я главный паровоз, а ребята мои вагончики. Во время урока можно подняться и перейти от одной станции к другой, а на каждой станции интересные задания, требующие поиска. Такие уроки не дают детям утомиться, дети увлечены, внимательны, раскрепощены, а значит, отвечают, получают новые знания.

   Задания подбираю на классификацию по самостоятельно найденному признаку, для слабых называю этот признак и предлагаю разделить на группы.

  1. Рассмотрите растения. На какие группы их можно разделить. ( по количеству букв в названии, по началу первой буквы, комнатные и уличные, по соцветиям, по количеству слогов в слове и т. д.
  2. Рассмотрите изображения растений и схемы слов, соотнесите их со схемами слов, обозначающие их названия.

Задания на слушание.  Детям предлагаю выполнить следующие задания: Прослушайте  текст, постарайтесь запомнить и назвать слова, в которых живёт звук (п), (мягкий звук (п,).

Папа купил Пете пенал. У Веры кукла и пластилин. Лене подарили папку и портфель.

Затем усложняю задание: Где в слове живут эти звуки, в начале, в середине, или в конце слова?

- Назовите слова, в которых 1 слог, два слога и т.д.

Предлагаю текст с рисунком.

 Лес. Около леса река. В лесу сосны и ели. Сто лет росли они. Такие высокие сосны и ели! Красивы русские леса.

Задание. Выбрать из текста слова, наиболее подходящие для его названия. Найти в тексте предложение, которое подходит к рисунку. Найти предложения в тексте, которые не отражены на рисунке к тексту.

  Важной частью на уроке является развитие речи учащихся. Выслушивая ответы детей, я принимаю каждое суждение, комментируя, что это твоя точка зрения. А как ещё вы думаете, этим самым дети не боятся ошибиться, а ведут постоянный поиск. Развивая речь учащихся, приучаю анализировать поступки, умение доказывать свои мысли. В конце каждого урока выясняем с учащимися чему научились на уроке, кому было легко, у кого затруднения и какие, что нового узнали, что хотели ещё узнать по этой теме. Благодаря рефлексии, ставлю цель на следующий урок.

  На начало урока выношу все задания на доску поэтапно, предлагаю детям выбрать задания понравившееся, в этом случае дети сами говорят, что умеют, а где затруднения испытывают. При этом фиксирую пробелы и корректирую работу.

  Часто провожу работу в парах и малых группах на развитие памяти, внимания, классификацию и т.д. такая работа воспитывает в детях товарищество, уважение, ответственность.

  При написании творческих работ стараюсь брать темы для раскрытия детского творчества,  сильных сторон ребёнка. Например: Почему белки не живут в воде? Куда улетают осенью ласточки и почему? Для чего человеку необходимо высшее образование? И т.д. При написании таких работ нельзя ограничиться только знаниями, ребёнок должен раскрыть взаимосвязи, сделать выводы, построить связный текст.

  Задания на восстановление буквы или букв по данным элементам. Так по овалу (о) дети сначала могут составить буквы (а, о, ) далее к ним добавляются буквы (д, р, ф, в). Таким образом, используя один и тот же элемент в разные периоды обучения грамоте, можно составить разное количество букв.

     Большое развитие дети получают при работе с геометрическим материалом.

   Сравнение геометрических фигур. Такие задания помогают сформировать у детей умение выделять свойства предмета, понятие об общих и отличительных признаках, отличать существенные и несущественные признаки. Для сравнения использую простейшие фигуры: круги, треугольники, четырёхугольники, квадраты, овалы и т.д. Например: из трёх фигур выбрать две, похожие между собой больше, чем третья.(круг, квадрат, прямоугольник) и.т.д.

  Выделение фигур из сложного чертежа даёт возможность детям анализировать, синтезировать, рассматривать объекты с разных точек зрения, развивать пространственное воображение, а также формированию связной речи.

  Составление заданных фигур из элементов. Дети работают путём проб и ошибок, находя путь, который приводит к правильному решению.

  При устном счёте заостряю внимание на развитие мышления, внимания.

9-7    8-7  9-5  9-6  8-5  7-6  1+8  2+5  3+6  4+5

- Предлагаю задание. Рассмотрите выражения, на какие группы можно их разделить? Чем похожи выражения каждой группы?

 - Расположите выражения в порядке возрастания, убывания разности и т.д.

 От творчества учителя зависит подбор заданий и упражнений и конечно развитее учащихся. Всех заданий не перечислишь, их огромное количество, но если кому то помогут мои упражнения, я буду рада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических функций у учащихся начальных классов

Пояснительная записка к мультимедийному продукту " Развитие психических функций у учащихся начальных классов".Предлагаю для учителей начальных классов комплекс упражнений, развивающие психические функ...

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

      Класс,  в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...

Развитие сукцессивных функций у детей

Известно, что у многих детей, имеющих нарушения чтения  и письма, отмечается недостаточная сформированность  сукцессивных функций, то есть способности совершать операции с рядами стимулов с ...

«Развитие мелкой моторики и психических функций в профилактике оптической дисграфии» Логопедический урок

Урок по типу мастер-класса работы детей совместно с родителями по профилактике оптической дисграфии и развитию мелкой моторики рук...

Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»

Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...