Развитие механизмов творческого восприятия и мышления у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
презентация к уроку на тему

Дерстуганова Ольга Николаевна

В презентации представлены творческие механизмы воздействия на восприятие и мышление  у детей с ТМНР.  Восприятие окружающего мира через чувственный опыт; научные исследования в области изучения формирования творческого восприятия и мышления; создание обогащенной сенсорной среды для развития творческого воображения и мышления; воздействие различных  видов  искусства на определенные органы чувств .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Учитель домашнего обучения Дерстуганова Ольга Николаевна

Слайд 2

Восприятие окружающего мира через чувственный опыт Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, занимает развитие сенсомоторики , поскольку она влияет на процесс обучения ребёнка.

Слайд 3

Научные исследования в области изучения формирования творческого восприятия и мышления Изучением сформированности творческого воображения у детей занимались О.В. Боровик, С.К. Сиволапов, они исследовали особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи и указывали на редкое проявление у этих детей фантазии и выдумки, на отсутствие живости воображения, яркости и оригинальности. Из-за быстрого наступления утомления дети с общим недоразвитием речи не могут завершить начатое дело, у них отличается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он вообще отсутствует. На недостаточность развития творческого воображения сказывается бедность накопленных знаний и представлений.

Слайд 4

Научные исследования в области изучения формирования творческого восприятия и мышления В исследованиях Л.С. Выготского указывается, что задержка речевого развития знаменует собой и задержку развития воображения. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной , Л. В. Антоновой-Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В. М. Бехтерева также доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген , который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности мышления.

Слайд 5

Научные исследования в области изучения формирования творческого восприятия и мышления К основным психолого-педагогическим особенностям умственно отсталых детей относятся: инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, из-за чего потребность в общении часто не возникает − дети не умеют общаться со взрослыми и со сверстниками. Большинство умственно отсталых детей с ТМНР имеют недоразвитие моторики и зрительно- двигательной координации, слабость развития волевых процессов, характерна также эмоциональная незрелость, ограниченность диапазона переживаний (описаны в работах М. С. Певзнер, Е. А. Стребелевой , и др.). В связи с этими особенностями необходимо решать множество сложных задач по всестороннему развитию умственно отсталого ребенка. Многочисленные исследования объективно подтверждают позитивное влияние лечения искусством на детей с самыми разными проблемами в поведении и развитии. В последнее время в сфере специальной педагогики и психологии увеличивается количество исследований, посвященных воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья посредством искусства. О. С. Никольская, Р. К. Ульянова, С. А. Морозова в своих работах отмечали важность использования сказок, стихов, музыкальных произведений.

Слайд 6

Создание обогащенной сенсорной среды для развития творческого воображения и мышления Для того что бы развивать творческое воображение у детей с ТМНР необходимо создать обогащенную среду. Создание такой среды, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия . Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интеpec . А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего развития детей. Главная цель арт-терапии - гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка. Для применения методов и видов арт-терапивтического воздействия, наиболее эффективным является интегрированный урок . Такие уроки вызывают у детей интерес, способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Успешность так называемого «лечения искусством» на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что данный терапевтический метод в разных своих формах подходит для работы с детьми, имеющими абсолютно любые нарушения развития или поведения . Арт-терапия может быть групповой или индивидуальной, активной или пассивной и, по сути, она является целым комплексом, совокупностью различных психокоррекционных методик, в основе которых – различные виды искусства Каждый вид арт-терапии оказывает сильное воздействие на определенные органы чувств ребенка, и при правильном сочетании разных методов арт-терапии активизируются и начинают развиваться наиболее слабые, несформированные каналы восприятия информации

Слайд 7

Задачи интегрированного урока с применением арт-терапии Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; Увеличение объема внимания и памяти; Формирование приемов умственных действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей. Развитие речи, строить простейшие умозаключения

Слайд 9

Музыкотерапия Коррекция эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, Наиболее приемлема: классическая, народная музыка. Регуляция психоэмоционального состояния детей: уменьшает чувство тревоги и неуверенности; уменьшает раздражительность, разочарование; снимает напряженность в отношениях с другими людьми ; улучшает самочувствие, активность, настроение ; уменьшает злобность, агрессию В процессе активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по- разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью.

Слайд 10

Коррекционные задачи Развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного характера; Развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру; Формирование чувства ритма, способности запоминания и воспроизведения мелодии; Развитие музыкально-ритмических движений и целых композиций (пение с движением, игры); Обогащение представлений об окружающем мире

Слайд 11

Формы музыкотерапии

Слайд 12

Изотерапия Это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет ребёнка подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями.

Слайд 14

Изотерапия Рисование способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления. Для развития мышления учащихся необходимо, прежде всего, формировать у них способность наблюдать. Это требование дидактики является очень важным, так как ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще...» У умственно отсталых детей отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Все это ставит перед школой задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов. Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сенсорные недостатки, свойственные умственно отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению многих исследователей, таким положительным эффектом обладает рисование. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер.

Слайд 16

Изотерапия Благодаря изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребёнка. Применение нетрадиционных техник рисования способствует также обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними Приобретая практические умения, навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством совершенствуют органы чувств, развиваютумения наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Слайд 18

Имаготерапия Занятия театрализованной деятельностью детей с ОВЗ здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента, обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Слайд 19

Библиотерапия Чтение под руководством взрослого специально подобранной литературы с последующим обсуждением способствует не только нормализации, но и оптимизации психического состояния ребенка. В ходе занятий у детей с умственной отсталостью активизируется мыслительная деятельность, воображение, происходит развитие всех компонентов речи, коммуникации, творческих проявлений. Существует две формы арт-терапии : пассивная (ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения); - активная (ребенок сам создает продукты творчества:рисунки , скульптуры).

Слайд 20

Результаты применения методик арт-терапии Обеспечение эффективного эмоционального реагирования, придает (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ОВЗ. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии ), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции . Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной « Я-концепции » и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Слайд 21

Результаты применения методик арт-терапии Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. В работе с детьми специальной коррекционной школы для получения наиболее положительного результата в коррекционно-развивающей работе необходимо использовать все многообразие арттерапевтических методик. При правильном сочетании обучение проходит наиболее эффективно. Занятия изотерапией с элементами музыкотерапии оказывают положительное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным и стереотипным. Данная коррекционно-развивающая работа должна носить систематический, целенаправленный характер.

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Слайд 23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. 248 с. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. 207 с. Гаврилушкина О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой . - М.: Просвещение, 1993. 224 с. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1982. 168 с. Евтушенко И.В. Роль музыкальных занятий в коррекции поведения умственно отсталых детей //Психолого-педагогические проблемы обучения: Сб. науч . статей аспирантов. - М.: МГОПИ, 1994. С. 124-128 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: БукМастер , 1993. 191 с. Миловская С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1972. С.60-76. 404


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды

Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Программа образования обучающихся с умеренной, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Программа предназначенадля реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными наруш...

Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...

Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...