Главные вкладки

    Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
    консультация

    Петросян Тамара Рафаеловна
    Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_kommunikatyvnyh_funktsiy.pptx2.26 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР

    Слайд 2

    Когда речь заходит об общении, что первоначально приходит нам на ум? Мы сразу рисуем себе картинку, где два человека сидят рядом и беседуют. А что такое общение и какую роль оно играет в жизни?

    Слайд 3

    Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? В этот момент важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей (жестикуляция, письменная речь, символические изображения). Эти средства приходят на помощь, когда процесс коммуникации затруднён, позволяя выразить свои желания, потребности, чувства.

    Слайд 4

    Следует отметить, что существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. На сегодняшний день остро стоит вопрос о методическом обеспечении по коммуникации, исходя из этой проблемы, актуальна разработка методических рекомендаций и дидактического обеспечения.

    Слайд 5

    Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

    Слайд 6

    Целесообразность использования альтернативной коммуникации: Ø построение функционирующей системы коммуникации; Ø развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; Ø развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов. Главной целью учебного предмета речь и альтернативная коммуникация является - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

    Слайд 7

    Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

    Слайд 8

    Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.

    Слайд 9

    У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

    Слайд 10

    Главным условием обучения является активная деятельность самого ученика. Учитель должен организовать работу на уроке таким образом, чтобы стимулировать самостоятельность учащихся. Это могут быть ответы на вопросы, выбор картинок из предложенных и т.д. При работе с «неговорящими» детьми комментарии дает в основном педагог. Ребенок, слушая и наблюдая за взаимодействием педагога и других детей, подтверждает или не подтверждает сообщения других детей, отвечает на обращенные к нему вопросы движением глаз, головы или отдельными звуками, словами, а также показом определённых предметов, картинок, пиктограмм, с помощью жестов.

    Слайд 11

    Пиктограмма. С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет», «хочу побыть один», «хочу послушать музыку»). Исполь­зуя пиктограммы, учащиеся рассказывают о каком-либо событии. Ежедневно повторяющиеся ситуации (еда, питье, туа­лет, мытье рук, игры, отдых и т. д.), расшифровка этих ситуаций и развитие таких понятий, как «теплый — холодный», «большой — маленький», «много — мало», «фрукты — овощи», «колбаса — хлеб», совершенно естественно дают повод для введения символа.

    Слайд 12

    Чем труднее ребенку с нарушением интеллекта освоить какое-либо понятие, например «веселый — грустный», тем больше конкретных ситуаций и приме­ров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: ябло­ко, груша, банан, апельсин и т. п.).

    Слайд 13

    Использование пиктограмм в повседневной жизни. В обычной жизни мы тоже используем пиктограммы. Определения в Интернете Пиктогра́мма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. ... http://ru.wikipedia.org/wiki/Пиктограммы

    Слайд 15

    Пиктограммы в альтернативной коммуникации Работа по ознакомлению ребенка со знаком-символом происходит постепенно, начиная со знакомства с натуральным предметом, затем проходит этап, на котором дети учатся соотносить реальный предмет с его фотографией, далее предмет соотносится с предметной картинкой и только после этого — с пиктограммой. Последовательность знакомства с пиктограммой «Мыть руки» (рис. 1): сначала это реальное изображение крана с водой, следующая ступень — это предметная картинка, изображающая водопроводный кран, и в заключение — пиктографическое изображение данного действия.

    Слайд 16

    Альтернативные средства используются и в работе логопеда при коррекции звукопроизношения, например, при проведении артикуляционных упражнений. Сначала ребенок видит фотографию логопеда, который выполняет упражнение «Бублик» (рис. 2). Далее ребенку предлагается реальное изображение бублика, постепенно мы переходим к использованию предметной картинки, и в завершение появляется пиктограмма артикуляционного упражнения «Бублик» .

    Слайд 17

    Использование карточек PEKS как средства альтернативной коммуникации

    Слайд 21

    Коммуникативная карточка «играть»

    Слайд 22

    Коммуникативная карточка «заниматься»

    Слайд 23

    Жест. Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.

    Слайд 26

    Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, в т.ч.« безречевых », необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Желательно поощрять любую речь, в том числе и лепетную . В работе с « безречевыми » детьми педагог должен стремиться добиться подражания в повторении звукоподражаний, обиходных слов, простых фраз. Очень важно, чтобы ребенок с умственной отсталостью, речевой и « безречевой », умел подражать. Это относится и к речи, и к движениям.

    Слайд 27

    Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем — повторять слова и предложения. С этой целью используют сопряженную речь, отраженную (эти два приема способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, а также соблюдению пауз, логического ударения) и хоровую (хоровая речь должна быть: легкой, плавной, четкой, выразительной).

    Слайд 28

    Жест «гулять»

    Слайд 29

    Для развития подражательной речи, вызывания эмоционального отклика, непосредственного интереса к звучащей речи можно использовать логоритмические , фоноритмические упражнения, способствующие развитию общих движений, памяти, внимания, чувства ритма, развитию мелкой моторики, речевого дыхания, силы голоса и т.д. Широко используются на всех этапах урока систематически повторяющиеся речедвигательные упражнения. Кинезиологические упражнения. Кулак — ребро — ладонь» Ладони лежат на столе или на коленях. Сменять последовательно три положения руки: ладонь сжимают в кулак, ладонь ставят на ребро, ладонь кладут на стол (колено).

    Слайд 30

    Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь) На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь). Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь) В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь). Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь), Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь). Наряжались зайчики (кулак) — Надевали (ребро) тапочки (ладонь).

    Слайд 31

    Рубим капусту». Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

    Слайд 32

    «Домик». Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

    Слайд 33

    «Барабан». Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-2-3 и т.д. Затем тоже сделать левой рукой.

    Слайд 34

    «Циркачи». Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

    Слайд 35

    «Лучики». Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук постепенно ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки.

    Слайд 36

    При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

    Слайд 37

    Применение современных технических средств обучения

    Слайд 38

    Использование iPad и компьютера как дидактического средства альтернативной коммуникации

    Слайд 41

    Очень важно помнить, что когда речь идет о человеке с функциональными проблемами или ограничениями, есть риск поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации. Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.

    Слайд 42

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды

    Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....

    Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

    Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

    «Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

    У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

    Развитие механизмов творческого восприятия и мышления у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

    В презентации представлены творческие механизмы воздействия на восприятие и мышление  у детей с ТМНР.  Восприятие окружающего мира через чувственный опыт; научные исследования в об...

    Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

    Программа элективного курса (модуля)  «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организац...

    "Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи."

       Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Работу по развитию моторной активности нужно начинать с самого раннего возраста. Своевр...

    Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.

    Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...